У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время - время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения. Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь, речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обе спечить это становление. Школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Поэтому совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.

Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Поэтому неудивительно, что часть президентского послания, которая посвящена стратегии развития российского образования, широко обсуждалась педагогами. Основной акцент в послании президента был сделан на школьном образовании, поскольку именно оно является определяющим и самым длительным этапом в жизни каждого человека. По словам Президента, сфера образования - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Учитель находится в постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Задачи, стоящие сегодня перед учителем, кардинально отличаются от тех, которые выполнялись им совсем недавно. Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их запоминание. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Для достижения этих целей учителю нужно сформулировать их через учебную деятельность школьника и работать над организацией процесса обучения с целью достижения максимальных результатов. А постановка различных целей и предполагает использование различных методов и приёмов обучения. Поэтому учителю необходимо иметь в своём арсенале множество приёмов, методов и стратегий, так как ему приходится решать задачи разного уровня. Но и не следует также забывать, что используемые формы преподавания должны варьироваться от возраста, уровня подготовленности учащихся, их интересов. Наличие культуры учебного труда предполагает, что школьникам предъявляют высокие требования, но вместе с тем они не бояться рисковать, высказывая какую-либо идею.

Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив школу, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.

У читель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли учителя в современном обществе - признаем её ключевой. Ведь учитель - главное звено, основа и душа системы образования. Общество ждёт от учителя высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию будущего поколения.

В условиях модернизации образования на современном этапе одной из центральных является задача по повышению социального статуса педагогического работника, оформление законодательной базы по регулированию статуса педагогов.

Одной из задач российского законодательства в сфере образования является четкое определение прав и обязанностей учителя, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности. Эта задача еще раз подтверждена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным: « Главная цель, которую мы ставили в рамках модернизации образования, - это, прежде всего, рост качества школьного образования. Решению именно этой задачи подчинена работа по обновлению материальной и учебной базы школ, по повышению профессиональной квалификации, престижа учительского труда, в том числе через его справедливую, заслуженную оплату». Каким должен быть педагог новой школы? Готов ли он соответствовать современным требованиям к процессу обучения?

Статус учителя - это индикатор эффективности государственного и общественного устройства. Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Поэтому одним из направлений является развитие учительского потенциала. Большое внимание уделяется организации непрерывного повышения квалификации учителей, совершенствованию форм и методов обучения, повышению профессиональной компетентности педагогов. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Самообразовательная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Компетентность в педагогической деятельности в школе-интернате отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Проявляется это в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое поведение учителя позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.

На занятиях учитель сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы, организует самостоятельную работу учащихся (воспитанников), сокращает однотипные упражнения. Создает ситуацию активного общения - не только монолога, но и диалога, позволяющих ученику (воспитаннику) выразить себя, проявить инициативу, самостоятельность в способах выбора познавательной деятельности, типов учебных заданий, вида и форм дидактического матери.Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения».

Это облик идеального учителя - воспитателя на все времена. Поэтому повышение профессионального уровня педагога и формирование педагогического корпуса, который соответствует запросам современной жизни, является необходимым условием работы школы в системе образования России, условие, которое должно отвечать уровню современного качества образования.

Профессиональный рост - это внутренняя потребность личности в развитии. Внутренний мотиватор человека, для которого в сфере его предметной деятельности открывается ресурс личной свободы. Особый смысл приобретает понятие в области педагогики. Поскольку именно профессионально состоявшийся педагог способен лучшим образом "зацепить" личностное начало ребенка, помочь ему вкусить радость от процесса развития.

Профессиональный рост - внутренняя потребность и внешняя необходимость

Существует система повышения квалификации специалиста. Отношение к ней может быть разное. Часто курсы повышения квалификации воспринимаются как внешняя необходимость, которая навязана планом, либо стандартами отрасли, либо прихотью начальства. В этом случае процесс вопринимается как внешняя необходимость. Часто случается, что время, предусмотренное для профессионального развития, становится потерянным. Иногда это время используется с удовольствием и не по назначению.

Для того чтобы процесс принес пользу, необходимо, чтобы профессиональный рост стал потребностью специалиста. И дело не только в материальном стимуле. Это, скорее, бонус, нежели цель для профессионального (в истинном смысле этого слова) развития.

Как повышение квлификации превратить в живой процесс развития?

Для того чтобы внешняя необходимость совпала с внутренней потребностью человека, должны быть выполнены несколько принципиальных условий:

  1. Важно, чтобы профессиональный рост позволил расширить границы личного опыта человека.
  2. При формировании плана повышения квалификации желательно исходить из запросов специалиста и соотносить их с интересами организации.
  3. Результаты курса повышения квлификации осуществляются в практическом применении, в форме продукта. Именно он служит основой оценки профессионального роста.

Как измерить результаты профессионального роста

В какой момент повседневной дятельности и планомерного развития можно с уверенностью сказать, что вот оно, свершилось? И возможна ли такая оценка в принципе?

Есть великий постулат личностного развития, который гласит, что человек развивается в сравнении с самим собой, на разных временных интервалах своей личной истории. По результатам прохождения курсов повышения квалификации возможно и, более того, необходимо оценить его профессиональный рост. Для этого уже существуют методы, например самоанализ деятельности. В качестве иных форм "личного зачета" можно ввести разработку методического пособия, в качестве практического применения теоретического курса, полученного в рамках повышения квалификации, - разработку экспериментального метода в интересах учреждения.

Учить учителя - значит мотивировать ученика

В педагогической среде часто наблюдается определенная профессиональная патология: всегда учить и быть правым. Это худшая форма педагогического эктремизма. Самый верный путь - оставаться живым человеком, способным постоянно учиться. И в первую очередь - у детей. Именно так. Сократовский метод никто не отменял. Принцип "допустим, ты прав" - абсолютное принятие допущения ошибки. А на следующем этапе процесса - совместный с учеником поиск пути достижения истины.

Профессиональный рост - для поиска иситинного решения совместо с учениками, а не процесс технической передачи информации с разных носителей. Результат может быть оценен по качеству мотивации учеников в процессе нахождения ответа, а не в попытке "угадать", что от него требует учитель. Профессиональный рост педагога измеряется результатами ученика. Правило известно со времен античности.

Ученик должен превзойти учителя

Профессиональный рост учителя в качестве результата проявляет себя в мотивации ученика к познанию. И если ученик спорит с преподавателем в попытке доказать, что он прав, можно - цель достигнута, и стоит порадоваться результату! Это лучший итог профессионализма учителя. Увы, в нашей традиционной школе с консервативным директором и стандартной системой далеко не каждый педагог готов это услышать и тем более принять такую позицию. Поэтому, когда встает вопрос о "современном поколении", с его способностью мышления в картинках и комиксах, вопрос следует задать учителям: "Кто они?"

Личностный и профессиональный рост в системе педагогики - основной принцип развития. Эта сфера не терпит формализма и статичности. Начинать менять общество следует с воспитания нового поколения учителей, которые способны заменить унылый монолог живым диалогом с учеником. Умение построить такого качества коммуникацию таится в способностях и степени духовной открытости педагога. Это качество присуще людям, способным к постоянному самосовершенствованию. Разрушение стандартов и гибкость - это путь Мастера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ «Иркутский государственный университет»

Педагогический институт

Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества профессионального образования

Сентемов Андрей Владимирович

В исследовании представлен теоретический анализ проблемы профессионального роста педагога. Профессиональный рост педагога рассматривается как необходимое условие обеспечения качества образования. Проанализирована взаимосвязь профессионального роста педагогов профессионального образования с социально - профессиональным статусом и успешностью в реализации своей педагогической деятельности.

Современная образовательная система характеризуется повсеместными масштабными изменениями и всесторонним реформированием. Особенно значимо это проявляется в последнее время -- эпоху смены образовательной парадигмы, перехода к системе непрерывного образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образовательной политики современности становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального развития педагогов. Новые целевые установки, в основу которых заложен приоритет личности, заставляют акцентировать внимание на повышении уровня общей и профессионально-педагогической культуры педагога, на формировании у него потребностей в постоянном профессиональном развитии. Только высокая компетентность педагога, умение самостоятельно формулировать и решать профессиональные задачи, сформированность мотивации к самообучению и саморазвитию, способность к самоанализу и овладение новейшими информационными технологиями позволит ему высокоэффективно работать в постоянно меняющихся современных условиях.

Организация образовательной деятельности должна осуществляться на основе тех современных требований к качеству образовательных услуг, которые ставятся перед нами в новых и обновленных нормативно-правовых документах, регулирующих работу образовательных организаций.

Увеличение и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на профессиональный стандарт профессионального образования требуют постоянного профессионального роста педагогов, что определило цель статьи - выявить основные пути обеспечения этого роста как необходимого условия повышения качества образования. Педагогический аспект определяет качество профессионального образования в соответствии с реализацией принципа вариативности в образовании, а также личностно -ориентированное взаимодействие педагога с обучающимися.

Для преподавателей качество образования характеризуется следующим образом:

1. Положительная оценка их педагогической деятельности;

2. Оптимальный подбор методов, приемов и форм взаимодействия.

3. Успешное развитие обучающихся в соответствии с требованиями профессионального стандарта и целевыми ориентирами;

4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, как одно из приоритетных направлений работы с учащимися;

5. Рациональное использование рабочего времени;

6. Обеспеченность образовательного процесса всем необходимым оборудованием, пособиями, дидактическими материалами ит.д.

Для руководителя профессионального образования - это:

Достойная оценка деятельности педагогов, повышение престижа учреждения;

Полное усвоение выбранных программ.

В связи с этим можно сделать вывод, что качество образования - это и есть и процесс, и его результат.

Профессионализм как совокупность личностно - деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности, рассматривали Н.В. Бордовская, С.Г. Вершиловский, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, И.А. Зязюн, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, К.М. Левитан, Л.М. Митина, А.А. Реан, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов, В.Д. Шадриков и др. Под профессиональным ростом в литературе понимается приобретение профессионального мастерства, повышения уровня компетентности в педагогической деятельности. (А.А. Деркач, А.К. Маркова, М.М. Поташник и др.). М.М. Поташник отмечает, что профессиональный рост педагога связан с приобретением способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации, сохранения здоровья детей. Профессиональному становлению педагога посвящены научные исследования К.Б. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др.

Для выявления уровня профессионализма педагогов было проведено выборочное исследование на базе ВС УЦПК ОАО РЖД» Всего было охвачено 5 преподавателей, 2 мастера 3 специалиста. Исследование было репрезентативным как с количественной, так и с качественной стороны, что дает возможность учесть полученные результаты в работе с педагогическими кадрами и внести коррективы в систему профессиональной подготовки и переподготовки педагогов. В процессе исследования использовались аналитические, статистические и социологические методы.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что 40% педагогов включая, специалистов не планируют свой профессиональный рост в будущем. Основной причиной они называют невозможность занять более высокую должность в системе профессионального образования. Интересен тот факт, что 38% педагогов считают, что они уже достигли определенного профессионального уровня, 22% - что им не позволяет возраст, а 10% не видят возможности занять более высокую должность в своем учреждении. При этом большая часть испытуемых понимает профессиональный рост скорее как профессиональное развитие, а не как профессиональную и должностную карьеру. В числе других причин (12,5%) указали отсутствие перспектив для улучшения состояния профессионального образования. На вопрос, что следует изменить в целях повышения качества профессионального образования: 15% педагогов (все со стажем более 15 лет) заявили, что на их взгляд, перемен уже достаточно.

Свой профессиональный рост в будущем планируют только 28% испытуемых, в том числе 18% специалистов и 10% воспитателей. Из числа педагогов со средним педагогическим и высшим непрофильным образованием чаще планируют свой профессиональный рост специалисты- 46% , значительно реже других воспитатели- 29%. Но при этом 33% специалистов и 40% воспитателей планируют свой профессиональный рост лично для себя и не имеют составленного и подписанного руководителем плана профессионального роста. При этом большая часть испытуемых считают, что педагогическому работнику необходимо планировать свой профессиональный рост.

В числе видов планирования своего профессионального роста педагоги указали: повышение знаний и практических навыков, чтение педагогической литературы, выступления на заседаниях методического объединения, семинарах и конференциях, участие в проектах, получение квалификационной категории, курсы повышения квалификации, обучение в вузе, поступление в магистратуру.

В ходе исследования было выяснено, что только 31% от общего числа респондентов занимаются самообразованием регулярно, что сказывается на формировании профессионально важных качеств личности. Профессиональной компетентности и характеризует профессиональный рост педагога. Слабая мотивация профессионального роста часто сопровождается недостаточной подготовкой, что затрудняет вхождение в профессию.

В ходе исследования респондентами были выделены следующие условия успешного профессионального роста педагогов: изменение их позиции на самостоятельную и активную деятельность, обеспечение психологического сопровождения, всестороннее использование интерактивных методов в процессе повышения квалификации, обеспечение равноправия субъектов образовательного процесса.

педагог профессионализм качество образование

На основе проведенного исследования можно выделить следующие основные пути активизации профессионального роста педагогов как условия повышения качества профессионального образования:

1. Личностно - ориентированное взаимодействие руководителей и педагогов с научными центрами, методическими службами, учреждениями дополнительного профессионального образования;

2. Интеграция ценностных приоритетов профессионального образования;

3. Общность интересов педагогов и руководителей на основе взаимопонимания, доверия, уважения достоинства личности, диалога;

4. Психолого-педагогическое сопровождение и оперативная методическая поддержка потенциальных возможностей педагогов.

Таким образом, качество профессионального образования непосредственно зависит от профессионального роста педагогов, от их стремления к успешной педагогической деятельности, суть которой детерминирована умением проектировать и реализовывать в педагогическом процессе профессионального учреждения условия, необходимые для формирования тех или иных качеств в развитии человека.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и цели создания профессионального стандарта современного педагога: повышение качества образования, измеритель квалификации педагога, средство отбора кадров, основа для формирования трудового договора. Значение дополнительного образования.

    презентация , добавлен 05.02.2014

    Педагогическая деятельность педагога профессионального образования. Профессиональные качества педагога профессионального обучения по направлению "Технологическое оборудование". Анализ содержания подготовки педагога для формирования значимых качеств.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Социальная компетентность и ее виды. Исследование социальной компетентности социальных педагогов. Метод исследования и его этапы. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность "социальная педагогика").

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Творческий потенциал личности как определяющий фактор успешности педагога дополнительного образования. Развитие субъектности и развитие интеллекта педагога как актуальные проблемы психологии образования. Характеристика модели профессионального развития.

    реферат , добавлен 16.03.2016

    Специфика формирования творческих умений у будущих педагогов профессионального образования, используемые в данном процессе методы и приемы. Опытно-поисковая работа по определению уровня творческих умений у будущих педагогов профессионального образования.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

    Принципы, формы и методы и специфические особенности социально-педагогической работы в учреждениях начального профессионального образования. Социально–профессиональная компетенция как критерий определения качества начального профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Система Российского образования на современном этапе развития общества. Профессиональная деятельность педагога. Стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основные методы профессионального взаимодействия педагога и учащихся.

    реферат , добавлен 07.01.2011

    Роль и место среднего профессионального образования в системе профессионального образования РФ. Структура государственного финансирования учреждений образования. Бизнес-процесс подготовки приема и отправки группы образовательного тура в колледже.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2013

    История развития начального профессионального образования. Профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат. План развития начального профессионального образования в национальном проекте "Образование". Задачи инновационных образовательных программ.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Понятие среднего профессионального образования, типы учреждения, контингент учащихся, организация социально–педагогической деятельности с подростками из неблагополучной семьи. Методы и формы работы социального педагога профессионального училища.

С. И. Назарова

(Санкт-Петербург)

Стратегия профессионального роста современного учителя

Статья посвящена научно-методическому обеспечению процесса профессионального роста учителя в условиях внедрения ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога, которое строится на принципах субъектной ориентации,учета изменяющихся требований к образованию и деятельности учителя, гибкости и вариативности, преемственности и согласованности.

В условиях внедрения и реализации Федерального государственного стандарта общего образования и профессионального стандарта педагога учителю необходимо выстраивать собственную стратегию профессионального роста. В этом смысле разработка модели научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня учителя поможет поиску новых и эффективных путей обеспечения качества образовательного процесса в школе.

Целью научно-методического сопровождения профессионального роста учителя является формирование у него системных психолого-педагогических знаний по организации образовательного процесса, оценке и обеспечению его качества. Такое сопровождение должно строиться на принципах субъектной ориентации, учета изменяющихся требований к образованию и деятельности учителя, гибкости и вариативности, преемственности и согласованности, опережающего характера.

Соответствуя требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом и ФГОС общего образования к современному педагогу, он должен обладать способностью и готовностью совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, знать информационные технологии и использовать их в своей профессионально-педагогической деятельности, решать проблемные ситуации и нести ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции. Самостоятельно осваивать новые методы и образовательные технологии, знать системы оценивания деятельности обучающихся, владеть самодиагностикой и основными методами диагностики профессионально-педагогической деятельности и образовательного процесса в целом.

Включение требований профессионально-

го стандарта в аттестацию педагогических кадров как нормативного документа во многом определило характер деятельности педагога и отношение к личности педагогического работника, его профессионально важным качествам и элементам квалификации. Требования к педагогу, отраженные во ФГОС общего образования и подкрепленные профессиональным стандартом, привели к созданию новых, более совершенных и прогностичных методов оценки качества профессиональной деятельности . Сегодня в основе процедуры аттестации педагогов лежит новая система оценивания педагогических работников, связанная с реализацией главной стратегической задачи - повышением качества образования .

Нами выделены четыре группы составляющих качества образования.

Первой составляющей системы мониторинга качества образования в школе было определено качество результатов образовательного процесса. Преследуемой целью было удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и повышение комфортности школьной жизни. Объектами мониторинга явились: динамика изменений в обу-ченности, развитии и воспитанности обучающихся, готовности к продолжению образования, изучение психологического состояния обучающихся, отношений с учителями, педагогами-воспитателями, родителями, друзьями, удовлетворения их познавательных потребностей и изучение состояния их здоровья. Формы мониторинговых исследований были следующие: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, контрольно-методические срезы знаний, также медицинское обследование и наблюдение, беседы с родителями. Полученные результаты мониторинга являлись основой для конструирова-

ния целей и ресурсов учебной и воспитательной работы, планирования и коррекции планов методической работы по конкретным предметам .

Второй составляющей мониторинга качества образования в школе было качество образовательного процесса, его условия и ресурсы - оценивались результаты уроков, события, мероприятия и т.п. Преследуемой целью было обеспечение оптимальных условий организации образовательного процесса. Объектами мониторинга явились: качество уроков, внеурочных внутришкольных событий и мероприятий, методической и экспериментальной деятельности. Формы мониторинговых исследований - внутришкольный контроль уроков, событий, мероприятий, внеурочных занятий, в том числе занятий в секциях и т.д. Анализировалась работа методических объединений, проблемно-творческих групп, экспериментальная работа. Полученные результаты мониторинга являлись основой для конструирования целей методической и организационной работы, планирования и коррекции содержания и технологий внутришкольного контроля.

Третьей составляющей мониторинга качества образования в школе было качество кадрового обеспечения образовательного процесса, которое оценивалось по результатам деятельности учителя. Целью мониторинга было обеспечение оптимальных условий для реализации учителем всех профессиональных компетенций и обеспечения комфортности его деятельности. Объектами мониторинга явились: динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя; изучение психологического состояния учителя и воспитателя, их отношения к работе; оценка учителем и воспитателем результатов своего труда, удовлетворенность результатами, уровнем своего профессионализма, участием в жизни школы. Формами мониторинговых исследований были собеседования, анализ уроков, анкетирование, наблюдение, беседы и другие отчетные документы. Полученные результаты мониторинга явились основой для планирования и коррекции планов по самообразованию учителя, проектирования научно-методической работы школы, а также основой для оценки качества внутри-школьного контроля и других видов управленческой деятельности администрации школы.

Четвертой составляющей мониторинга качества образования было качество управления образовательной организацией и в целом образовательным процессом школы. Цель мониторинга - обеспечить оптимальные условия для реализации задач и основной миссии школы всеми участниками образовательного процесса. Объектами мониторинга явились: структура управления, методы управленческой деятельности, стиль управленческой деятельности и уровень профессиональной компетентности субъектов управления. Формы мониторинговых исследований - анкетирование, самоанализ, наблюдения, внешняя экспертиза .

Ключевой точкой школьного мониторинга качества образования в школе является включение учителя как субъекта в мониторинговые технологии. Идеи, концепции, ценности могут быть в реальном образовательном процессе «спрятаны» за методиками и технологиями, которые для многих учителей играют роль целеобразующих ресурсов. Важным звеном в управлении образовательным процессом являются созданные в школе психолого-педагогические условия «личностного роста» и реализации профессиональных компетенций учителя в системе внутришко-льной методической и экспериментальной деятельности .

В ходе опытно-экспериментальной работы, проводимой на экспериментальной площадке школы № 4 г. Всеволожска Ленинградской области, рассматривали каждую профессиональную компетенцию как единство трех составляющих: когнитивной - наличие системы педагогических и специальных предметных знаний; операционально-технологической - владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету; личностной - этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста.

Разработанная и апробированная рабочая модель мониторинга системы компетенций современного учителя позволяет ему выстроить собственную стратегию профессионального роста и включает следующие составляющие: предметно-методологическую, психолого-педагогическую, исследовательскую, ак-меологическую, коммуникативную, компетентность в области валеологии образовательного процесса, компетентность в сфере медиатехнологий и умения проектировать

Карта мониторинга профессиональной компетенции учителя

№ Составляющие мониторинга Год, месяц Самооценка Экспертная оценка

1 Предметно-методологическая

2 Психолого-педагогическая

3 Валеологическая

4 Коммуникативная

5 Медиатехнологическая

6 Управление системой «учитель - ученик»

7 Трансляция собственного опыта

8 Исследовательская

9 Акмеологическая

дидактическое оснащение образовательного процесса, компетентность в области управления системой «преподаватель - обучающийся» и компетентность в сфере трансляции собственного опыта.

Включив данную систему компетенций в структуру модели мониторинга качества образования в школе, мы основывались на том, что постоянный контроль управленческого состава школы и самоконтроль педагога дадут ощутимый результат в активизации педагогической деятельности, а следовательно эффективности учебно-познавательного процесса обучающихся.

В настоящее время во Всеволожской школе № 4 отработана технология мониторинга уровня профессиональной компетентности учителя, она представляет собой алгоритм совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Ежегодно карта мониторинга профессиональной компетенции учителя заполняется сначала учителем, затем экспертной группой, в состав которой входят все члены аттестационной комиссии школы (таблица).

При заполнении карты мониторинга профессиональной компетенции учитываются результаты годичного административного контроля, участия учителя в методической и экспериментальной работе школы, итоги аттестации, обучение на курсах повышения квалификации и т.д. Система оценки профессиональной компетенции учителя отработана с учетом требований профессионального стандарта педагога и представляет собой нормативный документ в управлении качест-

вом образования в данной школе. Например, оценка предметно-методологической компетентности учителя имеет оптимальный уровень, если учитель отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике, следит за современными исследованиями по базовым наукам, что отражено в оборудовании кабинета, организации учебной деятельности, содержании урочной и внеурочной деятельности учеников, а также имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в том числе групповые, проектные. Однако оценка будет критической, если учитель практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой и в основном применяет традиционные методики. И оценка профессиональной компетенции учителя будет достаточной, если учитель использует материал педагогических публикаций для подготовки докладов, отчетов, использует групповые, проектные формы работы с обучающимися. Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса.

Карты мониторинга хранятся в открытом доступе в методическом кабинете и управленческой папке учителя. Данные мониторинга используются в управлении и являются материалом для ежегодного анализа уровня профессиональной компетенции учителя и помогают вовремя корректировать процесс непрерывного профессионального развития педагога, определяющего качество образования и результативность деятельности совре-

По результатам мониторинга выделяются «западающие» компетенции и определяется выбор индивидуальной методической темы учителя. Как правило, в ней отражается связь форм работы учителя с составляющими его профессиональной компетенции. Например, в ходе мониторинга выясняется, что учителю необходимо повысить уровень валеологиче-ской компетенции. Педагогу рекомендуются на выбор формы деятельности, повышающие уровни того или иного вида компетентности.

меннои школы.

Такими формами могут быть, например: курсы вне школы по технологиям общения и ва-леологии; работа в проблемно-творческой группе в школе; работа над темой самообразования в течение года с обобщением достигнутых результатов на методическом объединении или педагогическом совете; разработка и реализация тематического цикла классных занятий; организация и ведение межпредметного элективного курса; обобщение статей периодической печати с выступлениями на методическом объединении.

Литература

1. Приказ Министерства труда и соц. Защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: зарегистрирован Минюстом 06.12.2013, рег. № 30550 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

2. ФГОС общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., с изменениями, утвержденными приказом Ми-нобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644.

3. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.

4. Брежнева М. Н., Назарова С. И., Первутинский В. Г. Содержание и технология мониторинга, определяющие уровень профессиональной компетентности учителя // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. ст. / под общ. ред. И. И. Соколовой, Т. А. Каплуно-вич. - СПб.: Филиал ФГБНУ ИУО РАО в СПб, 2016. - С. 108-118.

5. Назарова С. И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта // Человек и образование. - 2015. - № 1 (42). - С. 129-133.

6. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Эйдос» ; Изд-во Института образования человека, 2013. (Серия «Новые стандарты»).

М.М.Поташник УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РОСТОМ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Поскольку рассматриваемое понятие многосложно, мы раскроем его в формулировках нескольких ученых, которые не противоречат, а дополняют друг друга.

Профессиональный рост учителя - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию , социализации и сохранению здоровья школьников.

В этом (нашем) определении обращаем внимание на Оптимальность реализации педагогических задач для учителя - профессионала (мастера), что означает три эквивалентных характеристики:

- оптимальный - наилучший не вообще, а для конкретных условий;

Оптимальный наилучший с точки зрения заранее заданных критериев;

оптимальный - наилучший из нескольких возможных вариантов.

В конечном счете, оптимальность профессионального означает получение максимально возможных для конкретных условий результатов этого роста при минимально Необходимых расходах времени, сил, средств и др.

Профессиональный рост учителя - это самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, уме, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций.

В этом определении члена-корреспондента РАО, профессора А.В. Мудрика под стереотипом подразумевается общепринятый образец, которому следуют, и потому профессиональность, профессионализм включают, прежде всего, высокую качественную оценку возможностей педагога.

Профессиональный рост учителя - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из:

- внутренних качеств: генетически заданных педагогических задатков, природной телесности (внешний облик, состояние здоровья), темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей;

- внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами: научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др.

Это определение кандидата педагогических наук М.В. Левита дополняем комментарием: профессиональный рост учителя - это основанные на знании своих возможностей и потребностей выбор, переработка и обретение новых педагогических знаний и умений, превращающихся со временем в устойчивые личностные свойства (качества) учителя как профессионала.

Профессиональный рост - это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми (определение дано Е.А. Ямбургом).

Профессиональный рост учителя - это процесс, и тут важно помнить о том, что этот процесс никогда незавершим подобно принципу незавершимости воспитания. *

Рассмотрим теперь понятия «профессиональный рост» и «профессионально-личностный рост учителя.

* См. об этом: А.В. Мудрик. Социальная педагогика. - М., 2000. -

В педагогической литературе есть несколько подходов к толкованию названных понятий. И все они имеют свои резоны.

Некоторые психологи полагают необходимым и достаточным использование понятия «личностный рост человека*, что, по их мнению, включает в себя и такую, с их точки зрения, частность, как его профессиональные качества и их развитие (рост). Для них «личность» - это наиболее фундаментальное и обобщающее понятие, включающее в себя практически все, что есть в человеке, все, Чем его можно охарактеризовать.

Другие полагают, что личностные характеристики заданы на уровне биологического и в какой-то степени социального наследования, они неизменны, а профессиональные характеристики приобретаются и могут существовать сами по себе (как бы независимо от личностных) и на личностные не влияют.

Мы полагаем, что профессиональный и личностный рост Педагога тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга, могут усиливать или тормозить друг друга, помогать или мешать друг другу.

Рассмотрим это подробнее. Каждый учитель обладает тем

Или иным интеллектом, типом мышления, темпераментом, характером, физическими данными, харизмой, обаянием (или их отсутствием), обладает музыкальным слухом и голосом (или не обладает), владеет искусством

стихохосложения (или оно отсутствует), разной степенью развитости чувства юмора, артистическими умениями и т.д.,

К т.п. Все названные и неназванные личностныё качества

Могут оказать и оказывают очень сильное влияние на профессиональную деятельность учителя, и вряд ли кто-то с

этим будет спорить.

Профессиональные качества педагога, такие как знание ребенка, его учебных возможностей, владение наукой, лежащей в основе учебного предмета, и методикой

Преподавания, умение организовывать походы с детьми,

Проводить классные часы, готовить с детьми школьные

вечера и праздники, работать с компьютером, пользоваться Интернетом, банком цифровых образовательных ресурсов и др. приобретаются, существуют и, главное, реализуются не неким абстрактным, одинаковым для всех механизмом, а конкретным человеком, уже обладающим определенным набором личностных качеств, и потому - профессиональное и личностное в учителе существует в тесном переплетении, взаимосвязи и взаимодействии. Вот почему мы считаем применительно к учителю и точнее, и корректнее говорить о профессионально-личностных качествах, о профессионально-личностном росте, как о положительных изменениях или как о развитии этих качеств. В рассмотренном нами аспекте становится понятным, что термины «профессиональный» и «профессионально-личностный» рост для нас являются синонимичными, а в книге мы используем словосочетание «профессиональный роста исключительно ради краткости.

Профессиональный рост учителя осуществляется двумя путями:

- посредством самообразования , что специально будет рассмотрено в главе II

- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой или методцентром мероприятиях, которые мы объединяем совокупным названием (методическая работа .

Оба пути неразрывно связаны: учитель сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы, и потому последняя приобретает характер самообразования; с другой стороны, как бы учитель сам ни заботился о своем профессиональном росте, сколько бы ни думал о нем, как бы тщательно сам ни проектировал его, он же не может подобно шелкопряду бесконечно вытягивать только из самого себя «нитку» знаний, умений, идей и пр. Наверняка он воспользуется внешними источниками, которые ему предложат школа, завучи, коллеги, методцентр и др., всем тем, что мы называем методической работой.


Close