В 1848 году, когда половина Европы была охвачена революциями, две сардинских дивизии были направлены в Северную Адриатику для поддержки Венеции, восставшей против австрийцев. В течение нескольких десятилетий Венеция являлась базой австрийского флота; там находились арсенал и военно-морское училище, носившее название Marine Collegium . Тегетгоф, Штернек, Пец и почти все австрийские старшие офицеры, проявившие себя при Лиссе в 1866 г., получили в нем свое образование. Моряки Габсбургского флота были итальянцами, на флоте использовался итальянский язык (венецианский диалект). Также на помощь Венеции прибыла неаполитанская эскадра, состоявшая из двух парусных фрегатов, пяти паровых корветов (официально числившихся паровыми фрегатами) и одного брига.

Таким образом, в 1848 г. на Адриатике находилось девять сардинских кораблей под командованием контр-адмирала Джузеппе Альбини и восемь неаполитанских во главе с коммодором Рафаэле де Коза, а также пять достаточно крупных кораблей новой Венецианской республики - корветы «Ломбардия» (бывш. «Каролина», спущен в 1844 г., 810 т, 24 18-фнт пушки), «Чивина» (бывш. «Клеменца», 1838 г., 485 т, 16 36-фнт карронад и четыре 18-фнт пушки), «Индипенденца» (бывш. «Липсия», 1826 г., 482 т, 16 24-фнт карронад, четыре 18-фнт пушки) и бриги «Крочиато» (бывш. «Уссаро», 1847 г., 168 т, 12 24-фнт карронад, четыре 12-фнт пушки) и «Сан-Марко» (бывш. «Тритоне», 1836 г., 450 т, 12 24-фнт карронад, четыре 9-фнт пушки). Все они являлись бывшими австрийскими кораблями, построенными на военно-морской верфи в Венеции, однако не снискали удачи в противоборстве с австрийской эскадрой, включавшей три парусных фрегата, три брига, один паровой корвет и четыре парохода судоходной компании Австрийского Ллойда. Поражение пьемонтских войск на суше в 1848-1849 гг. заставило сардинский флот отойти. Неаполитанцы к тому времени уже были отозваны по распоряжению короля.

Кавур

Сардинский флот приобрел огромную выгоду от деятельности Кавура, занявшего пост министра в 1850 году. Этот великий государственный деятель не только увеличил и провел в порядок флот, но и сумел восстановить дисциплину после беспорядков и случаев неподчинения, имевших место на борту сардинских кораблей на Адриатике в 1848 г. В качестве мер по модернизации Кавур заказал в Англии винтовой фрегат 1-го класса «Карло Альберто», вошедший в строй в 1854 г. и ставший первым кораблем подобного типа в Сардинском флоте. Снова став морским министром в 1860 году, Кавур заказал во Франции первые итальянские броненосцы - «Террибиле» и «Формидабиле». Благодаря Кавуру был заключен союз с Францией, и пьемонтские вооруженные силы приняли участие в Крымской войне. Его усилиями было обеспечено французское вмешательство, когда в 1859 г. Австрия объявила войну Сардинии. Французские и сардинские войска совместно действовали на суше, а флоты - в Адриатическом море. Между тем, пост морского министра занял генерал Альфонсо Ферреро делла Мармора, заказавший на верфи в Генуе фрегаты «Витторио Эмануэле» (заложен в 1854 г.), «Мария Аделаиде» (1857 г.) и «Дука ди Дженова» (1858 г.). Они были спроектированы Феличе Маттеи, главным конструктором флота, причем «Мария Аделаиде» - один из самых быстроходных и хорошо вооруженных фрегатов своего времени - был признан лучшим на Средиземном море.

В 1859-1861 гг. - в ходе еще одной войны за независимость, экспедиции «Тысячи» Гарибальди и аннексии Центральной Италии - из-под иностранного ига была освобождена почти вся территория полуострова, за исключением районов Венеции, Тренто, Триеста и Истрии, все еще находившихся в руках австрийцев, а также Рима, Чивитавеккьи и области Лацио, остававшихся под властью Папы. Виктор-Эммануил II был провозглашен королем Италии. В новый итальянский флот вошли корабли Сардинии-Пьемонта, Королевства Обеих Сицилий, Тосканы и Папской области.

Неаполитанский флот в предыдущее десятилетие заметно деградировал, в частности, из-за того, что управлялся офицерами, придерживавшимися либеральных взглядов и поддерживавшими объединение; многие из них хоть и оставались на службе, но не были лояльны королевской власти. Говорили, что при спуске на воду линейного корабля «Монарка» 5 июня 1860 г. кто-то из неаполитанских офицеров прошептал на ухо одному из сослуживцев: «Кто знает, под каким флагом он будет ходить?» . Этот случай был вполне типичным для своего времени. 17 декабря 1856 г. произошел взрыв склада пороха, приведший к большим жертвам, а 4 января 1857 г. в Неаполе взорвался паровой корвет «Карло III », на котором погибло 39 офицеров и матросов. Ходили слухи, что причиной трагедии явился поджог, хотя следственная комиссия признала это несчастным случаем.

Граф Камилло Бенсо Кавур ди Чизери (автор мне, к сожалению, не известен)

Королевский Итальянский флот

Декрет об образовании Королевского Итальянского флота был подписан 17 марта 1861 г. Его основу составили корабли Сардинского (пять винтовых и один парусный фрегаты, два винтовых, два парусных и три колесных корвета, две канонерских лодки, четыре авизо, три брига) и Неаполитанского (один линкор, три винтовых и два парусных фрегата, один винтовой, два парусных и 12 колесных корветов, два авизо, четыре брига) флотов; один винтовой корвет, один авизо и четыре канонерских лодки ранее входили в состав военно-морских сил Тосканского герцогства, а два буксира принадлежали Папскому флоту. Интересно отметить, что Сицилийский флот, действовавший против правительства в Неаполе, еще в 1848-1849 гг. приобрел несколько кораблей за границей, в частности, в Великобритании. Несмотря на то, что мятеж в конечном итоге был подавлен, сицилийским повстанцам удалось захватить несколько бурбонских (лоялистских) кораблей.

После поражения в битве при Кастельфидардо, в ходе вторжения пьемонтской армии в Марке* и Умбрию, папские войска отошли в Анкону. Захват Анконы зависел от успеха атаки с моря, которую осуществляла дивизия контр-адмирала Персано, состоявшая из паровых фрегатов «Мария Аделаиде» (флагман), «Карло Альберто», «Витторио Эмануэле», парусного фрегата «Сан Микеле», колесных корветов «Говерноло», «Конституционе» и «Монцамбано». «Карло Альберто» открыл плотный и точный огонь по военно-морской базе Ла-Лантерна, вызвав серьезные разрушения. Капитан Баттиста Альбини направил свой «Витторио Эмануэле» прямо к батарее и дал по ней полный бортовой залп - батарея взлетела на воздух, и 29 сентября 1860 г. Анкона капитулировала. Крепость Гаэта в Королевстве Обеих Сицилий сохраняла верность королю Франциско I . Осажденная пьемонтской армией и блокированная 19 января 1861 г. с моря эскадрой Персано, крепость капитулировала менее, чем через месяц.

* Марке - область Италии с центром в Анконе.


Фрегат "Дука ди Дженова" в Лигурийском море (кисти А.Тибо)

Фрегат "Витторио Эмануэле" на маневрах, около 1861 г. (кисти А.Тибо)

Сардинский флот
винтовой фрегат «Карло Альберто»
винтовой фрегат «Витторио Эмануэле»
винтовой фрегат «Мария Аделаиде»
винтовой фрегат «Дука ди Дженова»
(винтовой фрегат «Принчипе Умберто» - в постройке)
парусный фрегат «Сан Микеле»
винтовой корвет «Сан Джованни»
винтовой корвет «Принчипесса Клотильде»
парусный корвет «Эуридиче»
парусный корвет «Ириде» (б. «Аквила»)
колесный корвет «Триполи»
колесный корвет «Мальфатано»
колесный корвет «Говерноло»
канонерская лодка «Винцальо»
канонерская лодка «Конфьенца»
авизо «Гульнара»
авизо «Икнуза»
авизо «Отон»
авизо «Гарильяно» (б. неап.)

Неаполитанский флот
линейный корабль «Ре Галантуомо» (б. «Монарко»)
винтовой фрегат «Гарибальди» (б. «Борбоне»)
винтовой фрегат «Италия» (б. «Фарнезе»)
винтовой фрегат «Гаэта»
парусный фрегат «Партенопе»
парусный фрегат «Реджина»
винтовой корвет «Этна»
парусный корвет «Караччоло» (б. «Амалия», б. «Мария Каролина»)
парусный корвет «Кристина» (б. «Летиция»)
колесный корвет «Стабия» (б. сард. «Фердинандо II »)
колесный корвет «Монцамбано» (б. «Монджибелло»)
колесный корвет «Руджеро»
колесный корвет «Гискардо»
колесный корвет «Танкреди»
колесный корвет «Роберто»
колесный корвет «Эрколе» (б. «Гаэта»)
колесный корвет «Аркимеде»
колесный корвет «Палинуро»
колесный корвет «Мизено»
колесный корвет «Стромболи»
колесный корвет «Этторе Фьерамоска»
авизо «Пелоро»
авизо «Сирена»

Сицилийский Гарибальдийский флот
колесный корвет «Тукери»
колесный корвет «Фульминанте»
авизо «Аквила»
авизо «Валено»

Тосканский флот
винтовой корвет «Маджента»
канонерская лодка «Ардита»
канонерская лодка «Велоче»
канонерская лодка «Куртатоне»
канонерская лодка «Монтебелло»
авизо «Джильо»

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.


Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата – потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.

Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.


Надстройки линкора "Конте ди Кавур" жалобно смотрят на нас из воды


20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения – чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).

Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна – трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.

Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:

Подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);

Эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года – сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.

Итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) – половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки – подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)

и т.д., и т.п.

Итальянский эсминец "Дардо" встречает окончание войны


Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».

А строить корабли итальянцы и вправду умели – итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.

Фантастические линкоры типа «Литторио» - одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» - гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность – родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.

И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.


Линкоры типа "Литторио" ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер "Бервик", серьезно повредив последний


Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina – некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?

Оклеветанные герои

Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине – но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.

Среди трофеев итальянцев –

Линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком – корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.

Тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.

Легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».

Десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.

Для сравнения - советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам – иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом – в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?


Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии


Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники - такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!


Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 - 1944)


За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД – согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия – Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.


Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер "Нептун" и эсминец "Кандагар"

Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?

Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру – от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.

Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества - лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.

Бандито-диверсанто

«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто – линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.

А раз так – значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.


Схема атаки ВМБ Александрия


…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.

Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.

Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».

"Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано".


- адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества

После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ – Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.

В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.

Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох – «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции – он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.


Итальянские мини-подлодки в Констанце


Валерио Боргезе - один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов

Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.

Эпилог

В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского .
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств – зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.

В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам – британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.

Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.


Новейший итальянский авианосец "Кавур"


"Андреа Дориа" - один из двух итальянских фрегатов типа "Горизонт" (Orizzonte)

Статистические данные -
«Итальянский флот во Второй Мировой войне», автор капитан 2 ранга Марк Антонио Брагадин

Иллюстрации –
http://www.wikipedia.org/
http://waralbum.ru/

Полтора века назад в Адриатическом море разгорелось противоборство итальянского и австрийского флотов. До конца XIX века итоги этой войны определяли развитие военно-морской тактической доктрины и конструкцию военных кораблей. Битва возле крошечного островка Лисса стала последним сражением морских сил Сардинии и Неаполя и первым - для новорождённого флота единого итальянского государства. Пройдя сквозь дым пушечных залпов, вчерашние сардинцы, тосканцы и неаполитанцы осознали себя итальянцами. Для их противников это сражение стало утешением на фоне общих итогов войны, а также знаком того, что Габсбурги всё ещё могут защитить свои интересы. Какими же были основные события Австро-итальянской войны на море и чем отличались военно-морские силы, принимавшие в ней участие?

В 50-е и 60-е годы XIX века, после бурной эпохи наполеоновских войн и революций, Италия и Германия встали на путь консолидации в рамках единых государств. Быстрое развитие экономики Пруссии дало «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку достаточные денежные средства и материальные ресурсы, чтобы приступить к объединению разрозненных германских земель под властью прусского короля. Австрия, также являясь германским государством, претендовала на главенствующую роль в объединении немецкой нации. Ещё одной значительной силой на пути к национальному немецкому государству была Французская империя.

Отто фон Бисмарк. Портрет художника Кристиана Аллерса.
pinterest.com

Политическим центром объединения Италии выступило Сардинское королевство. Премьер-министр Сардинии, блестящий дипломат и умный политик граф Камилло Бенсо ди Кавур сумел заручиться в своей борьбе за единую Италию поддержкой французского императора Наполеона III.


Премьер-министр Италии граф Камилло Бенсо ди Кавур.
britannica.com

С 1860 по 1862 год все итальянские земли, кроме Рима и австрийской Венеции, были включены в состав Сардинии. Теперь Пруссии и Италии было необходимо устранить сопротивление Австрии, и они перешли к решительным действиям. 17 июня 1866 года войну начала Пруссия, тремя днями позже Италия также объявила войну Австрии. Целями пруссаков было военное поражение Австрии и устранение препятствий с её стороны в объединении немецких земель вокруг Пруссии. Италия по результатам войны должна была присоединить к себе австрийскую Венецианскую область.

Война на суше

С 17 июня по 26 июля 1866 года Австрия в союзе с мелкими немецкими государствами вела боевые действия против Пруссии и Италии. Организационное и техническое превосходство прусской армии предопределило ход войны: 3 июля австрийцы были разбиты при Садовой, а вскоре прусская армия вплотную подошла к Вене. Выполнив поставленные задачи, Бисмарк не желал рисковать достигнутыми результатами и был готов заключить мир с Австрией. 20 июня превосходящие силы итальянской армии вторглись в Венецианскую область, однако 24 июня были разгромлены австрийцами в битве при Кустоцце. Поражение при Садовой заставило Австрию перебросить значительные силы на север. Воспользовавшись этим, итальянцы вновь перешли в наступление, но успеха не добились.


Австрийские уланы атакуют в битве при Кустоцце. Художник - Казимир Ольшанский.
pinterest.com

26 июля Австрия согласилась на условия предварительного мирного договора с Пруссией. Оставшись один на один с сильным противником, Италия 10 августа пошла на перемирие, а 3 октября получила Венецианскую область по Венскому мирному договору. Война окончилась победой прусско-итальянского союза.

В ходе войны и австрийцам, и итальянцам было важно обеспечить безопасность своих берегов и непрерывность перевозок по Адриатическому морю. Выполнение этих задач и было главной обязанностью обоих флотов.

Задачи двух флотов

В средние века могущественная Венецианская республика владела побережьем Далмации, а Адриатическое море было «венецианским озером». Политики молодого Итальянского королевства мечтали о возвращении этих славных времён, но без сильного флота добиться этого было невозможно. Отсутствие в Италии единой сети сухопутных путей сообщения делало морские коммуникации незаменимыми и требовало их защиты военным флотом.

Схожие задачи: противодействие высадкам десанта, защита транспортного, торгового и рыболовного флотов - стояли и перед военно-морскими силами Австрийской империи. Фактически от ситуации на Адриатике зависела судьба австрийских владений в регионе.

Флот Италии

С 1860 года Италия вкладывала в развитие флота огромные средства - около 12 млн фунтов стерлингов ежегодно. В 1862 году тогдашний военно-морской министр адмирал Карло Пеллион ди Персано принял стратегическое решение отказаться от строительства деревянных кораблей в качестве главной силы флота и перейти к комплектованию броненосцами. Длительные союзнические отношения с Францией и неготовность итальянской промышленности к срочному строительству броненосных кораблей обусловили заказ кораблей за границей. Большинство новых итальянских броненосцев было спроектировано на базе уже вступивших в строй французских и строились на верфях Франции. Кроме того, два корабля были заказаны в США, а у англичан приобрели броненосный таран.

Формально двумя сильнейшими итальянскими кораблями были деревянные броненосные фрегаты постройки американской фирмы «Уэбб»: «Ре д’Италия» и «Дон Луиджи Ре ди Портогалло» (более известен под кратким название «Ре ди Портогалло»). Однако ввиду плохого качества строительных материалов и самой постройки этих кораблей, а также низких мореходных качеств можно сделать вывод, что каждый из них не стоил 325 000 фунтов стерлингов, уплаченных итальянским правительством. Манёвренность кораблей также оставляла желать лучшего, однако этот недостаток был присущ большинству первых броненосцев.


Итальянский броненосный фрегат «Дон Луиджи Ре ди Портогалло».
kuk-marine-museum.net

Железный двухбашенный броненосный таран «Аффондаторе» был построен в Великобритании на верфи Гаррисона - итальянцы считали его самым боеспособным кораблём своего флота. При проектировании и строительстве англичане старались использовать весь опыт Гражданской войны в США , и им удалось довести мореходность корабля до приемлемого для Средиземного моря уровня. Недостатками тарана были утяжеление носа за счёт тяжёлой башни и носового каземата, а также недостаточная манёвренность. Защиту, аналогичную пятидюймовому броневому поясу, получили две башни системы капитана Кольза. Палуба была застелена плоской броней толщиной в 2 дюйма.


Итальянский броненосный таран «Аффондаторе».
marina.difesa.it

Следующая по боевой мощи четвёрка броненосцев: «Реджина Мария Пиа», «Кастельфидардо», «Сан Мартино» и «Анкона» - была построена с учётом проекта французских кораблей типа «Прованс». Приоритет в выполнении французами итальянского заказа виден по срокам вступления кораблей в строй. Первые три броненосца Италия получила уже в 1864 году, а французский флот пополнился тремя «Провансами» лишь годом позже. Основное визуальное отличие заключалось в наличии у итальянских кораблей ярко выраженного тарана. Корпуса итальянских кораблей, в отличие от французских прототипов, были выполнены из железа и несли на себе кованую железную броню. Хорошая скорость сочеталась с неплохой мореходностью и манёвренностью. Корабли типа «Реджина Мария Пиа» составляли однородное быстроходное ядро итальянского флота.


Итальянский броненосный корвет «Реджина Мария Пиа».
marina.difesa.it

Броненосный корвет «Принчипе ди Кариньяно» стал первым броненосцем собственно итальянской постройки. По состоянию на 1866 год в постройке находилось ещё два броненосца, которые в дальнейшем войдут в строй как «Мессина» (1867) и «Конте Верде» (1871). Первоначально все корабли этой серии были заложены как деревянные паровые фрегаты, но в ходе строительства их перепроектировали в броненосцы.


«Принчипе ди Кариньяно» - единственный броненосец итальянской постройки.
marina.difesa.it

Первые итальянские броненосцы «Террибиле» и «Формидабиле» сочетали малые размеры с хорошей манёвренностью. В архитектуре этих кораблей, построенных на французской верфи «Ла Сейн», прослеживается влияние первого французского мореходного броненосца «Глуар» и французских же броненосных батарей.

Пару «Палестро» и «Варезе», спроектированную итальянским инженером Джузеппе де Лука и построенную во Франции на верфи «Ла Сейн», иногда классифицируют как броненосные канонерские лодки или корабли береговой обороны с железным корпусом. Они отличались малой скоростью и слабым вооружением при хорошем бронировании.


Итальянская броненосная канонерка «Варезе».
marina.difesa.it

Кроме броненосцев итальянцы имели семь паровых винтовых фрегатов, три паровых винтовых корвета, а также восемь авизо и три канонерские лодки.

Если комплектованию флота новыми кораблями уделялось большое внимание, то организация подготовки кадров и структура управления были далеко не идеальными. С одной стороны, боевой дух итальянских моряков был на высоте, с другой - существовала серьёзная нехватка технических специалистов. Механики плохо знали материальную часть, а паровые машины находились в плохом состоянии. Поскольку броненосный флот создавался с нуля, большинство экипажей требовало обучения и значительной практики как в управлении своим кораблём, так и в действиях в составе эскадры. Учения по стрельбе и совместному маневрированию не проводились, хотя для этого выделялись топливо, провиант и боеприпасы. Среди офицеров из разных, ранее независимых областей не было единства, а постоянная борьба адмиралов за руководящие должности и привилегии не позволяла дисциплинировать офицерский состав, не говоря уже о простых матросах.

Во главе этого царства анархии стоял хороший политик, но нерешительный и не желавший рисковать своим положением адмирал Карло Пеллион ди Персано. В 1866 году этому человеку исполнилось 59 лет, всю сознательную жизнь он служил в Сардинском флоте: участвовал в Австро­-сардинской войне 1848 года, Крымской войне 1854–1855 годов, в 1859 году блокировал австрийскую Адриатику, в 1860-м – обеспечивал действия Гарибальди на Сицилии. Особых достижений он не имел, но и ничем себя не запятнал. С точки зрения итальянского короля, Персано был единственно возможным руководителем флота, и это оказалось главной и неразрешимой проблемой.

Надо сказать, что среди итальянских офицеров были люди, подававшие надежды, но в условиях сословной Сардинской монархии они не имели шансов изменить текущее положение. Несомненно, итальянцев можно назвать нацией мореходов, и до поступления на флот большинство новобранцев служили моряками на торговых или рыболовных судах. Главная проблема заключалась не в кадрах, а в политической системе нового государства. Несомненные достоинства итальянских кораблей и большой потенциал их экипажей сводились на нет плохой подготовкой личного состава, слабой дисциплиной, невысоким уровнем командования, и в целом боеспособность итальянского флота была невысокой.

Флот Австрии

В отличие от Италии, где ядро объединения - Сардинское королевство - имело славные военно-морские традиции, Австрийская империя всегда была сухопутным государством и содержала флот на Адриатике лишь из-за необходимости защищать свои приморские владения. Австрийские морские силы никогда не отличались особой мощью или достижениями - впрочем, господствуя в разрозненной Италии и гранича со слабой в морском отношении Турцией, империя не испытывала большой нужды в сильном флоте.

Ситуация изменилась с угрозой высадки сардинцев или их союзников французов на Адриатическом побережье. Наиболее быстрое и дешёвое сообщение между владениями Габсбургов так же, как и у итальянцев, осуществлялось по морю и нуждалось в защите. Австрийскому правительству, находившемуся в далёкой от моря Вене, требовалось время, чтобы осознать это. Уроки первых войн с участием морских сил (1848 год) привели к тому, что австрийцы обзавелись вначале парусными деревянными корветами по английскому образцу, а затем перестроили их в паровые винтовые корабли. Вероятнее всего, на этом развитие имперского флота и завершилось бы, но австрийцам улыбнулась удача. Эрцгерцог Фердинанд Максимилиан Габсбург был человеком талантливым, искренне любил море, а главное, будучи братом императора Франца-Иосифа I, он мог быстро решать многие вопросы, обходя бюрократические препоны.


Фердинанд Максимилиан Иосиф фон Габсбург в 1864 году.
flickr.com

До начала войн в Италии австрийским флотом командовали этнические итальянцы из Венецианской области, а рядовой состав набирали в прибрежных областях итальянских владений Австрии, а также бывших венецианских колониях в Далмации. Языком служебно-делового общения моряков был итальянский. После войны 1848 года ситуация изменилась, и австрийцы стали назначаться на командные посты, а немецкий язык стал обязательным для офицеров флота.

Для проведения реформ и создания современного боеспособного флота из Дании был приглашён датский капитан граф Ханс Бирк фон Далеруп и некоторое количество иностранных офицеров, призванных заменить ушедших со службы итальянцев. В 1854 году эрцгерцог Фердинанд Макс встал во главе флота, а Далеруп находился в его непосредственном подчинении. Была проделана огромная работа по реорганизации всего флота, включая укрепление дисциплины, усовершенствование системы подготовки, базирования и строительства кораблей. Главным достижением эрцгерцога стала победа над общественным мнением страны, которая не понимала важности создания боеспособного флота.

К 1864 году, когда Фердинанд Макс покинул свой пост, на флоте была создана здоровая атмосфера, позволявшая талантливым людям реализовывать свои способности и продвигаться по службе. Офицеры и матросы получали практический опыт во время походов по Средиземному морю и к берегам Южной Америки.

Ещё одним значительным достижением стало строительство флота на национальных верфях из собственных материалов по проекту талантливого австрийского инженера-кораблестроителя Иосифа фон Ромако. Первоначально австрийцы планировали построить флот с опорой на деревянные паровые фрегаты, но заказ итальянцами броненосцев и опыт первых морских сражений Гражданской войны в США заставили их сделать ставку на броненосные корабли.

Минуя утверждение расходной сметы рейхстагом, Фердинанд Макс заказал судоверфи Триеста первую пару броненосцев: «Саламандер» и «Драх», причём первый из них вступил в строй всего через 15 месяцев после начала строительства. Будучи уменьшенными копиями французского «Глуара», эти корабли стали конструктивным стандартом и послужили основой для развития проекта в последующих двух сериях (типы «Кайзер Макс» и «Фердинанд Макс»). Всего к началу боевых действий в той или иной степени готовности находилось семь деревянных винтовых броненосных фрегатов: «Драх», «Саламандер», «Кайзер Макс», «Принц Ойген», «Хуан де Аустрия», «Фердинанд Макс» и «Габсбург». Кроме того, в составе флота числился один паровой линейный корабль, пять паровых винтовых фрегатов и два паровых корвета.


Австрийский броненосный корвет «Драх» в 1866 году (до модернизации).
history.navy.mil

Недостатками австрийских броненосцев были слабость паровых машин и плохая манёвренность, однако корабли были построены со всей возможной тщательностью, из качественных материалов и с применением множества конструктивных решений, достойных отдельного рассказа. Почти хрестоматийной стала защита от коррозии внешней железной обшивки, брони и уменьшение пожароопасности деревянных корпусов. Корпус покрывали слоем свинцовых белил, затем обивали тонкими свинцовыми пластинами, а поверх них наносили слой каучука. После этого на оцинкованных болтах крепились пластины отличной брони, произведённой на заводах Штирии. Корабли вооружались устаревшими гладкоствольными 48-фунтовыми пушками, а заказанные Круппу 210-мм стальные нарезные орудия были задержаны правительством Пруссии сразу после начала войны.


Австрийский броненосный фрегат «Габсбург».
history.navy.mil

После восстания в Венеции, увольнения итальянских офицеров и проведённых реформ офицерский корпус флота составляли преимущественно австрийцы, немцы, скандинавы и незначительное число итальянцев. Рядовой состав набирался из жителей Далмации и итальянских областей Венеции и Триеста, поэтому его благонадёжность всегда оставалась под вопросом. Ситуацию спасло влияние адмирала Вильгельма фон Тегетгофа. Не будь реформ Фердинанда Макса, Австрия вряд ли сумела бы создать флот, но без Тегетгофа у неё было бы мало шансов на победу.

Армейские традиции семьи Тегетгофа привели его на военную службу. Выбор пал на Морской кадетский корпус в Венеции. Жёсткая дисциплина в семье и материальные проблемы воспитали жёсткий предприимчивый характер будущего адмирала. После пяти лет учёбы Тегетгоф начал службу гардемарином, изучал иностранные языки и особенности флотов Франции и Англии. Этот человек был ярым немецким националистом, сторонником имперской власти и объединения германских земель под властью Австрии.

После подавления национальных революций 1848 года, когда империя горела в пламени национальных восстаний, для Тегетгофа началась пора карьерного роста. В 1854 году, в звании лейтенанта, он получает под командование шхуну «Элизабет». Затем последовала служба за рубежом, выполнение тайных миссий, знакомство с эрцгерцогом Фердинандом Максом и назначение в 1857 году начальником отдела штаба флота. С октября 1862 года Тегетгоф командовал дивизией, состоявшей из фрегата, корвета и двух канонерских лодок. В этот период особенно важным стало его умение правильно оценивать политическую, экономическую и военную ситуацию и действовать с высокой эффективностью. Руководство отмечало отчаянную храбрость и находчивость офицера. В 1864 году, командуя двумя паровыми фрегатами, он отличился в войне Австрии и Пруссии против Дании, сумев выдержать бой против двух более мощных датских фрегатов и одного корвета. После гибели эрцгерцога Фердинанда Макса у адмирала Тегетгофа появилось множество противников - прежде всего, из-за его неуёмного темперамента и яростных споров с руководством. Несмотря на это, после обострения отношений Австрии с Италией и Пруссией Тегетгофа назначили командующим флотом.

Особенностью организации австрийского флота являлось то, что он не был самостоятельным родом войск, а подчинялся сухопутным силам. На возможностях использования боевых кораблей это сказывалось крайне отрицательно. Ничего не смысля в морском деле, сухопутные генералы старались не рисковать кораблями, которые считались дорогими игрушками покойного Фердинанда Макса. Никто не хотел занимать пост командующего флотом, так как считалось, что итальянцев на море победить нельзя, да и незачем. Именно поэтому энергичному адмиралу Тегетгофу удалось встать во главе имперских военно-морских сил.

Адмирал славился своей справедливостью, уважением к подчинённым независимо от их национальности и вниманием ко всем мелочам службы. Он всячески поощрял личную инициативу, умел прислушаться к чужому мнению и уделял большое внимание боевой и тактической подготовке. Даже в условиях постоянной нехватки средств корабли Тегетгофа совершали манёвры под парами и парусами, проводили учебные стрельбы и опробовали различные тактические схемы боя. На борту флагманского броненосца «Фердинанд Макс» проводились ежедневные совещания и проработки планов ведения войны против итальянцев. Не менее тяжёлой была борьба с сухопутным командованием: генералы считали, что флоту достаточно защищать ключевые гавани и прикрывать фланг армии, находившейся в Венеции. Тегетгоф же делал акцент на возможности активных действий в Адриатическом море и уничтожения итальянского флота в решающем сражении, несмотря на почти трёхкратное превосходство врага по тоннажу и артиллерии.

Броненосцы, принимавшие участие в Австро-итальянской войне 1866 года

Название корабля

Построен (страна, год)

Водоизмещение, т

Скорость, уз

Вооружение и бронирование

Броненосная эскадра Италии

«Re di Portogallo»,

«Re d’Italia»

батарейный броненосец

США, 1864–66

2×10” НД, 26×6,4” НД
броня железо 4,7”

броненосный таран

Англия, 1864

2×1×9” НД, железо 5”

«Regina Maria Pia»,

«Castelfidardo»,

«San Martino»,

батарейный броненосец

Франция, 1864–65

4×68-фнт, 22×6,4” НД
броня железо 4,3”

«Principe di Carignano»

батарейный броненосец

Италия, 1861

10×68-фнт, 12×6,4” НД
броня железо 4,7”

броненосная батарея

Франция, 1861–62

4×68-фнт, 16×6,4” НД
броня железо 4,3”

батарейный броненосец

Франция, 1865

4×68-фнт, 1×6,4” НД
броня железо 4,5”

Броненосная эскадра Австрии

«Ferdinand Max»,

батарейный броненосец

Австрия, 1865

16×48-фнт
броня железо 4,8”

«Prinz Eugen»,

«Juan de Austria»

батарейный броненосец

Австрия, 1863

16×48-фнт, 15×6,4” НД
броня железо 4,5”

броненосная батарея

Австрия, 1862

10×48-фнт, 18×6,4” НД

броня железо 4,5”

2×10” НД - два нарезных дульнозарядных орудия калибром 10 дюймов.

26×6,4” НД - батарея из 26 нарезных дульнозарядных орудия калибром 6,4 дюйма.

Несмотря на различия в численности и качестве личного и корабельного состава двух флотов, на момент начала войны ни у одного из противников не было явных преимуществ…

Список литературы:

  1. Пемзель Г. Вильгельм фон Тегетгофф (в кн. «Великие адмиралы»). Пер. с англ. - М.: АСТ, 2002
  2. Вильсон Х. Броненосцы в бою. Пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 2003
  3. Грановский Е. Сражение при Лиссе // «Флотомастер», 1997, № 2.
  4. Петров М. А. Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота. - Л., 1927.
  5. Полуян В. В. Броненосцы Австро-Венгерской империи. Ч. 1. - СПб., 2007
  6. Штенцель А. История войн на море. Пер. с нем. - М.: ЭКСМО, 2002.
  7. Antonicelli A. I cannoni di Lissa // «Storia Militare», 2012, No. 223 .
  8. Bargoni F. Esploratori, Fregate, Corvette ed Avvisi Italiani 1861–1968 – Roma: USMM, 1969.
  9. Bargoni F., Gay F., Gay V.M. Navi a vela e navi miste italiane 1861–1887. - Roma: USMM, 2001.
  10. Conway’s All the World’s Fighting Ships 1860–1905. - London: Conway Maritime Press, 1979.
  11. Dassano F. La Battaglia di Lissa у la morte del deputato Pier Carlo Boggio // «L’Arduino», 2013.
  12. Giorgerini F., Nani A. Gli incrociatori italiani 1861–1967. - Roma: USMM, 1967.
  13. Giorgerini G., Nani A. Le navi di linea italiani 1861–1969. - Roma: USMM, 1969.
  14. Gogg K. Österreich Kriegsmarine 1848–1918. - Salzburg: Bergland Buch, 1974.
  15. Green J. The “Re D’Italia” // «Warship International», 1976, No. 4.
  16. Green J., Massignani A. Ironclads at War. - Cambridge: Da Capo Press, 1998.
  17. Lengnick A., von Klimburg R. Unsere Wehrmacht zur See. - Wien: L.W. Seidel & Sohn, 1904.
  18. Schelma de Heere R.F. Austro-Hungarian Battleships // «Warship International», 1973, No.1.

ВМС Итальянской республики являются одним из видов вооруженных сил данной страны. В соответствии с итальянской военной доктриной, на военно-морские силы страны возлагаются две основные задачи - защита национальных интересов и участие в обеспечении международной безопасности в тесном взаимодействии с союзниками по НАТО. Помимо этого, они выполняют ряд второстепенных функций, таких как: контроль за судоходством в проливной зоне, незаконными морскими перевозками, нелегальной иммиграцией, а также борьба с пиратством и проведение поисково-спасательных операций в открытом море.

Действующей военно-морской стратегией Италии предусматривается возможность присутствия национальных ВМС не только в акватории Средиземного моря, но и в удаленных регионах мира, включая Черное и Красное моря, Индийский океан.

С учетом ситуации, сложившейся в Средиземноморском регионе в связи с обострением обстановки в странах Северной Африки и Ближнего Востока, роль национальных ВМС в обеспечении защиты государственных интересов еще более возросла.

СТРУКТУРА И БОЕВОЙ СОСТАВ ВМС ИТАЛИИ

В настоящее время военно-морские силы Италии организационно включают флот, автономные военно-морские командования, военно-морские округа и командование боевых пловцов и диверсантов. Общее руководство ими осуществляет начальник главного штаба ВМС. В его подчинении находится и главное командование береговой охраны, которое в мирное время замыкается на министерство инфраструктуры и транспорта, а также действует в интересах ряда других профильных министерств страны. Непосредственное руководство соединениями и частями ВМС возложено на командующего флотом.

В состав флота (штаб в Санта-Роза, Рим) входят шесть командований: основных (Таранто), подводных (Санта-Роза, Рим), патрульных (Аугуста), минно-тральных и вспомогательных (Специя), десантных (Бриндизи) сил, авиации ВМС (Санта-Роза, Рим), а также учебный центр ВМС (Таранто).

Командование основных сил имеет в подчинении два дивизиона фрегатов (10 ФР и два универсальных транспорта снабжения), два легких авианосца, четыре эсминца УРО (из них два типа «Андреа Дориа»), три фрегата УРО (типа «Карло Бергамини»), три десантно-вертолетных корабля-дока (ДВКД) и разведывательный корабль. Кроме того, в эту структуру входит командование оперативной группы. Оно предназначено для управления выделенными силами и средствами (корабельными соединениями), формируемыми для выполнения конкретных задач в составе постоянных соединений ОВМС НАТО и многонациональных формирований ВМС европейских государств, а также итало-испанского амфибийно-десантного соединения. В качестве штабных кораблей могут использоваться легкие авианосцы («Дж. Гарибальди» и «Конте ди Кавур»), ДВКД «Сан-Джусто» и универсальный транспорт снабжения «Этна».

Командование подводных сил включает дивизион подводных лодок (шесть ПЛ) и школу подготовки специалистов-подводников.

Командованию патрульных сил подчинены дивизион корветов (шесть единиц) и два дивизиона патрульных кораблей (типов «Кассиопея» и «Команданте»; всего 10).

Командование минно-тральных и вспомогательных сил имеет в своем составе два дивизиона тральщиков (10 единиц) и группу кораблей вспомогательных сил.

Командование десантных сил включает бригаду морской пехоты (МП) «Сан-Марко» общей численностью около 3500 человек (три полка МП и дивизион десантных катеров), а также межвидовой центр подготовки амфибийных сил.

Командованию авиации ВМС подчинены три авиабазы, на которых дислоцируются одна эскадрилья палубных самолетов AV-8B «Харриер», пять противолодочных вертолетов и группа обеспечения десантных операций.

Базовая патрульная авиация ВМС (самолеты «Атлантик») организационно входит в состав ВВС, а по вопросам оперативного применения подчиняется непосредственно командующему флотом.

Командование боевых пловцов и диверсантов «Тезео Тезей» подчиняется непосредственно начальнику главного штаба ВМС. Оно включает отряд боевых пловцов и диверсантов, а также группу кораблей обеспечения.

Побережье континентальной части территории Италии и островов с прибрежными водами разделено на три военно-морских округа – Тирренский, Ионический, Адриатический и три автономных военно-морских командования - Столичное, на о-вах Сицилия и Сардиния.

Всего в боевом составе ВМС Италии находится 55 боевых кораблей, 40 катеров (в том числе 34 десантных), 17 самолетов палубной авиации AV/TAV-8B «Харриер», 49 вертолетов (22 ЕН-101, 22 А1-212, два SH-3D, три SH-90) и шесть самолетов БПА «Атлантик».

Кроме того, во флоте имеется более 90 вспомогательных судов, в том числе три универсальных транспорта снабжения, шесть судов обеспечения (разведывательное, опытовое, исследовательское, два гидрографических и одно спасательное), шесть транспортов, семь танкеров, около 40 океанских и рейдовых буксиров, два учебных парусных корабля и др.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИТАЛЬЯНСКИХ ВМС

Руководство страны уделяет значительное внимание вопросам развития национальных военно-морских сил. С целью поддержания постоянной готовности флота к выполнению стоящих перед ним задач, в том числе в рамках имеющихся обязательств перед НАТО и Европейским союзом, командование в настоящее время реализует комплекс мероприятий по повышению боевых возможностей ВМС. Он предусматривает совершенствование системы управления и организационно-штатной структуры, оптимизацию численности и боевого состава, поэтапную модернизацию и замену устаревших кораблей и вооружения, а также развитие системы базирования и тылового обеспечения (ТО) сил флота.

В рамках программы реформирования национальных ВМС, рассчитанной до 2032 года, были сформулированы главные цели и направления их деятельности на ближайшее десятилетие (до 2024 года). При этом в качестве основных требований, предъявляемых к перспективной структуре флота. определены формирование гибкой системы управления, достижение универсальности применения сил и средств, а также создание оптимальной структуры ТО.

Так, в интересах совершенствования структуры управления ВМС к концу 2014 года намечается реорганизовать дивизион подводных лодок во флотилию ГШ, расформировать 53-й и 54-й дивизионы тральщиков и интегрировать входящие в них корабли в группу под единым командованием.

С целью создания более компактной и эффективной системы ТО флота командование ВМС Италии планирует в начале 2015 года завершить формирование новой тыловой структуры. В ее состав войдут командование тыла (Неаполь) с четырьмя подчиненными ему территориальными тыловыми командованиями (ТК) – «Столичное» (Рим), «Север» (ВМБ Специя), «Юг» (ГВМБ Таранто) и «Сицилия» (ВМБ Аугуста). Создать территориальные ТК (кроме «Столичного») планируется на основе имеющейся инфраструктуры ВМО и автономных военно-морских командований, которые впоследствии будут упразднены. Кроме того, предполагается создать командование учебных заведений (Анкона), которое возьмет на себя функции соответствующего инспектората.

В рамках проводимых реформ намечено также улучшить систему базирования флота за счет концентрации корабельного состава в основном на трех военно-морских базах – ГВМБ Таранто, ВМБ Специя и Аугуста, а морской авиации – на авиабазах Гротталье, Луни и Фонтанаросса.

В настоящее время средний срок службы итальянских боевых кораблей основных классов составляет около 30 лет. В этой связи командование ВМС вынуждено производить замену большинства из устаревших кораблей.

Так, из состава флота в период до 2018 года планируется вывести более 20 боевых кораблей различных классов, в том числе: легкий авианосец «Дж. Гарибальди» (принят на вооружение в 1985-м), семь фрегатов типа «Маестрале» (1982-1984), шесть корветов типа «Минерва» (1987-1990), три минных тральщика типа «Леричи» (1985) и две подводные лодки типа «Сауро» (1988-1989). При этом с целью получения дополнительных финансовых средств на проведение модернизации флота предполагается часть выведенных из состава ВМС кораблей продавать третьим странам.

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ИТАЛИИ

Достичь качественного повышения боевых возможностей флота намечается за счет модернизации имеющихся и принятия на вооружение новых кораблей и систем оружия.

Численный и боевой состав

ВМС Италии

2014 год

2024 год

Численность личного состава ВМС, тыс. человек

Флот

Боевые корабли,

в том числе:

легкие авианосцы

подводные лодки

эсминцы УРО

патрульные корабли

минно-тральные корабли

десантные корабли

Разведывательные корабли

Боевые катера

Универсальные транспорты снабжения

Авиация ВМС

Боевая авианосная авиация

Боевая базовая авиация

Вертолеты

Морская пехота

* Шесть корветов и 10 патрульных кораблей будут заменены на 12 многофункциональных корветов.

В этой связи руководство Италии уделяет значительное внимание реализации кораблестроительных программ в интересах военно-морских сил страны. Основными проектами являются: строительство ФР УРО типа «Карло Бергамини» по итало-французской программе FREMM, дизельных подводных лодок по итало-германскому проекту 212А, универсальных десантных кораблей (УДК), корабля управления минно-тральными силами, патрульных кораблей и судов снабжения.

Так, в рамках реализации программы FREMM на судоверфях компании «Финкантьери» в 2012-2013 годах было завершено строительство и осуществлен поэтапный ввод в боевой состав итальянских ВМС трех фрегатов («Карло Бергамини», «Вирджинио Фазан» и «Карло Марготтини») из шести запланированных. Поступление в ВМС следующих трех кораблей (в противолодочном и многоцелевом вариантах) ожидается в 2015-2018 годах. Кроме того, в настоящее время окончательно не решен вопрос о финансировании строительства еще четырех фрегатов данного типа.

В подводные силы к 2018 году намечается поставить очередные две ДЭПЛ проекта 212А с целью замены устаревших лодок типа «Сауро».

В целях повышения боевых возможностей амфибийных сил ВМС предусматривается строительство трех универсальных десантных кораблей, предназначенных для замены ДВКД класса «Сан-Джусто». Первый УДК может быть построен и включен в боевой состав флота в 2018-2020 годах. Корабли данного проекта будут обладать повышенной вместимостью сил и средств. Кроме того, их планируется использовать в интересах министерства гражданской обороны для переброски личного состава и техники в районы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Наряду с этим в ВМС проводится модернизация двух фрегатов типа «Маестрале» и двух тральщиков типа «Гаета», по завершении которой корабли смогут находиться в боевом составе флота до 2020 года.

В 2015 году предполагается поставить ВМС два транспорта снабжения на замену вспомогательных судов типа «Стромболи».

В соответствии с планами командования итальянских военно-морских сил к 2024 году в боевом составе флота могут находиться: легкий авианосец («Конте ди Кавур»), два эсминца УРО (проект «Горизонт»), 10 фрегатов типа «Карло Бергамини» (проект FREMM), 12 многофункциональных корветов (на замену устаревшим корветам и патрульным кораблям), шесть минных тральщиков, три ДВКД (или УДК) и четыре подводные лодки проекта 212А.

Планами обновления парка авианосной авиации предусматривается с 2016 года приступить к принятию на вооружение авиации ВМС палубных истребителей F-35B (15 единиц) с целью замены истребителей-штурмовиков AV-8B «Харриер».

Переоснащение базовой патрульной авиации (БПА) предполагает поставку с 2015 года новых самолетов БПА Р-72А вместо устаревших «Атлантик». Всего к 2024 году планируется иметь на вооружении пять таких машин.

В рамках замены вертолетов АВ-212 для морской авиации до 2020 года намечено дополнительно закупить более 50 вертолетов SH-90 (совместный проект Италии, Франции, Германии и Нидерландов).

Численность личного состава ВМС к 2024 году должна сократиться с 32 тыс. до 27 тыс. военнослужащих.

Придавая особое значение развитию национальных ВМС, руководство страны намерено максимально реализовать все принятые программы по модернизации и переоснащению флота современными военной техникой и вооружением, несмотря на наличие значительных проблем с их финансированием в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране.

Опыт применения итальянских ВМС в акваториях Средиземного моря и Индийского океана, в ходе военной операции в Ливии, а также в рамках операции МССБ в Афганистане продемонстрировал высокую степень их готовности адекватно реагировать на возникающие угрозы национальным интересам.

Реализация намеченных руководством Италии мероприятий по реформированию этого вида ВС позволит уже к 2024 году иметь в распоряжении отвечающие современным требованиям военно-морские силы меньшей численности, которые будут способны решать стоящие перед ними задачи как по национальным, так и коалиционным планам в зоне ответственности Североатлантического союза и за ее пределами.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» © http://www.сайт по статье полковника В. Хопрова, «ЗВО». При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).


Close