Транскрипт

1 Контроль в ДОУ Виды контроля Таяновская Е.В., методист по дошкольному образованию

2 Определение: Контроль это проверка, наблюдение с целью проверки; Контроль процесс проверки и сопоставления фактических результатов с запланированными или установленными стандартами; Контроль функция управления, направленная на установление соответствия реального положения дел в дошкольном учреждении, деятельности его подразделений, сотрудников требованиям нормативных правовых актов, норм, стандартов, локальных актов, принятых управленческих решений Принципы контроля: Стратегическая направленность контроля. (Все основные усилия администрации и педагогов, сосредоточены на главных направлениях совершенствования и обновления образовательного процесса, связанных с годовыми задачами). Целевая, предметная, персональная и временная определенность контроля. (Деятельность его субъектов будет осуществляться успешно, если будут точно определены: а) цель и задачи контроля; б) предмет контроля; в) состав контролирующей и контролируемой групп; г) сроки контроля) Системность контроля. Демократичность и толерантность. Оптимальность и объективность. (При реализации контроля следует избирать содержание, формы и методы, которые являются адекватными целям проверки и позволяют получать объективную информацию о состоянии контролируемого объекта.

3 Управление дошкольным учреждением, и контроль в том числе, целесообразно осуществлять на основе системного подхода Для того, чтобы система контроля была эффективной, необходимо обеспечить: планирование контроля; целенаправленность контроля; своевременное информирование педагогов о контролируемых вопросах; полноту охвата контролем изучаемой проблемы; фиксацию хода и результатов контроля; заинтересованность всех участников; повторность. Компоненты системы контроля Компонентами системы контроля являются: цели, задачи, объекты, субъекты, содержание, виды, формы, методы, результаты контроля. Отсутствие хотя бы одного из компонентов приведет к сбою, а точнее к невозможности создания целостной системы контроля.

4 Параметры контроля Внешний контроль Внутренний контроль Цель контроля Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи Содержание контроля Маркетинговое исследование микрорайона: - расположение социально-культурных объектов; - социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста; - потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; - социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: - организационно-педагогической; - образовательной; - социально-психологической; - медико-социальной; - финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ

5 Параметры контроля Требования к контролю - руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ; - контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу; - в процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение; - контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно; - необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами; - после контроля должно происходить гласное подведение итогов; - контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива Алгоритм контроля Цель контроля объект контроля разработка плана контроля сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников и других лиц, причастных к подготовке воспитанников ДОУ к обучению в школе) первичный анализ изученного (изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) проверка исполнения рекомендаций

6 Параметры контроля Содержание контроля заведующего ДОУ Содержание контроля старшего воспитателя - работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала); - выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда; - проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц; - качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ; - выполнение решений педагогического совета; - сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах; - ведение документации педагогами и администрацией; - организация и осуществление работы с родителями; - финансово-хозяйственная деятельность ДОУ; - выборочный контроль за работой педагогов - состояние образовательного процесса в разных возрастных группах; - выполнение ООП ДОУ, внедрение новых педагогических технологий; - календарно- тематическое планирование и документация педагогов; - наличие и хранение детских работ; - повышение квалификации и аттестация педагогов

7 Виды внутреннего контроля в ДОУ 1. Тематический контроль: тематическая проверка; итоговый контроль (за квартал, полугодие, учебный год) персональный контроль. 2. Фронтальный контроль: предварительный контроль; текущий; итоговый. 3. Оперативный контроль: предупредительный; экспресс-диагностика; выборочный (эпизодический) контроль 4. Сравнительный контроль: контроль работы воспитателей двух параллельных групп; контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы; взаимоконтроль (взаимопосещение). 5. Самоконтроль

8 Методы контроля -методы педагогического исследования: наблюдение, изучение и анализ педагогической документации, продуктов детской деятельности. -опросные методы: беседа, интервью, опрос анкетирование -диагностические методы: диагностика, самооценка, тестирование, диагностические методики исследования состояния отношений, общения и деятельности педагогов и детей

9 1. Тематический контроль. Целью данного контроля является изучение системы работы педагогов по реализации годовых задач дошкольного учреждения. Содержание тематического контроля включает вопросы пяти блоков, выделенных К. Ю. Белой, позволяющие изучить систему работы по определенной теме: 1. Изучение и оценка уровня профессионального мастерства педагогов по проведению системы НОД и совместной деятельности с детьми (изучается методическая, технологическая, базовая культура, самообразование педагогов). 2. Система планирования образовательного процесса по теме контроля. 3. Предметно-развивающая среда. 4. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. 5. Результаты (показатели здоровья, физического развития детей, профессиональный рост педагогов и др.).

10 1. Тематический контроль. Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете или совещании. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля. Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки. Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада. Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю. Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого педагога в любой момент. Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию и лицензированию.

11 1. Тематический контроль. Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам контроля. I. Первая часть вводная. В ней содержатся материалы, отвечающие на вопросы: «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает: - предмет изучения; - сроки изучения; - тема контроля; - цель и объект контроля; - методы контроля; - кто проверяет. Пример. «Согласно годовому плану работы ГБДОУ «Детский сад» на учебный год в период с 24 по 28 февраля 20 года был проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в группе «Солнышко» и старшей группе «Почемучки» Цели контроля: выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса, наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников. Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в группе «Солнышко» и старшей группе «Почемучки». Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин. Проверяющий: заведующий Иванова А.А. (старший воспитатель, психолог, воспитатель) ГБДОУ детский сад.

12 1. Тематический контроль. Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам контроля. II. Вторая часть аналитическая. Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?». III. Третья часть заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо: - обобщить результаты анализа, сделать выводы; - определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения; - указать сроки и формы подведения итогов; - поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки; - проставить дату составления справки Выводы: Рекомендации: Заведующий ГДОУ А.А.Иванова г.

13 2. Фронтальный контроль. Целью фронтального контроля является всестороннее целостное изучение деятельности воспитателей группы (одного из них) или специалистов по организации образовательного процесса, определение причин, которые привели к неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации. В настоящее время данный вид контроля используется администрацией дошкольного учреждения лишь в случае необходимости. Это может быть: неудовлетворительные результаты работы педагога, низкий профессионализм, чрезмерно высокая заболеваемость, случаи травматизма детей, жалобы родителей и др. Фронтальный контроль осуществляется в течение двух недель в соответствии с разработанным планом. Кроме старшего воспитателя и заведующего во фронтальной проверке могут участвовать педагог-психолог, руководитель по физической культуре и другие специалисты. Результаты контроля оформляются в виде справки и обсуждаются на педагогическом совете или совещании.

14 3. Оперативный контроль. Целью данного вида контроля является изучение состояния работы по определенной проблеме, выявление продвижения, отслеживание выполнения планов и предотвращение критических ситуаций, выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных планов, осуществление корректирующих действий. Оперативный контроль по срокам может осуществляться: один день (например День здоровья, День знаний), неделю (режимные процессы) и месяц (НОД). Характерной особенностью оперативного контроля является однократное посещение деятельности воспитателей по изучаемой проблеме, на основании которого делается вывод об их профессиональном уровне.

15 3. Оперативный контроль. Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным. Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме: Возрастные группы, недели месяца Вопросы контроля Младшая Средняя Старшая Подготовительная I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV

16 3. Оперативный контроль. Примерные вопросы для оперативного контроля. 1. Вопросы, требующие постоянного контроля. - выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей; - осуществление образовательного процесса, уровень развития детей; - результаты медицинского осмотра детей; - проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня; - организация питания; - посещаемость; - выполнение режима дня; - выполнение санэпидрежима; - вопросы преемственности в работе ДОУ и школы; - повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ; - работа с молодыми воспитателями, наставничество; - соблюдение здорового психологического климата в коллективе; - работа с неблагополучными семьями; - соблюдение правил внутреннего распорядка; - техника безопасности; - сохранность имущества; - укрепление материальной базы; - финансово-хозяйственная деятельность.

17 3. Оперативный контроль. Примерные вопросы для оперативного контроля. 2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц. - анализ заболеваемости; - выполнение натуральных норм питания; - выполнение плана по детодням; - проведение физкультурных досугов и развлечений; - состояние документации в группах; - анализ детских работ по направлению «Художественно-эстетическое развитие»; - выполнение решений педсовета; - документация и отчетность подотчетных лиц; - снятие остатков продуктов питания; - проведение дней методической учебы педагогических кадров; - уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году; - подведение итогов смотров и конкурсов.

18 3. Оперативный контроль. Примерные вопросы для оперативного контроля. 3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал. - участие педагогов в работе методических объединений; - анализ детской заболеваемости; - проведение дней здоровья; - уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах; - выполнение ООП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива); - выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

19 Циклограмма оперативного контроля работы ГБДОУ детский сад на учебный год Вопросы контроля Месяцы IX X XI XII I II III IV V VI-VIII Санитарное состояние Охрана жизни и здоровья Анализ травматизма Анализ заболеваемости Выполнение режима прогулки Культурно-гигиенические навыки при питании Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании Культурно-гигиенические навыки при умывании Режим проветривания Проведение закаливающих процедур Проведение фильтра Проведение развлечений Подготовка воспитателей к НОД Содержание книжных уголков Содержание уголков изодеятельности + + Содержание природных уголков Содержание уголков ручного труда + + Содержание физкультурных уголков + + Содержание музыкальных уголков + + Оборудование для сюжетно-ролевых игр Оборудование для театрализованной деятельности + + Наличие дидактических игр по задачам программы + + План воспитательно-образовательной работы с детьми Наглядная педагогическая пропаганда Проведение родительских собраний + + +

20 4. Сравнительный (взаимоконтроль)контроль. Взаимоконтроль осуществляется педагогами дошкольного учреждения. Целями данного вида контроля являются: 1) согласование, координация деятельности воспитателей, работающих в одной группе; 2) демократизация процесса управления дошкольным учреждением, привлечение педагогов к контрольной функции. В первом случае воспитатели изучают друг у друга какую-либо деятельность, оценивают ее и обсуждают возможность согласовывать, координировать ее в целях совершенствования образовательного процесса. Во втором случае взаимоконтроль осуществляется педагогами параллельных групп. Необходимо грамотно определить содержание вопросов взаимоконтроля; можно включить такие вопросы, как создание условий для различных видов деятельности (игровой, познавательной, трудовой, изобразительной и т. д.), содержание родительских уголков

21 ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Схема планирования контроля Вариант 1 Вид контроля Содержание контроля Тематический Методы Объект Сроки Ответствен ный Оперативный Предупреди - тельный Итоговый

22 ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Схема планирования контроля Вариант 2 I квартал Сентябрь Октябрь Ноябрь Цель контроля Объект контроля Вид контроля Методы контроля Ответствен ный

23 ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Схема планирования контроля. Вариант 2 Месяц Вид контроля Тематический Оперативный Предупредительный Самоконтроль Персональный Взаимоконтроль Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май

24 Желаю успехов!


Контрольно-аналитическая деятельность в детском саду Можно выделить два типа контроля: внешний и внутренний контроль. Внешний контроль ДОУ имеет место со стороны органов образования, здравоохранения, санитарных

КОНТРОЛЬ И РУКОВОДСТВО 2013-2014 учебный год Мероприятия, объект Цели, формы контроля Срок Ответственны е Отметка о выполне нии Оперативный контроль Ежедневный контроль Цель: качественное выполнение ежедневных

Руководство и контроль Цель работы: совершенствование работы Учреждения в целом, выявление уровня реализации годовых и других доминирующих задач Учреждения Месяц Предупредитель ный Диагностика, смотры

Задачи контроля: 1. Получение информации о качестве работы сотрудников ДОУ. 2. Обеспечение соответствия результатов деятельности целям дошкольной образовательной организации. 3. Определение путей и методов

Организация системы контроля воспитательнообразовательной работы в соответствии с ФГОС ДО в МДОУ детском саду 59 «Умка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 «Умка» г. Подольск

ПРИНЯТО: педагогическим советом МАДОУ «ДС 10» протокол 20 УТВЕРЖДЕНО: заведующий МАДОУ «ДС 10» Усольцева Е.В. ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИУЧРЕЖДЕНЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ муниципального автономного дошкольного образовательного

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; умелое, корректное оперативное исправление недочетов в деятельности исполнителей; анализ и оценка эффективности результатов

Контроль в дошкольном образовательном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательнообразовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы дошкольного

Оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 2.3. Функции внутреннего контроля: информационно-аналитическая; контрольно-диагностическая; коррективно-регулятивная. 3. Содержание

Контрольная деятельность в ДОУ Теоретическое обоснование и основные моменты контроля в ДОУ Из опыта работы МАДОУ детского сада 63 «Лучик» комбинированного вида ЩМР МО Заместитель заведующего по ВМР Конюхова

Виды контроля (по содержанию и объему) Комплексный план-график контроля на 2018-2019 учебный год по МБДОУ «Детский сад 29» Соблюдение нормативов Август Соблюдение графика 2. Организация питания. Выполнение

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ Заседания органов самоуправления 1.1.Общее собрание трудового коллектива Содержание деятельности Заседание N 1. 1. Принятие графика работы сотрудников 2. Итоги подготовки

Годовой план МБДОУ г. Мурманска 7 на 018-019 учебный год Цель: Достижение высокого качества образовательных услуг за счет совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной

Циклограмма методического контроля в МБДОУ «Детский сад 26 «на 2015-2016 учебный год Месяц Вид и форма контроля Ответственные Подведение итогов Сентябрь Тематический контроль: Задачи: -проверить состояние

Осуществление контроля, за исполнением законодательства в области образования; выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

Предмет контроля деятельность: Готовность групп к началу учебного года состояния Уровень подготовки и проведения родительских собраний Выполнение режима прогулки Проведение фильтра Подготовка педагога

Нормативных актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов Управления образованием. 1.5.Должностной (внутриучрежденческий) контроль процесс получения и переработки информации о ходе

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение определяет содержание, порядок организации и проведения в колледже. Положение составлено в соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273

Принято: решением педагогического совета протокол У УТВЕРЖДАЮ: заведующая, Лаптева приказ от «201 S ~ Положение о мониторинге ДОУ Сысерть, 201_5 Положение о мониторинге I Общие положения 1.1. Настоящее

1 руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством в области образования, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными

УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната -------------------- Г.Ю. Ерошина Положение о ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ ОГБОУ «Школа- интернат «Вера»» Принято на заседании педагогического совета школы-интерната. Протокол

2.2. Задачи внутреннего контроля: - осуществлять контроль над исполнением законодательства в области образования; - выявлять случаи нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов,

1. Общие положения. 1.1.Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ Оперативный контроль предполагает сбор информации «количественного характера, который не требует длительных наблюдений, но показывает, проводится или не проводится тот или иной вид

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для ГБДОУ детского сада 65 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - ДОУ) в соответствии: > С законом Российской Федерации от 29.12.2012 273-ФЗ

2. Основные задачи контрольной деятельности 2.1. Задачи контроля: - исполнение законодательства Российской Федерации, реализация принципов государственной политики в области дошкольного образования; -

Информационно-аналитическая; - контрольно-диагностическая; - коррективно-регулятивная; - стимулирующая. 3. Основные вопросы организации и проведения ВК 3.1. заведующая ОО, старший воспитатель, эксперты

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предположений по распространению

ПОЛОЖЕНИЕ об административном контроле Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада «Солнышко» I. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии

Координация деятельности структур педагогической системы МАОУ СОШ 1 и совершенствование механизма управления качеством и результативностью образования. 2.3. Функции внутришкольного контроля: - планово-организационная;

1.4. В рамках мониторинга могут проводиться исследования о влиянии тех или иных факторов на качество воспитательно-образовательного процесса. 2. Цель, задачи и направления мониторинга 2.1. Целью мониторинга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 33 Кировского района Санкт-Петербурга Принято Решением Педагогического совета ГБДОУ детского сада 33 Кировского района Санкт-Петербурга

1. Общие положения Настоящее Положение определяет порядок проведения инспектирования руководителем дошкольного образовательного учреждения. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об

Анализа деятельности педагогического коллектива; - научность; - актуальность; - гласность; -дифференцированный подход в работе с кадрами. 2.4. Функции внутришкольного контроля: информационно-аналитическая;

Принято на педагогическом совете Протокол "/ «Р/» / у 20 /У МБДОУ 56 С^реденко у 20 г. о* ПОЛОЖЕНИЕ о контрольной деятельности 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для муниципального

Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению; анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по предупреждению; анализ

СОГЛАСОВАНО Протокол заседания тренерского совета от 2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор СШ «Рассвет» Ейского района Н.С.Галанов 2016г ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ 1 1. Общие положения. 1. Настоящее Положение

Административный контроль за качеством образования Объекты, содержание контроля Группы Цель контроля Вид, формы, методы Выход 1 Санитарное состояние групп, кабинетов, залов. Проверка ТБ. Наличие актов

II. Цель и задачи внутришкольного контроля 2.1. Целью являются повышение качества образования в школе и стимулирование методического потенциала педагогов. 2.2. Задачи: организационное и методическое обеспечение

План-график основных мероприятий по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) в работу МБДОУ Детский сад 28 на 2014 2016 годы Цель: создание

1.5. Целями контрольной деятельности являются: совершенствование деятельности Учреждения; повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников Учреждения; улучшение качества

Положение о системе внутренней оценки качества дошкольного образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о системе внутренней оценки качества образования в ГБДОУ 34определяет цели, задачи, принципы

Выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); изучение документации (рабочие программы, поурочное планирование,

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 104 общеразвивающего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Распоряжениями правительства РФ, нормативно-правовыми актами, изданными Министерством образования и науки РФ, органами местного самоуправления, их лдокальными актами, Уставом муниципального казенного дошкольного

13 Содержание контроля: - выполнение Закона «Об образовании в Российской Федерации» в части обязательности общего образования (глава 7,ст.63); - соблюдение конституционных прав граждан на образование и

3. Задачи внутриучрежденческого контроля. 3.1 Осуществление контроля над реализаций образовательных программ, соблюдение Устава и иных локальных актов МБДОУ. 3.2. Выявление случаев нарушений и неисполнения

Методический кабинет детского сада - это центр работы по повышению профессионального мастерства педагогов. Задачи: 1.Оказание дифференцированной помощи педагогам в повышении педагогического уровня, вооружение

Принято Педагогическим советом Протокол от Утверждено приказом от Директор школы К.Р. Ибрагимов Положение о контрольно-оценочной деятельности в МБОУ Садковской ООШ П. Садковский 1. Общие положения 1.1.

План-график систематического контроля в МАДОУ 8 на 207-208 уч.гг. Вопросы контроля Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Контроль за санитарным режимом ДОУ + +

1.4.1. обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). 1.4.4. ВОК в виде административных и диагностических работ осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной

Осуществлять контроль за выполнением государственного стандарта и образовательных программ. - управлять процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствовать

2.2. Основными задачами внутреннего контроля являются: компетентная проверка исполнения нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МБУ ДО ДД(Ю)Т; анализ причин, лежащих в основе нарушений,

Приложение 7 к приказу директора от 01.09.2014 255 ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении внутришкольного контроля. СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета от 30.12.2014 5 1. Общие положения 1.1. Настоящее

УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего 183 от 11.09.2014 Порядок осуществления индивидуального учета результатов освоения воспитанниками образовательных программ 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок разработан

Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;! изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации

3. Цели, задачи и принципы мониторинга 3.1. Цель мониторинга - получение объективной информации о качестве образования в Учреждении для принятия обоснованных управленческих решений, а также обеспечение

Совершенствование деятельности Учреждения; - повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников Учреждения; - повышение качества образования. 1.6. Изменения и дополнения

1 1.1. Задачами внутришкольного контроля являются: организационное и методическое обеспечение сбора, обработки, хранения информации о состоянии и динамике показателей качества образования; осуществление

5. Контроль за работой педагогических кадров, состоянием методической работы 6. Контроль за ведением школьной документации, ББЖ. 7. Контроль за воспитательной деятельностью. 8. Контроль санитарно-гигиенического

Повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников ДОУ; повышение качества образования. 1.6. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся руководителем ДОУ. 1.7. Срок

Функциональные обязанности которых входит данное направление работы и закрепленные приказом руководителя Учреждения. 2. Цель, задачи и предмет контроля 2.1. Целью внутриучрежденческого контроля является

1.3. Улучшение качества образования во Дворце творчества. 2. Задачи контроля внутри Дворца творчества: 2.1. Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования. 2.2. Выявление

УТВЕРЖДЕНО приказом 33 от 03.09.3013 ПОЛОЖЕНИЕ о системе внутреннего мониторинга качества образования ПРИНЯТО на общем собрании Протокол 1 от 28.08.2013 1.Общие положения 1.1. Положение о внутреннем мониторинге

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; изучение результатов педагогической

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработке на этой основе предложения по распространению

1. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», и регламентирует содержание и порядок, проведения внутришкольного контроля администрацией. 1.2. Внутришкольный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГБПОУ МО «Красногорский колледж») Согласовано

Образовательным учреждением Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООПДО) требованиям действующих нормативно-правовых документов; - параметры, характеризующие соответствие

Исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). ВШК в виде административной работы осуществляется директором школы и зам.директора по УВР с целью

3.1. Директор образовательного учреждения, заместители директора, эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности педагогических работников по вопросам: соблюдения законодательства

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6» xy»yy,ui, у РАССМОТРЕН: на заседании педагогического совета Протокол от 25 августа 2017г 1 УТВЕРЖДЕН: приказом МБДОУ.«Детский

Выявление случаев нарушений и неисполнения нормативных правовых актов в области образования и принятие мер по их предупреждению; - анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических

Разделы: Работа с дошкольниками

В современном обществе педагогический процесс в ДОУ требует особого внимания и перемены, происходящие в обществе, диктуют новые пути создания в детском саду условий для активизации профессионального самосовершенствования и развития творческого потенциала педагогов. Я считаю, что это напрямую зависит от улучшения материально-технической базы и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, повышения методической грамотности и технологической компетентности педагогов, создания системы поощрения и стимулирования сотрудников.

Поэтому, на мой взгляд, насколько качественно и своевременно будут выполняться эти условия, настолько грамотно будет выстроен воспитательно-образовательный процесс в детском саду и от этого зависит качественный уровень услуг, предоставляемых семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника.

Одной из моих функций, как заместителя заведующей по УВР, является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Основную цель контроля я вижу в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Контроль учебно-воспитательного процесса и его результатов, а именно уровня знаний, умений и навыков детей, их развития должен быть тщательно спланирован.

Так, в августе мы совместно с заведующей составляем перспективный план контроля воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, где мы предусмотрели тематический, фронтальный и оперативный контроль (Приложение 1) . В этот план нами включены следующие направления: охрана жизни и здоровья детей, выполнение режима прогулки, культурно-гигиенические навыки (при питании, одевании-раздевании, умывании), проведение развлечений, содержание книжных уголков, содержание и оформление уголков изодеятельности, содержание природных уголков, содержание и оформление музыкальных уголков, наличие дидактических игр по развитию речи, интеллектуальному развитию, наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми, наглядная педагогическая пропаганда для родителей, проведение родительских собраний.

Так как работа заместителя заведующей по УВР состоит и из других обязанностей, то хочется при проведении контроля тратить на заполнение документов как можно меньше времени. С большим интересом изучив рекомендации о контроле в дошкольном учреждении К.Ю.Белой, Л.М.Волобуевой, Н.С. Голицыной, О.А.Скоролуповой, я начала использовать многие из них, либо на их основе составлять свои. При этом придерживаюсь основного правила при работе с картами: заложить в них как можно больше информации за наблюдаемым процессом, и в то же время сделать так, чтобы записей при этом было, как можно меньше.

Таким образом, я накопила пакет документов для контроля воспитательно-образовательного процесса по следующим разделам:

  1. карты для оценки режимных моментов: организации утренней гимнастики (Приложение 2) , умывания, питания, разнообразной деятельности детей на прогулке, организации сюжетно-ролевых игр.
  2. карты для контроля, которые отражают результаты проведения занятий с детьми по разделам программы: развитию речи, РЭМП, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности (Приложение 3) , конструированию.
  3. В третий раздел собираю практический материал для тематического и оперативного контроля. (Приложения 4 , Приложение 5 , Пиложение 6 ).

При этом разные направления контроля планирую ежедневно (например, занятия с детьми), еженедельно (например, подготовка к занятиям), ежемесячно (охрана жизни и здоровья детей, наличие плана воспитательно-образовательной работы с детьми на месяц), 1 раз в квартал (например, наглядная агитация для родителей, проведение родительских собраний, содержание развивающей среды по разделам программы, исходя из годовых задач ДОУ).

В соответствующих графах, используя цветные геометрические фигуры фиксируем состояние работы по какому-либо вопросу: красный – высокий уровень, желтый – средний (допустимый) уровень, зеленый – низкий уровень, синий – неудовлетворительный (недопустимый) уровень, или знаки “++” – высокий уровень,“+” – допустимый уровень, “V” – низкий уровень, “–” – недопустимый уровень, или есть вопросы контроля, которые требуют ответа на вопрос “Выполняется ли определенное условие в группе или нет”, для чего использую такие обозначения, как “+” – соблюдается/выполняется необходимое условие, “–” – не соблюдается, “±” – частично выполняется/соблюдается.

Таким образом, своевременный, систематический и целенаправленный контроль воспитательно-образовательного процесса играет огромную роль в работе по повышению профессионального уровня методической грамотности и технологической компетентности педагогов, что в свою очередь, я считаю, положительно влияет на достижение высоких результатов в обучении и воспитании дошкольников. Так как условия современной жизни требуют образование высокого качества.

КОНТРОЛЬ В ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

« ВНУТРИ САДОВСКИЙ КОНТРОЛЬ - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

контроль образовательного процесса.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ:

Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии.

КОНТРОЛЬ В ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ :

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

ВАЖНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ:

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.

Оксана Коршунова
Контроль в дошкольном образовательном учреждении

Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация контроля в дошкольном образовательном уч-реждении. Представленные ниже схемы контроля воспитательно - образовательного процесса помогут старшему воспитателю быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля. А уже готовые набранные схемы помогут сэкономить время. Воспитателям стоит ознакомиться с данными материалами, чтобы иметь представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке пед. процесса администрацией ДОУ или другим контролирующим органом.

Я в своей работе применяю все виды контроля:

Виды и цели контроля

Тематический - привлечь внимание коллектива к определенным задачам:

-Итоговый – подвести итоги работы педколлектива за определенный промежуток времени;

-Персональный – изучить систему работы для ППО, выявление состояния работы по устранению недочетов по теме;

Фронтальный - всесторонняя, глубокая проверка деятельности воспитателей и ДОУ в целом:

-Предварительный – первичное представление о состоянии деятельности ДОУ;

-Текущий – получить общее представление о работе педагога; -Итоговый – комплексная оценка деятельности ДОУ;Выявление готовности детей к обучению в школе.

Самоконтроль - изучение и обобщение опыта, оказание методической поддержки и помощи:

Работа на доверии.

Частичный контроль с коррекцией деятельности.

Оперативный - выявление состояния работы педколлектива, воспитателей на определенном этапе:

-Предупредительный – предупреждение недостатков, отбор рациональных методов работы.

-Экспресс-диагностика – информационный сбор данных (анкетирование, тестирование, срезы).

-Выборочный – состояние работы по разделам программы, отдельным задачам.

Сравнительный - сопоставление результатов работы воспитателей по различным направлениям:

Работа воспитателей в 2-х параллельных группах;

Работа воспитателей одной группы;

-Взаимоконтроль – анализ и оценка пед. процесса воспитателя параллельной группы или др. группы.

План контроля воспитательно-образовательного процесса

на 2013 – 2014 учебный год.

Сентябрь

Оперативный контроль

1. Готовность кабинетов и групп к учебному году.

Проверить состояние предметно-развивающей среды и определить ее соответствие требованиям ФГТ, Образовательной программе, санитарным требованиям.

Изучить документацию работников детского сада и определить готовность сотрудников к новому учебному году.

Определить соответствие окружающей среды требованиям охраны труда и техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.

Вопросы для контроля:

1. Организация игровой развивающей среды.

2. Наличие зон учебной деятельности.

3. Наличие наглядной агитации для родителей.

4. Организация предметно-развивающей среды в кабинетах, залах.

5. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности, противопожарного состояния. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.

Октябрь

Оперативный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших

(сравнительный контроль параллельных групп)

Выполнение санэпидрежима;

подготовка и проведение родительских собраний;

Сравнительный контроль:

Выполнение требований ФГТ к оборудованию групповых помещений логопедических групп.

Тематический контроль:

Состояние работы коллектива по формированию единого здоровьесберегающего пространства

семьи, детского сада, социума. Контроль состояния коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Предупредительный контроль

за работой молодых специалистов:

Подготовка и проведение совместной деятельности

Вопросы для контроля:

1. Соответствие содержания возрастным особенностям детей.

2. Использование атрибутов.

3. Эстетика атрибутов.

4. Роль воспитателя.

5. Привлечение к игре малоактивных детей.

6. Результативность проведения.

Ноябрь

Оперативный контроль:

Индивидуальный подход к детям.

Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп)

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

Выполнение санэпидрежима;

Календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль:

за работой медицинской сестры:

Осмотр и прием детей

Осуществление контроля за соблюдением норм и качества продуктов.

Контроль заболеваемости. Проведение анализа заболеваемости.

Сбор детей на прогулку.

Сравнительный контроль:

работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в подготовительных группах.

Тематический контроль:

Состояние работы п формированию навыков личной безопасности через обучение ОБЖ. Развитие новых форм дошкольного образования., кружковая работа в детском саду.

Декабрь

Оперативный контроль:

Подготовка и проведение рождественских и крещенских праздников с детьми.

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния на пищеблоке.

Выполнение санэпидрежима.

Перспективное и календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль:

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении занятий

Сбор детей на прогулку.

Тематический контроль:

Состояние работы по развитию познавательно-речевого развития детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Сравнительный контроль:

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе.

Январь

Оперативный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во

время приема пищи (средние, старшие группы)

Выполнение санэпидрежима;

Оформление родительских уголков, стендов, папок-передвижек и т. д.

Календарное планирование.

Перспективное планирование.

Анализ причин отсутствия детей.

Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших и средних группах)

Тематическое и календарное планирование.

Предупредительный контроль:

Реализации образовательной программы.

За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации.

За работой членов ПМПк детского сада за отбором и подготовкой документации для обучения детей в логопедических группах.

Тематический контроль:

Состояние работы по сотрудничеству детского сада, семьи и школы, других организаций с целью формирования у детей интегративных качеств.

Февраль

Оперативный контроль:

За соблюдением режима дня.

Проведением прогулок

Выполнение санэпидрежима;

Календарное планирование работы по патриотическому воспитанию.

Сравнительный контроль:

Оформление участков, материал для прогулки зимой.

Тематический контроль:

Состояние работы по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности. Кружковая работа.

Март

Оперативный контроль:

За подбором материала и оформлением уголков патриотического воспитания.

Проведением прогулок

За соответствием мебели росту и индивидуальным особенностям детей;

Подготовка и проведение дня открытых дверей.

Календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль

За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации продуктов.

Сравнительный контроль:

Оформление участков,

Выносной материал для прогулки.

Тематический контроль:

Состояние работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Апрель

Оперативный контроль:

За выполнением утренней и коррегирующей гимнастики.

Соблюдение санитарных требований при проведении непосредственно образовательной деятельности.

Выполнение санэпидрежима;

Подготовка и проведение родительских собраний;

Сравнительный контроль:

Работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в младших группах.

Тематический контроль:

Предупредительный контроль

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении занятий;

Сбор и сопровождение детей на прогулку.

Оперативный контроль:

индивидуальный подход к детям;

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

Выполнение санэпидрежима;

подготовка и проведение режимных моментов.

Проведение анализа результативности освоения программных знаний.

Сравнительный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп).

Тематический контроль:

Результаты выполнение программ по возрастным группам и детскому саду.

Предупредительный контроль:

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении НОД

Сбор детей на прогулку.

В ДОУ по ФГОС предполагает проведение комплекса различных мероприятий. Благодаря подобным действиям ведется анализ качества воспитательного и образовательного процесса, соответствие его целям и задачам.

Значимость

Проведение оперативного контроля в ДОУ сопровождается сбором количественной информации, не требующей длительных наблюдений. Он позволяет определять качество осуществления различных видов деятельности.

Оперативный контроль в ДОУ — это важная функция системы управления и контроля.

Руководитель образовательного учреждения обязан владеть навыками прогнозирования определенной деятельности, определенные ситуации. Проводить оперативный контроль в ДОУ может старший воспитатель либо методист.

Разновидности

Рассмотрим некоторые особенности процесса. Оперативный контроль в ДОУ делят на две группы: внешний, внутренний. Первый вариант предполагает анализ создания оптимальных условий для социальной адаптации дошкольников. В его рамках осуществляется проверка тех мероприятий, которые организуются в рамках детского сада для получения детьми минимального уровня образования, который нужен для гармонического развития.

Эта задача решается следующими способами:

    проводится анализ микрорайона;

    анализируется расположение в нем культурных и социальных учреждений;

    исследуется социальный статус семей, в которых есть малыши дошкольного возраста;

    рассматриваются требования и запросы родителей по качеству и составу образовательных услуг;

    учитываются индивидуальные возможности детей, не посещающих ДОУ.

Составление плана

В настоящее время составляется оперативный контроль на год. В ДОУ функционирует несколько групп, для каждой из них разрабатывается индивидуальный график проверки. Осуществляется проверка по различным направлениям: воспитательной, развивающей, оздоравливающей, гражданско-патриотической.

Организация оперативного контроля в ДОУ — задача руководителя организации. Благодаря подобной работе можно оценивать правильность и эффективность деятельности детского сада.

Требования к проверкам

Оперативный контроль в ДОУ групп осуществляется по определенным требованиям. Руководитель не просто осуществляет проверку, а создает систему контроля за разными сферами деятельности дошкольного учреждения. Сначала анализируются цели и задачи, развивающие и воспитательные методики, применяемые педагогами.

Оперативный контроль в ДОУ будет результативным лишь в том случае, когда он осуществляется вовремя. Важно анализировать недостатки, которые будут обнаружены в ходе проверки. Результаты оперативного контроля в ДОУ должны быть оглашены публично, причем, с полным анализом положительных и отрицательных моментов.

Структура проведения

Только при наличии планомерной работы можно рассчитывать на результат, стабильность и качество функционирования образовательной организации. Проверка осуществляется по следующему алгоритму:

    определение цели и выделение объекта;

    разработка плана контролирующих мероприятий;

    сбор информации (с привлечением сотрудников, воспитанников, педагогов, иных лиц, которые компетентны в анализируемых областях);

    первоначальный анализ собранных сведений (рассмотрение документов, обработка материалов, заполнение опросных карточек, анализ результатов на педагогическом совете);

    обсуждение методов и способов устранения выявленных проблем и недостатков;

    повторная проверка, целью которой является отслеживание выполнения всех рекомендаций.

Реализация контроля

Сначала выявляются все проблемные элементы, которые необходимо своевременно корректировать, чтобы повысить качество воспитательной и развивающей деятельности в детском саду. Затем издается приказ о проведении оперативного контроля в ДОУ.

К примеру, проверка может быть направлена на анализ создания в дошкольном учреждении условий, необходимых ля безопасности детей, на выявление индивидуальной работы, подготовку материала для повышения коммуникативных и речевых навыков дошкольников.

Оперативный контроль режима дня в ДОУ - это начальный этап, дающий информацию о конкретной части работы, проводимой воспитателем в дошкольном учреждении. Он выполняет функцию регулирования, поставляет данные для тематической проверки.

Что проверять

Как оформляется оперативный контроль ДОУ? Таблица, аналитическая справка по итогам - это обязательные элементы для занесения и анализа полученных результатов. Какие вопросы могут быть взяты для проведения проверки? Например, это санитарные условия в группе, организация питания дошкольников, проведение оздоровительных процедур, соблюдение расписания и временных рамок развивающих занятий.

На контроль может быть поставлена система мероприятий, направленных на привитие у детей дошкольного возраста интереса к занятиям спортом, закаливанию.

Вариант таблицы для контроля

Изучим пример таблицы.

Виды контроля

Внешний контроль

Внутренний контроль

Цель проведения

Обеспечение социальной защиты для каждого дошкольника и гарантированность получения им минимального образования, которое требуется для полноценного развития

Изменение образовательной деятельности процесса в различных возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи

Маркетинговое исследование ближайшего микрорайона:

  • нахождение социальных и культурных объектов;
  • социальный статус семей, в которых есть дети-дошкольники;
  • запросы родителей по развитию и воспитанию малышей;
  • социальная, а также образовательная система безопасности детей, не посещающих дошкольные учреждения
  • организационной и педагогической;
  • образовательной;
  • социальной и психологической;
  • медико-социальной;
  • хозяйственной

Контроль со стороны руководителя

Он должен не просто анализировать состояние дел, но и создавать комплексную систему работы по всем направлениям, используемых в ДОУ. Так как в рамках проводимого контроля должны быть не просто констатированы факты, а определены способы устранения проблем, руководитель продумывает вместе с экспертами алгоритм действий, которые позволят улучшить показатели функционирования дошкольного учреждения.

Он понимает важность своевременного проведения проверок, утверждает карты оперативного контроля в ДОУ. После завершения любой проверки руководитель анализирует не только проблемы, которые были выявлены, но и положительные результаты (инновационные методики, лучшие практики).

Что может входить в рамки контроля, осуществляемого руководителем ДОУ? Помимо воспитательной и образовательной работы, особенностей ее организации, также он может периодически анализировать выполнение правил трудового распорядка сотрудниками, исполнение инструкций, приказов выше стоящих органов, предписаний надзорных органов.

Среди контролируемых аспектов могут быть следующие моменты:

    полнота выполнения решений педагогических советов;

    сохранность пособий и оборудования в каждой группе;

    оформление документации административными и педагогическими сотрудниками;

    индивидуальный контроль над деятельностью воспитателя (иного сотрудника дошкольного учреждения).

Проверки, организуемые старшим воспитателем

В ее рамках осуществляется проверка состояния образовательного процесса в каждой возрастной группе. Также старший воспитатель контролирует реализацию новых образовательных стандартов, анализирует применение коллегами инновационных методов и приемов работы.

Проверка касается соответствия календарно-тематического планирования возрастным особенностям дошкольников, а также периодичности повышения педагогами своей профессиональной квалификации.

Пример карты контроля

Среди основных вопросов, которые рассматриваются в рамках проверок в ДОУ, можно отметить санитарное состояние группы, выполнение режима дня, соблюдение оздоровительных мер, прогулок, экскурсий, конкурсов и праздников.

Как может выглядеть карта по результатам проверки соблюдения в детском саду режима дня в разные периоды года?

Задачи проведения:

    проверка приема детей;

    оценка своевременности проведения утренних упражнений;

    соблюдение временных рамок при питании;

    организация и проведение обучающих занятий;

    проверка отдыха между занятиями;

    продолжительность и целесообразность прогулки;

    соблюдение времени обеда;

    послеобеденный сон;

    проведение закаливающих процедур;

    целесообразность подбора развивающих занятий в послеобеденное время;

    продолжительность вечерней прогулки.

По каждому из пунктов, приведенных выше, предполагается три варианта оценки: высокая, средняя, низкая. Оперативный контроль показал, что в контролируемой группе в полной мере создаются условия для комфортного пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Воспитатель применяет в работе инновационные методы и приемы развития и воспитания. В рамках проверки установлено, что в группе ДОУ не выявлено каких-либо нарушений в развитии, воспитании, оздоровления подрастающего поколения.

Подведем итоги

Любое дошкольное образовательное учреждение должно разрабатывать систему контроля, основные задачи которого следуют из особенностей воспитательного и образовательного процесса. Осуществляются они в течение года. С периодичностью их проведения необходимо знакомить педагогический коллектив.

Контроль будет эффективным лишь в том случае, когда он проводится своевременно. О его проведении должны знать все сотрудники педагогического коллектива. Выделяют систематический, регулярный, гласный, действенный вариант контроля. При проведении любого из них важно соблюдать алгоритм действий.

Сначала определяется его цель, выдвигаются задачи. Затем разрабатывается план планируемого контроля, собирается подробная информация. После этого вырабатываются рекомендации и пути устранения выявленных недостатков. Спустя какое-то время осуществляется повторный контроль, целью которого является проверка устранения недостатков, выявленных на первом этапе.

Итак, оперативный контроль является ежедневным, текущим анализом некоторых аспектов образовательной и воспитательной деятельности. Специфика его в том, что он позволяет находить и удалять некоторые мелкие проблемы, налаживать деятельность ДОУ. Отсутствие подобного контроля приводит к появлению через незначительное время серьезных сбоев, справиться с которыми потом будет довольно проблематично. Вопросы, которые анализируют в его рамках, делят на несколько различных категорий. Одни предполагают постоянный контроль, к примеру, соблюдение правил внутреннего распорядка, инструкций по охране здоровья и жизни детей, формирования гигиенических и культурных навыков.

Особое внимание в рамках ФГОС ДОУ отводится ежеквартальным проверкам планирования, работы с родителями, организации экскурсий и прогулок, изучения дошкольниками ПДД, применения в ДОУ здоровьесберегающих технологий, созданию оптимальных условий для саморазвития и самосовершенствования.

В зависимости от формы в детском дошкольном учреждении организуют сравнительный, опережающий, предупредительный. Благодаря предупредительной проверке можно не допустить серьезных ошибок. К примеру, предварительный контроль знания дошкольниками ПДД, позволит воспитателю избежать несчастных случаев во время экскурсии.


Close