Профессиональные и личностные качества в деятельности психолога часто бывают тесно связаны . Профессия накладывает отпечаток па образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Одни психологи предпочитают научные исследования, другие - преподавание психологии, третьи - практическую психологическую работу. Кто-то чувствует себя в душе психоаналитиком, а кто-то - убежденным гештальт-терапевтом. Но главное, что делает человека психологом, - это умение видеть мир психологически и психологическая направленность ума. Иметь психологический взгляд на мир - это способность подвергать психологическому анализу различные жизненные ситуации, поступки людей, особенности их взаимоотношений.

В практической психологии личность психолога является инструментом его работы и порой играет очень существенную роль, не менее значимую, чем психотерапевтические техники. Об этом мы говорили в предыдущих главах.

Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, "у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация - чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска".

Что же характерно для психологического восприятия мира? Мир другого человека для психолога является загадкой. Он не приписывает свой внутренний мир другому человеку, не опирается на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к психике другого как загадке, разгадку которой нужно найти. Душеведческая направленность ума - результат его жизни, порожденный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рациональными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Поэтому психологам присуща терпимость , снисходительность к людям , поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Если человек осознал, что его субъективный мир и мир объективной реальности отличаются, если он понял, что нет людей, абсолютно похожих друг на друга, если в его сознании или подсознании живет чувство недостатка своих знаний о субъективном мире других людей и причинах их поведения, тогда у пего есть шанс стать психологом.

Как считал В. Н. Дружинин, психолог-практик, в отличие от исследователя, является личностью, способной хорошо адаптироваться к социальной

среде. Он успешно взаимодействует с людьми и полагает, что их можно изменить в лучшую сторону. Понимая их проблемы, он, однако, не всегда обращает внимание па различия между собой и другими людьми.

Ларошфуко писал: "Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного - все люди на одно лицо". Поэтому кажется очевидным, что не может быть успешного психолога без высокого интеллекта.

Рассмотрим исследования, которые выявили особенности личностных характеристик, свойственных психологам.

Р. Кеттел с коллегами, например, проводил изучение психологических качеств , которые отличают психологов-исследователей от психологов- практиков. С помощью 16-факторного личностного опросника, который позволял построить "профессиональные портреты", изучалась зависимость эффективности их профессиональной деятельности от личностных черт. Эта зависимость выразилась в следующих формулах:

Для психолога-практика:

Эффективность = 0,72A + 0,29B + 0,29Н + 0.29N;

Для психолога-исслсдователя:

Эффективность = 0,31A + 0,78B + 0,47N

где A - готовность к контактам; N - умение поддерживать контакт; B - общая интеллектуальность; H - ненасыщаемость контактами с другими людьми .

Психолог-практик нуждается в человеческом общении, люди ему не надоедают, а контакты с ними никогда не утоляют жажду общения. Для успеха его профессиональной деятельности это важные факторы.

Психологи-исследователи не любят интенсивное общение, и соответствующие факторы мало влияют на успех их профессиональной деятельности. В то же время "общая интеллектуальность" оказывается очень важным для них фактором.

Таким образом, есть основания полагать, что существует как сходство , так и различие в личностных качествах , важных для таких видов деятельности психолога , как научные исследования и практическая психологическая работа. Каждый из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Анализ литературы, проведенный Т. А. Верняевой, и ее эмпирическое исследование показали, что для психолога-исследователя необходимы те же общие свойства личности, которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки. Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека. В силу того что в большинстве исследовательских ситуаций в психологии требуется взаимодействие психолога-исследователя и испытуемого, они оказываются необходимыми.

Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. По данным Н. А. Аминова и М. В. Молоканова , для психолога с практической ориентацией оказались характерными.

  • выраженная готовность к контактам;
  • общая интеллектуальность;
  • умение поддерживать контакты, т.е. стрессоустойчивость в процессе общения;
  • умение контролировать свое поведение, т.е. сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения;
  • аттракция (привлекательность);
  • эмоциональная заразительность;
  • эмпатия;
  • опора на себя в принятии решений.

Перечень профессионально важных личностных качеств практического психолога , по данным Т. А. Верняевой , включает: доброжелательность, ответственность, оптимизм, организованность, любознательность, наблюдательность, настойчивость, терпеливость, привлекательность, общительность, внимательность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, отзывчивость, объективность, интеллигентность, динамичность, гибкость поведения, высокий уровень общего и социального интеллекта, рефлексию, сензитивность, умение слушать, креативность, умелое владение невербальными средствами общения, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, устойчивость к стрессу, эмоциональную стабильность и некоторые другие характеристики.

И. В. Сыромятников выявил, что успешных психологов характеризуют высокие показатели и по шкалам интеллектуальности, общительности, эмоционально-волевой устойчивости, дипломатичности, проницательности, смелости, самоконтроля, доброжелательности, эмпатии, корректности, порядочности, терпимости .

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности : умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют талантом общения. Структура "таланта общения" включает в себя пять блоков качеств личности:

  • 1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;
  • 2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные па глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;
  • 3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;
  • 4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;
  • 5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувством юмора .

Важность наличия этих способностей говорит о том, что профессиональная деятельность практического психолога по своей сути является взаимодействием.

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах, как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний и профессиональной деятельности. К числу необходимых личностных проявлений практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию ), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию.

К значимым волевым качествам , необходимым для успешной работы психолога-консультанта, относятся настойчивость, терпеливость, самообладание, уверенность. В противном случае он не заслужит доверия клиента. В то же время важно, чтобы у психолога не было чрезмерной самоуверенности и уверенности в непогрешимости своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивают клиента.

Психолог должен иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. Каждому психологу важно знать меру своей некомпетентности. Это стимулирует к саморазвитию. Необходимо понимать возможные пути и способы компенсации собственных личностных недостатков.

Представляют интерес данные табл. 13.1, которые суммируют результаты, полученные разными авторами и ассоциациями относительно свойств личности консультантов, способствующие или препятствующие их профессиональному успеху.

Таблица 13.1

Результаты исследований свойств личности консультанта

способствующие успеху

препятствующие успеху

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США

Проявление интереса к людям и терпение в общении с ними; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие к людям

В документе не перечислены

Комитет по надзору и подготовке консультантов США

Доверие к людям; уважение ценности другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; понимание профессионального долга

В документе не перечислены

Л. Р. Уолбирг

Чуткость, объективность, гибкость, эмпатия, отсутствие собственных серьезных проблем

Авторитарность, пассивность, зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическая установка в отношении денег

А. Комбис

Восприятие пациентов как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, отождествление себя с людьми

В документе не перечислены

Г. Страпп

Внимательность; умение выслушивать; теплота; сердечность; умудренность в дружеских советах

В документе не перечислены

Симпатичный человек; откровенность и открытость чувствам других; способность отождествляться с самыми разными людьми; теплота, но не сентиментальность; нет стремления к самоутверждению, однако есть свое желание и способность его защитить; умение служить клиентам

В документе не перечислены

Окончание табл. 13.1

Свойства личности консультанта

способствующие успеху

препятствующие успеху

Р. Кочюнас

Открытость собственному опыту, аутентичность, развитость самосознания, сила личности и идентичности; толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, постановка реалистичных целей, эмпатия

В документе не перечислены

К. Шнайдер

Личная зрелость, социальная зрелость, зрелость

В документе не перечислены

Н. А. Аминов,

М. В. Молоканов

Высокий уровень развития социального интеллекта, социальная слабость

В документе не перечислены

Было обнаружено, что различия между "хорошими" и "плохими" психотерапевтами (психологами-консультантами) объясняются специфической организацией их личностной сферы. При преобладании в личностном профиле психотерапевта таких факторов, как общительность и смелость, расчетливость и общая интеллектуальная одаренность, можно ожидать большего успеха в психотерапии.

Причем оказалось, что индивидуально-психологические характеристики психологов определяют предпочитаемый ими стиль психотерапии. Выяснилось, что при высоких показателях коммуникативной компетентности (способности психолога-консультанта устанавливать и поддерживать межличностные отношения) он предпочитает использовать приемы клиент-центрированной терапии. При высоких показателях макиавеллизма (умения консультанта контролировать содержание и атмосферу социального взаимодействия) проявляется тенденция к использованию приемов бихевиоральной терапии (способов контроля и ограничения поведения пациента) .

Эти данные согласуются с результатами других исследователей. В проведенном в Калифорнии исследовании психологических консультаций несовершеннолетних преступников выяснилось, что психотерапия тревожных молодых людей с чувством вины и ощущением неадекватности лучше удается более общительным психологам-консультантам, проявляющим интерес к чувствам подростка.

Напротив, в работе с неразговорчивыми правонарушителями, конформными в отношении норм своей субкультуры, или с несовершеннолетними преступниками, демонстрирующими манипулятивное поведение, большего эффекта достигают психологи-консультанты, которые ориентируются на внешний контроль поведения и ограничения, а не на внутренние переживания пациентов .

Особую значимость в профессиональной деятельности практического психолога имеет социальный интеллект. Исследования подтверждают это, по крайней мере на примере военного психолога . Полагаем, что в других сферах практической психологии это также проявляется. Структура социального интеллекта психолога имеет трехкомпонентный состав и включает когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный компоненты. Наглядное представление о структуре социального интеллекта психолога можно получить из табл. 13.2.

Таблица 13.2

Структура социального интеллекта военного психолога

Компоненты

Состав компонента

Показатели

Когнитивный

Социальные знания

Знание специальных правил поведения

Социальная память

Память на имена и на лица

Социальное мышление

Определение чувств

Определение настроения

Рефлексия поступков других людей

Социальное прогнозирование

Формулирование планов собственных действий

Рефлексия собственного развития

Социальная перцепция

Умение слушать собеседника

Умение понимать язык жестов

Эмоциональ

Социальная чувствительность

Эмоциональная выразительность

Способность к само- регуляции

Самоконтроль

Эмоциональная устойчивость

Коммуника-

тивно-орга-

низационный

Социальная адаптивность

Умение объяснять п убеждать других

Открытость в отношениях с окружающими

Социальное взаимодействие

Способность и готовность работать совместно

Способность к коллективному взаимодействию

Выявлено, что коммуникативно-организационный компонент играет определяющую роль в структуре социального интеллекта военного психолога. Другие компоненты - эмоциональный и когнитивный - в различном сочетании и проявлении дополняют первый. Показано, что неуспешные психологи имеют недостаточно развитые компоненты социального интеллекта.

Полученные автором данные позволяют говорить о стилях профессиональной деятельности в зависимости от содержания и уровня развития определенных компонентов в структуре социального интеллекта военного психолога. Было установлено, что преобладающее развитие когнитивного компонента социального интеллекта приводит к успешной реализации такого вида профессиональной деятельности, как психодиагностика. Соответственно, данная стилевая особенность названа когнитивным стилем . Преобладающее развитие эмоционального компонента социального интеллекта приводит к успешности в оказании психологической помощи военнослужащим и членам их семей. Эта стилевая особенность была названа эмоциональным стилем . Значительное развитие коммуникативно-организационного компонента на фоне дефицита других элементов социального интеллекта способствует успешности в проведении психологического обеспечения. Данная стилевая особенность была названа коммуникативным стилем . Гармоничное сочетание всех трех компонентов с достаточно высоким уровнем их развития способствует успешности во всех видах профессиональной деятельности военного психолога. Такая стилевая особенность названа гармоничным стилем .

Это исследование показало, что профессиональная деятельность военного психолога с приобретением опыта практической работы становится более успешной. Повышается и уровень развития социального интеллекта. При этом специальное психологическое образование психолога, профессионально ориентированный тренинг способствуют более высокому уровню развития социального интеллекта.

Одинаково ли успешны в профессиональной психологической деятельности мужчины и женщины? Исследование Малебашевой выявило гендерные различия в стиле профессиональной психологической деятельности военных психологов. Гендерная дифференциация проявилась в иерархии психологических факторов, выборе модели взаимодействия и преобладающей эффективности профессиональной деятельности в одной из профессиональных сфер.

Были выявлены четыре основных фактора, обусловливающих эффективность в работе практического психолога:

  • коммуникативность, проявляющаяся в таких личностных качествах психолога, как готовность к контактам, наблюдательность, общительность, проницательность, свободное владение речью, сензитивность, умелое владение невербальными средствами общения, умение слушать, эмоциональная заразительность, эмпатия, развитая рефлексия;
  • притягательность, включающая такие личностные качества, как альтруистичность, вежливость, внимательность, гуманность, доброжелательность, естественность в эмоциональных проявлениях, интеллигентность, искренность, корректность, непринужденность, обаяние, оптимизм, открытость, ответственность, отзывчивость, порядочность, привлекательность, тактичность, терпеливость, чуткость, юмор;
  • адаптивность, интегрирующая такие личностные качества, как гибкость поведения, динамичность, дисциплинированность, инициативность, креативность, настойчивость, ненасыщаемость контактами, опора на себя в принятии решения, организованность, психофизиологическая активность, работоспособность, самоконтроль, самообладание, устойчивость к стрессу, умение поддерживать контакты, целеустремленность, эмоциональная стабильность, терпимость;
  • интеллектуальность, включающая аналитический склад ума, общую и социальную интеллектуальность, компетентность, кругозор, любознательность, объективность.

В результате данного исследования выяснилось, что иерархия факторов эффективности профессиональной деятельности отличается у мужчин и женщин - военных психологов. Успешную деятельность военного психолога - женщины определяет в большей степени комплекс таких психологических факторов, как "коммуникативность", "притягательность", "адаптивность", в меньшей степени - "интеллектуальность". У военных психологов - мужчин эффективность профессиональной деятельности в большей степени обеспечивается такими факторами, как "интеллектуальность", "адаптивность", "коммуникативность", и в меньшей - фактором "притягательность" .

В той же работе было выявлено, что мужчины военные психологи по структуре и иерархии психологических факторов эффективности профессиональной деятельности в больше мере относятся к группе "психологи-исследователи", а женщины - к группе "психологи-практики".

Это создает предпосылки для более успешного решения психологами- женщинами профессиональных задач, составляющих сферу оказания психологической помощи военнослужащим и членам их семей ; различные виды консультирования, психологической реабилитации, психологического просвещения, психодиагностики.

Вместе с тем факторный "профиль" военного психолога - женщины обусловливает ее меньшую предрасположенность к решению задач, составляющих сферу психологического обеспечения боевой готовности, боевых задач, боевой подготовки, несения боевого дежурства и караульной службы.

Военные психологи - женщины предпочитают консультационную модель профессионального взаимодействия , состоящую в фасилитации самопознания и саморазвития клиента, сопровождении клиента в достижении целей его собственного развития, содействии его продуктивному существованию в конкретных обстоятельствах жизни, увеличении количества степеней свободы в выборе клиентом вариантов поведения, суждений, оценок, отношений.

В работе утверждается, что условием, повышающим естественные преимущества военного психолога - женщины в решении профессиональных задач в сфере психологической помощи и компенсирующим недостатки в сфере психологического обеспечения воинской деятельности является организация полноценной профессиональной военной подготовки этой категории специалистов. Показано, что повышения эффективности профессиональной деятельности военного психолога - женщины можно достичь путем развития у нее личностных качеств, составляющих факторы "интеллектуальность" и "адаптивность", овладения ею педагогической моделью профессионального взаимодействия и изменения самовосприятия и самопрезентации как военного психолога.

Психологи шутят

Психология скоро достигнет таких высот, что у каждого человека будет свой личный психолог, а у каждого психолога - свой личный психиатр.

Сам себе психолог - это как сам себе стоматолог: больно, неудобно и чревато осложнениями...

Профессиональный опыт формирует у психолога определенные качества личности, навыки и привычки. Поэтому он чувствует себя гораздо более уверенным, чем начинающий психолог. Однако большой стаж самоотверженной и ответственной работы может принести психологические проблемы самому психологу. Рассмотрим синдром сгорания и коммуникативной перегрузки в профессиональной деятельности психолога.

Синдром сгорания (Burnout ) - это дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. "Сгорание" связано с длительной напряженной работой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудно измеряемое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки. "Сгорание" чаще возникает в сфере так называемых помогающих профессий, к числу которых относится работа психолога-консультанта и психотерапевта. Помогая длительное время другим людям, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого они ожидали. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психической энергии, приводит к психосоматической усталости, эмоциональному истощению. В результате возникают беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка, головные боли и нарушения сна. Такие люди начинают злоупотреблять табаком, кофе, алкоголем, теряют аппетит или наоборот переедают. Сгорание отражается и на снижении эффективности профессиональной деятельности. Возникает негативное отношение к клиентам и к самой работе, репертуар рабочих действий становится скудным, формируется негативная "Я-концепция". Часто появляются такие агрессивные чувства, как раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность, перевозбуждение и гнев. Человеком овладевает цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности.

У всех ли возникает синдром сгорания? Какие факторы на эго влияют? В исследованиях показано, что:

  • у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин;
  • прямой зависимости "сгорания" от удовлетворенности зарплатой не найдено;
  • если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее;
  • испытывающие недостаток автономности (сверхконтролируемость) больше подвержены "сгоранию";
  • наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу Л: агрессивно, в соперничестве, несдержанно, добиваясь своей цели любой ценой;
  • к "сгорающим" относятся также трудоголики.

"Сгорающие" характеризуются определенными личностными чертами. Они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей, и одновременно неустойчивые, иитровертированные, одержимые гуманной миссией своей работы.

О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 108. См.: Баширов И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога.

  • См.: Малебашева Г. В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины.
  • В процессе социализации у личности формируются два уровня качеств:

    Общие психологические качества - т. е. те, которые даны о рождения (мышление, память, ощущения);

    Социально- психологические качества.

    Социально-психологические качества характеризуют ее связи с социальной действительностью. Эта связь выступает в форме различного рода отношений. Данные отношения устанавливаются на разном уровне психики: от бессознательного до рационального. Эти отношения являются также регулятором поведения личности. Система отношений к социуму характеризует личность как индивидуальность. Каждая личность в этих связях характеризует нечто общее, то, что присуще всем членам данного общества, а также отдельное - то, что присуще личности как члену определенной группы, и единственное- то, что индивид воспроизводит сам.

    Система социально-психологических качеств включает такие качества, как:

    1. Социальные потребности.

    2. Социальные установки.

    3. Социальные чувства.

    4. Ценностные ориентации.

    5. Ценности.

    6. Социальное мышление.

    7. Жизненный путь.

    Социальные установки - центральное понятие социальной психологии. Установка характеризует динамическое состояние субъекта, его готовность к определенной активности. Оно обусловлено двумя факторами: потребности субъекта и соответствующие объективные ситуации. Повтор одной и той же установки превращает ее в фиксированную установку. Установки формируют бессознательный уровень готовности человека к реализации простейших человеческих потребностей. Социальная установка характеризует определенную готовность субъекта каким-то образом реагировать на явления социальной жизни. Социальные установки сложнее, чем просто установка. Они являются не только результатом взаимодействия потребности и личности, но опосредованным определенным знанием. В основе их лежат социальные потребности, знания о нормах социальной жизни и социальные ситуации. Социальная установка включает следующие компоненты: эмоционально-оценочный, информационный, поведенческий.

    Социальная установка является регулятором поведения. Система социальных установок характеризует направленность личности, ее предрасположенность действовать определенным способом.

    Социальные чувства.

    В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения социальных потребностей у личности формируются социальные чувства. Социальные чувства не даны от рождения как органы чувств. Они приобретаются личностью в процессе ее жизнедеятельности. В данном случае присутствует компонент знания. Социальные чувства выступают в форме переживаний явлений социальной действительности и общественной жизни (чувства патриотизма, коллективизма, индивидуализма). Они приобретаются в социуме.



    Система социальных установок по отношению к материальным или духовным благам образует ценностные ориентации, которые характеризуют переход на рациональный уровень отношения личности к окружающей действительности.

    Система ценностных ориентаций позволяет личности ориентироваться в выборе материальных и духовных ценностей. Она выступает как оценка действительности.

    Ценности.

    Ценности делятся на материальные и духовные, на объективно существующие и субъективно признаваемые. Человек с самого рождения входит в ценностный мир, который объективен. В зависимости от своих потребностей, социальных влияний личность выбирает из этого мира наиболее значимые с его точки зрения ценности. Эти ценности существуют в сознании человека в виде абстракций, представлений о материальных и духовных благах, которые удовлетворяют потребности личности.

    Ценности существуют в виде ценностей идеалов образа своей жизни, ценностей цели и средств достижения этой цели, ценностей норм поведения.

    Эта система представлений о благах характеризует ценностную структуру личности. Ценности - это связь социума на рациональном уровне, ядро сознательной личности . Ценности в момент их присвоения и утверждения сопровождаются эмоциональными переживаниями. Наиболее значимые ценности входят в структуру личности. Слом ценностных структур личности сопровождается тяжелыми переживаниями.

    Есть ценности, которые образуют ядро личности - основные ценности (отношение к людям, труду). И есть ценности возрастные или ситуативные. В течение жизни ценности у человека меняются, могут также происходить возрастные ценностные кризисы. Ученые по-разному устанавливают их интервал, но в целом, они происходят раз в 7-10 лет.



    Социальное мышление.

    Социальное мышление относится к социальной действительности. Предметом социального мышления являются взаимоотношения людей, сами люди, система общественных отношений, жизненный путь личности.

    Социальное мышление имеет свои механизмы осуществления. Главным для социального мышления является не просто познание мира, но его преобразование.

    Социальное мышление - это способ категоризации, интерпретации и проблематизации социальной жизни. Оно имеет свои процедуры:

    1. Понимание и интерпретация информации и ценности сообщения. При понимании осуществляется интерпретация информации, т.е. субъективная обработка объективной информации.

    2. Проблематизация социальной жизни заключается в том, что субъект ставит для себя вопрос, каковы неизвестные стороны жизни. Он как бы формирует проблему, которую нужно решить. Сама постановка проблемы - сложная интеллектуальная задача. Творческая личность видит больше проблем в жизни, но также больше путей их решения. Люди более ограниченные стремятся к стандартам, к избежанию противоречий, к упрощению ситуации. Они не видят проблемы и всегда предлагают простой вариант ее решения.

    Социальное мышление зависит как от личности, ее ценностей, уровня развития мышления, так и от той среды, в которой произошла социализация личности.

    Жизненная позиция личности.

    Совокупность социально-психологических качеств личности характеризует ее жизненную позицию. Жизненная позиция - это сложное психологическое образование. Способность самоопределения личности в жизни, обобщенной на основе ее ценностей и отвечающей основным жизненным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией.

    Жизненная позиция - это результат взаимодействия личности с самим собой. Являясь таким результатом, жизненная позиция определяет направление личности. От нее зависит реализация возможностей человека, его способностей.

    Жизненная позиция характеризует всю систему связей личности. Она проявляется в отношении к предметному миру, к другим людям, к самому себе. Жизненные позиции личностей различны. Часто встречается тип личности, которые определяют себе систему ценностей, но не могут их реализовать. Нереализованные жизненные цели и ценности – это тоже жизненная позиция.

    Реализация жизненной позиции во времени и обстоятельствах – это ничто иное, как жизненный путь личности. Основным понятием при исследовании жизненного пути личности является понятие личностного смысла. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности и выражение отношения личности к тем объектам, ради которых развернута деятельность. Смысл жизни отражает жизненную концепцию, мотивирует человека на те или иные поступки, то или иное поведение.

    Смысл жизни заставляет человека организовывать свою жизнь. Способность к организации своей жизни у людей неодинакова. Главное при организации жизни - умение соединить ее внешнюю и внутреннюю тенденции. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам (окружающей среде, судьбе или случаю), то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля. Рассмотрение вопросов "смысла" встречается в психологии еще со времен психоанализа З.Фрейда. Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними". Проработка вопроса о смысле жизни в психоанализе, начатая Адлером, нашла продолжение в работах К.Г. Юнга. Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным". Однако, в качестве основного источника индивидуальных смыслов Юнг указывает прежде всего надсознательные архетипы. Смысл жизни - основное понятие экзистенциального анализа В. Франкла. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциальному вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни - врожденная тенденция, присущая всем людям. Она заставляет человека развиваться и совершать различные действия. Чтобы жить, человек должен знать, во имя какого смысла совершаются те или иные поступки. Отсутствие смысла жизни порождает фрустрацию и неврозы, причиной которых является социум (невроз безработицы). Вопрос о смысле жизни ставит не человек, а сама жизнь. Смысл жизни человек не может изобрести, он находит в объективной действительности. Существует возможность пути, с помощью которого человек может сделать свою жизнь осмысленной: 1.С помощью того, что дает человек жизни (творчество) 2.С помощью того, что мы берем от жизни. 3.Как мы относимся к судьбе, которую не в состоянии изменить. Нужно иметь философское отношение к обстоятельствам, которые от нас не зависят, и искать смысл жизни в этих обстоятельствах. Нельзя ставить вопрос о смысле жизни вообще, существует смысл жизни каждого конкретного человека.
    Зарубежная социальная психология о личности

    Э. Фромм - видный мыслитель XX столетия. Его популярность во всем мире и влияние его идей на сознание людей значимы по сей день. Он стремился переосмыслить исходные установки философии, этики, психологии, культурологи, исходя из ценности внутреннего мира человека.

    Фромм полагал, что основной подход к изучению человеческой личности должен состоять в понимании отношения человека к миру, к другим людям, к природе, к самому себе. Он обосновал возможности разностороннего совершенствования человека как живого, мыслящего существа. В наследии Фромма имеются идеи об исторической обусловленности страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении сплава биологических и культурных факторов, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма. В работе «Душа человека» Фромм рассматривает способность человека к добру и злу.

    Одни полагают, что люди- это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе. Он может также добавить, что люди снова и снова следуют за своими вождями на войну, которая не дает им ничего, кроме разрушения, что они верят любой несуразице, если она излагается с надлежащей настойчивостью и подкрепляется авторитетом властителей - от прямых угроз священников и королей до вкрадчивых голосов более или менее тайных обольстителей. Кажется, что большинство людей, подобно дремлющим детям, легко поддается внушению и готово безвольно следовать за любым, кто, угрожая или заискивая, достаточно упорно их уговаривает. Человек с сильными убеждениями, пренебрегающий воздействием толпы, скорее исключение, чем правило. Он часто вызывает восхищение последующих поколений, но, как правило, является посмешищем в глазах своих современников.

    Однако Фромм тут же замечает, что если большинство людей - овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Он справедливо указывает на то, что Талаат-паша не сам убил миллионы армян, и так же Гитлер не один убил миллионы евреев, а Сталин - миллионы своих политических противников. Эти люди располагали тысячами других людей, которые умерщвляли и пытали, делая это не просто с желанием, но даже с удовольствием.

    Сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей.

    Фромм находит этому явлению другое объяснение, которое заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец. Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчиняться. Кроме того, чтобы побудить большинство овец действовать, как волки, убийцы должны придумать истории о правоте своего дела, о защите свободы, которая якобы находится в опасности, о мести за детей, заколотых штыками, об изнасилованных женщинах и поруганной чести.

    Понятно, что вопрос о том, является ли человек волком или овцой, - это лишь заостренная с помощью образов формулировка вопроса, который является основополагающим в социальной антропологии и этике, а именно: что есть человек - является ли он по своему существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию?

    Моральное банкротство Запада, начавшееся с первой мировой войны и приведшее через Гитлера и Сталина, через Ковентри и Хиросиму к нынешней подготовке всеобщего уничтожения, наоборот, повлияло на то, что снова стала усиленно подчеркиваться склонность человека к дурному. По существу, это была здоровая реакция на недооценку врожденной склонности человека творить зло. С другой стороны, слишком часто это служило причиной осмеяния тех, кто не потерял еще своей веры в человека, причем их точка зрения понималась ложно, а подчас и намеренно искажалась.

    Э. Фромм делает следующий вывод: главной опасностью для человечества является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычайной властью.

    В результате своих теоретических исследований, Фромм приходит к следующим выводам:

    1. Зло - это специфический человеческий феномен. Во зле человек теряет сам себя при трагической попытке освободится от тяжести своего человеческого бытия.

    2. Степени зла соответствует степень регрессии. Наибольшим злом являются те побуждения, которые направлены против жизни: любовь к мертвому; инцестуально-симбиозные устремления возвратиться в лоно матери, к земле, к неорганическому; нарциссическое самопожертвование, которое делает человека врагом жизни именно потому, что он не может покинуть тюрьму своего собственного Я.

    3. Зло также существует и в меньшей степени, что соответствует и меньшей регрессии. В таком случае речь идет о дефиците любви, разума, о недостатке интереса и нехватке мужества.

    4. Человек склонен идти назад и вперед, иначе говоря, он склонен к добру и злу. Когда обе склонности еще находятся в равновесии, он свободен выбирать, если предположить, что он может осознать свою ситуацию и способен к серьезным усилиям. Тогда он может выбирать между альтернативами, детерминированными, со своей стороны, общей ситуацией, в которой он находится. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он больше не свободен в выборе. В цепи событий, которые ведут к утрате свободы, последнее решение обычно не дает человеку возможности свободного выбора; при первом решении еще существует возможность, что он свободно выберет путь к добру, если предположить, что он сознает значение этого первого решения.

    В изучении духовного пути личности огромный интерес представляет работа Фромма «Искусство любить». Человек любой эпохи и любой культуры сталкивается с одним и тем же вопросом: как преодолеть одиночество, как достичь единения, как выйти за пределы своей отдельной жизни и обрести воссоединение. Полное решение этой проблемы- в достижении межличностного единства, в слиянии с другим человеком, в любви. Без любви человечество не смогло бы существовать и дня. Парадокс любви состоит в том, что два существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами. Любить - значит, прежде всего, давать, а не получать. Отдавать много радостнее, не потому, что это лишнее, а потому что, отдавая, я ощущаю, что живу. Отдавая, мы побуждаем другого, в свою очередь тоже отдавать, и, таким образом, мы оба разделяем эту радость, называемую любовью. Любовь - это, прежде всего, забота, активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Быть ответственным значит быть в состоянии и готовности отвечать за любимого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства без уважения друг к другу. Уважение- это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение предполагает отсутствие эксплуатации и существует на основе свободы.

    Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни. Если кто-то не созидателен в других сферах, он не созидателен в любви.

    При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу (Богданов, 1983), зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:

    1. Различие трактовок самого понятия «личность» в общей психологии, о чем речь уже шла выше. Если «личность» - синоним термина «человек», то, естественно, описание ее качеств (свойств, черт) должно включать в себя все характеристики человека. Если «личность» сама по себе есть лишь социальное качество человека, то набор ее свойств должен ограничиваться социальными свойствами.

    2. Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности». Каждое из этих понятий употребляется в определенной системе отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств). Но такое употребление понятий не является строгим: иногда они используются как синонимы, что также затрудняет анализ.

    3. Наконец, самое главное: различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности - рассмотрение ее то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления (Асмолов, 1984).

    До тех пор, пока не получены однозначные ответы на принципиальные вопросы, нельзя ждать однозначности и в решении более частных проблем. Поэтому на уровне социально-психологического анализа также имеются противоречивые моменты, например, по следующим пунктам: а) сам перечень социально-психологических качеств (свойств) личности и критериев для их выделения; б) соотношение качеств (свойств) и способностей личности (причем имеются в виду именно «социально-психологические способности»).

    Что качается перечня качеств , то зачастую предметом анализа являются все качества, изучаемые при помощи личностных тестов (прежде всего тестов Г. Айзенка и Р. Кеттелла). В других случаях к социально-психологическим качествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекание отдельных психических процессов (мышление, память, воля и т.п.). во многих зарубежных исследованиях при описании методик для выявления качеств личности употребляется термин «прилагательные» (не наименование качеств, а «прилагательные», их описывающие), где в одном ряду перечисляются такие, например, характеристики, как «умный», «трудолюбивый», «добрый», «подозрительный» и т.п.

    Качества, непосредственно проявляющиеся в совместной деятельности, в своей совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе. Категория «эффективности деятельности» обычно используется для характеристики группы. Вместе с тем вклад каждой личности является важной составляющей групповой эффективности. Этот вклад определяется тем, насколько личность умеет взаимодействовать с другими, сотрудничать с ними, участвовать в принятии коллективного решения, разрешать конфликты, соподчинять другим свой индивидуальный стиль деятельности, воспринимать нововведение и т.д. Во всех этих процессах проявляются определенные качества личности, но они не предстают здесь как элементы, из которых «складывается» личность, а именно, лишь как проявления ее в конкретных социальных ситуациях. Эти проявления определяют как направленность эффективности личности, так и ее уровень. Группа вырабатывает свои собственные критерии эффективности деятельности каждого из своих членов и с их помощью либо позитивно принимает эффективно действующую личность (и тогда этот признак благоприятно развивающихся отношений в группе), либо не принимает ее (и тогда это сигнал о назревании конфликтной ситуации). Та или иная позиция группы в свою очередь влияет на эффективность деятельности каждой отдельной личности, и это имеет огромное практическое значение: позволяет увидеть, стимулирует ли группа эффективность деятельности своих членов или, напротив, сдерживает ее.

    В теоретическом плане этот подход позволяет более тонко различать эффективность деятельности личности и ее общую активность, которая не обязательно направлена на предмет совместной деятельности и не обязательно приводит к продуктивному результату. Нет сомнения в том, что и общая активная жизненная позиция личности весьма важна, но не менее важно и выявления условий, при которых личность оказывается успешной в конкретном виде совместной деятельности, будь то трудовой коллектив или любая другая группа.

    Качества личности, проявляющиеся в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга (Петровская, 1982). Однако и в этой области существуют еще достаточно большие исследовательские резервы. Они, в частности, состоят в том, чтобы перевести на язык социальной психологии некоторые результаты изучения личности, полученные в общей психологии, соотнести с ними некоторые социальные механизмы перцептивного процесса. В качестве примеров можно привести следующие.

    Личные качества человека – это сложные, биологически и социально обусловленные компоненты личности. Собрав воедино все личностные качества человека, можно получить его полный психологический портрет.

    Качества личности принято разделяются на положительные и отрицательные . Что же это за качества и может ли личность состоять из одних только положительных качеств?

    Качества личности выражают особенности психических процессов, состояний и свойств индивида, его черты характера, особенности темперамента, специфику поведения, взаимодействия с другими людьми, окружающей средой, самим собой, то есть все индивидуально-психологические особенности личности. Кроме того, личные качества человека включают имеющиеся у него знания, умения и навыки.

    Существует немало классификаций качеств личности и еще больше типологий личности, основанных на этих классификациях. Психологов всегда интересовала загадка человеческой личности и они старались разложить ее “по полочкам”.

    Но зачем обычному человеку (не профессиональному психологу) знать о том, какие бывают личностные качества? Дело в том, что знания порождают самосознание, повышают осознанность . Человек, знающий какие существуют качества личности, может определить их у себя , а после обозначить пути и направления работы над собой .

    Также, зная о качествах личности, можно больше понять об окружающих людях , научиться правильно выстраивать и сохранять отношения.

    Первый этап отношений любого рода предполагает узнавание друг друга, что по сути и является прояснением личностных качеств. При первой встрече двух людей (будь-то собеседование при приеме на работу или первое свидание мужчины и женщины), всегда есть потребность узнать , что за человек перед тобой. Неспроста в резюме требуется указывать не только свой опыт работы и основные данные, но и перечислять личные качества, знания, умения и навыки.

    Итак, если свои личные качества нужно знать для того, чтобы понимать как дальше развивать свою личность, то знание личностных особенностей другого человека, важно постольку, поскольку оно позволяет определить совместимость с ним и предположить, какого рода отношения могут сложиться.

    Положительные качества личности обычно поддерживаются, подкрепляются и развиваются, а отрицательные люди стараются исправить, изменить или искоренить.

    Но разделение качеств личности на положительные и отрицательные условное ! Оно основано на общепринятых правилах и нормах морали и нравственности. Нужно понимать, что такую тонкую материю, как личность человека, на самом деле, невозможно разложить на “черное” и “белое”.

    Качества личности, которые принято называть отрицательными, не абсолютно, а относительно отрицательные, точно так же, как и положительные качества. К примеру, в ситуации, когда требуется постоять за себя, агрессивность (которую принято считать отрицательной чертой) становится нужной и просто необходимой.

    Личные качества человека могут быть как врожденными , так и приобретенными . Вырабатываются те или иные качества личности либо под влиянием окружающей среды и социума (воспитание ) либо являются следствием самовоспитания .

    Многие качества, черты, особенности поведения, способности, умения человек в себе может как развить, выработать, так и искоренить .

    Безусловно, есть такие особенности личности, которые практически не поддаются изменениям, но все же вешать “ярлыки” (что на себя, что на других) не стоит!

    Человек всегда может, если не измениться кардинально, то хотя бы научиться компенсировать одни свои качества за счет развития других.

    Отрицательные качества человека , которые являются нежелательными и требующими коррекции, все вместе сложились бы не просто в большой, а в огромный список. Поэтому далее перечислены лишь некоторые из них:

    Все эти черты личности порождают и соответствующее поведение .Так, лживый человек все время и всем врет, ленивый и халатный не торопится выполнять работу, а безответственный постоянно подводит себя и других.

    Наличие того или иного негативного качества портит жизнь самому человеку и/или другим людям, но во всяком случае, это не приговор . Поработав над собой, можно улучшить качество своей жизни, отношения с окружающими, стать счастливее.

    Положительные качества человека

    Список положительных качеств человека такой же бесконечный, как и список отрицательных черт. Пожалуй, более всего почитаются и приветствуются такие положительные качества , как:

    Эти положительные качества порождают и соответствующие умения и навыки : умение дружить, любить, учиться, творить, трудиться и так далее.

    В статье “ ” Вы найдете еще один содержательный список положительных качеств личности.

    Как можно заметить, и список отрицательных качеств человека и список положительных, включает не только те качества, что выражают отношение личности к другим людям и социуму, но и к себе, труду, вещам, миру в целом. Все потому, что личные качества человека проявляются во всем : от того, кем он работает, до того, каким цветам в одежде отдает предпочтение.

    Редко можно встретить человека, в личности которого присутствуют только положительные человеческие качества. Но есть множество людей, в структуре личности которых преобладают такие качества.

    В любом человеке всегда есть условно отрицательные особенности личности, те, над которыми стоит поработать, но наличие их должно быть не проблемой, а стимулом к развитию и росту.

    Сделать так, чтобы отрицательного было меньше, а позитивные черты личности преобладали, под силу каждому человеку !

    В каком направлении Вам чаще приходится работать над собой?

    Психика (внутренний мир) человека многогранна. Психологическая структура личности – совокупность психических свойств, психических процессов, психических состояний и психических образований. Отсюда не только разум, мыслительная деятельность, но и направленность эмоций и чувств, характер, воля и другие относительно устойчивые качества личности во многом определяют стиль жизнедеятельности и внутрифирменного поведения работника.

    Известный немецко-американский философ и социолог Эрих Фром (1900-1980) в труде «Человек для себя» проводит любопытные рассуждения о человеческой природе. «Понятие науки о человеке основывается на факте существования ее предмета, человека, и на том, что существует человеческая природа, характерная для человеческого рода… правильные предположения о законах, управляющих человеческим поведением, должны основываться на предпосылке, что нечто, допустим «Х», реагирует на воздействие среды в соответствии со своими свойствами. Человеческую природу нельзя назвать неизменной, следовательно, и культура не является результатом измененных человеческих инстинктов, и естественно, она не является постоянным явлением. Да, человек способен приспосабливаться даже к неблагоприятным условиям, но в результате такой адаптации в нем происходят определенные ментальные и эмоциональные изменения, которые зависят от специфических свойств его природы…

    Человек – не чистый лист бумаги, на котором можно написать угодные той или иной культуре знаки. Человек – это существо, обладающее энергией, которое, адаптируясь, специфически реагирует на внешние условия». (См.: Фром Э. Бегство от свободы; Человек для себя. Минск, 1998. С. 396-397).

    Универсальным фактором человеческой психики является самосознание, которое выступает главным координатором поведения. Анализ внутреннего действия психологических механизмов как многоуровневой системы (от чувственной ступени до высших элементов сознания) показывает, что все они находят внешнее выражение в определенных чертах личности, имеющих качественную определенность. Профессор К.К. Платонов насчитывал свыше 1500 таких устойчивых образований.

    Для психологической характеристики личности весьма красноречивы, на наш взгляд, «комплексы переживаний» (чувств), сформулированные советским психологом Б.И. Додоновым . Это:

    1. Альтруистические чувства (от лат. alter – другой) – потребность в содействии, помощи, покровительству другим людям.

    2. Коммуникативные чувства (от лат. communiatio – делаю общим) – потребность в общении.

    3. Глорические чувства (от лат. gloria – украшение, слава) – потребность в самоутверждении, в «пожинании лавров».

    4. Праксические чувства (от греч. praxis – действие) – переживания, вызываемые деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, трудностями в ее осуществлении и завершении.

    5. Пугнические чувства (от лат. pugna – борьба) – переживания, связанные с возможной опасностью, на основе которых позднее возникает интерес и склонность к преодолению трудностей.

    Ученым называются и ряд других чувств: романтические, эстетические, гедонистические, акизитивные, которые также весьма значимы в жизни человека, но они не всегда имеют непосредственное влияние на его действия и поступки, поэтому ограничимся лишь их перечислением.

    Типология личностей

    Каждая личность являет собой неповторимый мир мыслей, чувств, устремлений. Индивидуальное внутреннее своеобразие человека не знает аналогов. Поэтому выделение типов личностей в известной мере условно, тем более, что ярковыраженные представители того или иного типа встречаются довольно редко. Гораздо больше людей, занимающих промежуточное положение. И вся градация целесообразна, она позволяет сфокусировать внимание на качествах, находящих свое выражение в поведении. Для большей наглядности группировка осуществлена на основе полярности, в виде пар-противоположностей:

    1. Интеллектитуальный и эмоциональный типы. Для первого характерна рассудочная деятельность, мышление, у второго на первом плане чувственное отражение.

    Для интеллектуального типа характерен аналитико-синтетический подход к различным явлениям жизни. Интеллектуал оценивает события под углом зрения «истина – ложь», «разумно – неразумно». Абстрактный рационализм берет верх над всеми проявлениями личности в жизнедеятельности и поведении.

    Для представителей эмоционального типа определяющим критерием является «приемлемо – неприемлемо». Разум при этом выполняет вспомогательную функцию. Чувствительность к событиям и явлениям, отзывчивость к нуждам других – основа их поведения и внутригрупповых взаимоотношений.

    Деление на «физиков и лириков» не всегда оправдано. История знает немало теоретиков-мыслителей, душа которых была открыта искусству. И наоборот, А.С.Пушкина относят к эмоциональному типу. Но наш великий поэт был поистине гигантом мысли, интеллекта.

    2. Экстраверты и интроверты .

    Экстраверт (от лат. extra – вне и versio – обращать) – общительный, живо откликается на внешние впечатления. Предпочитает находиться в кругу людей, взаимодействовать с ними и, наоборот, не любит одиночества, которое угнетающе действует на него.

    Интроверт (от лат. intro – внутрь и versio – обращать) – «зациклен на себя», для него характерна избирательная общительность с узким кругом хорошо знакомых людей. Трудно приспосабливаться к внешним обстоятельствам, так как его реакции и действия главным образом опосредованы событиями внутреннего мира – образами и представлениями памяти и воображения.

    3. Люди типа «А» и типа «Б».

    Тип «А» включает в себя людей деятельных, трудолюбивых, ответственных. Сильной их стороной является высокая работоспособность, трудоотдача. Даже находясь на отдыхе они занимаются решением производственных проблем. Но они крайне честолюбивы, требуют признания себя и на этой почве часто конфликтны. В экстремальных ситуациях у них могут проявляться психологические срывы.

    Тип «Б» – степенные, добродушные, несуетливые люди. Они терпеливы, мало подвержены негативным воздействиям, относительно легко переносят трудности и жесткие требования со стороны руководства и членов группы по отношению к себе. Любят и умеют отдыхать. Но им не хватает проявления высокой энергии и инициативы в трудовой деятельности.

    4. Аниматеры и маргиналы .

    Аниматер – остроумец, высельчак, душа компании, человек, создающий хорошее настроение.

    Маргинал (от лат. margo – край, граница) – индивид, типически испытывающий дискомфортные чувства и своим поведением омрачающий общую атмосферу.

    5. Альтруисты и эгоисты.

    Альтруист (от лат. alter – другой) – люди, проявляющие бескорыстную заботу о благе своих ближних. Им присуща эмпатия – сочувствие, сопереживание, способность поставить себя на место другого. Они действуют по принципу: «твоя боль – это и моя боль».

    Эгоисты (от лат. ego – я) – тип людей, противоположный альтруизму, которые отдают приоритет личным интересам, своекорыстию. Внешне эгоисты могут быть вежливы, общительны, но их делами и поступками правит сверхзабота о своей персоне. «Поджечь дом, чтобы поджарить себе яичницу, – утверждал английский ученый-гуманист Френсис Бэкон, – в характере эгоиста».

    6. Циклоиды и шизоиды .

    Циклоиды имеют две разновидности:

    1) гипоманиакальная: общительны, веселы, склонны к юмору, отличаются живостью и остроумием;

    2) меланхолическая: добродушны, склонны к грусти, пассивны, отличаются вялостью, мягкостью, уступчивостью.

    Выделяют пять основных подгрупп циклоидов: веселые болтуны; спокойные юмористы; тихие, душевные люди; сибариты – склонны к праздности, роскоши; деятельные практики.

    Темперамент циклоидов ориентирован по оси грусть – веселость.

    Шизоиды – очень разные люди. Различают три подгруппы шизоидов:

    а) необщительные, лишенные юмора, со странностями и причудами;

    б) застенчивые, тонко чувствующие, любители природы и книг;

    в) равнодушные, тупые, исполнительные, бесстрашные.

    Темперамент шизоидов ориентирован по оси возбудимость – холодность. Им присуща резкая смена настроения.

    Подводя итоги рассуждениям о типах личностей, еще раз подчеркнем, что любой реальный член производственной группы несет в себе обе парные тенденции, из которых одна выступает более рельефно. Носители нежелательных свойств и качеств требуют более внимательного дифференцированного подхода с целью достижения общей гармонии, организационного поведения всех членов группы.

    Социализация личности

    Очеловечивание поведения индивида включает в себя как природно-биологические предпосылки, функционирование психики человека, так и само непосредственное вхождение индивида в общественную среду. Этот многогранный процесс получил название социализация.

    Социализация (от лат. socoalis – общественный) – усвоение и воспроизводство человеком социального опыта, связей и отношений, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

    В свою очередь социальный опыт складывается из признания и следования принятым в данном обществе ценностным ориентациям, нормам, установкам и образцам поведения.

    Каждый человек обладает относительно устойчивым избирательным отношением к различным проявлениям действительности как значимым ценностям. Ими могут быть предметы или те или иные блага, удовлетворяющие материальные или духовные потребности индивида. Среди ценностей особое место занимают социальные ценности – объекты, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения. Именно они обусловливают направленность сознания и поведения личности и группы и тем самым обеспечивают ориентирующие и регулирующие функции. В качестве высших общественных ценностей выступают гуманизм, справедливость, гражданственность, созидательная деятельность, материальное благополучие, богатство духовной жизни. Субъективно социальные ценности выражаются в предпочтении стремлений, желаний, действий и поступков.

    Базируясь на социальных ценностях, вырабатывается система типичных требований, предписаний, норм, предъявляемых обществом как отдельной личности, так и группам людей.

    Общественные нормы (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – средства регуляции поведения индивидов и групп. В нормах четко просматриваются ответы на вопросы: какое поведение считается приемлемым, допустимым? кто контролирует и оценивает действия и поступки? как происходит перевод норм в эталоны, модели, стандарты, образцы поведения?

    В структурном плане различают «нормы-рамки» (одобряемое и запрещаемое) и «нормы-цели» (социальные идеалы). В своей совокупности они выполняют функции интеграции, упорядочения социального взаимодействия людей, согласования общественных и личных интересов, группового сплочения, а значит, и организационного повседневного.

    Отдавая приоритет социальным ценностям как высшему уровню иерархии ориентации, определяющей деятельность и поведение, а также общепринятым нормам, необходимо учитывать психологический настрой, поступать так, а не иначе, т.е. установку.

    Установка – готовность, предрасположенность субъекта к действиям и поведению должным образом (в конкретных условиях). На основе принятых установок члены группы поступают надлежащим образом или негативно ведут себя. Установка освобождает человека от необходимости каждый раз принимать решения и преднамеренно контролировать свою деятельность и поведение в повторяющихся стандартных ситуациях. Установки консервативны, устойчивы. В этом их полезная значимость, когда они имеют положительную направленность, а при отрицательной требуется довольно длительная перестройка.

    Синоним понятия «установка» – термин «аттитюд» (с франц. attitude – поза). Этот термин преобладает в переводных изданиях по организационному поведению и употребляется для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (сообществ).

    Набор ожидаемых поведенческих установок принято называть ролью. Ролевое поведение (от франц. role – функция, модель) – совокупность предписаний, требований к работнику, занимающему должностную определенную ступеньку в групповой иерархии.

    Трудовые роли тесно переплетаются с поведенческими ролями, находят в них свое проявление, т.е. следование принятым обязанностям и правам, стандартам делового общения в данной группе.

    Ролевое поведение связано с наделением работника правами и обязанностями в соответствии с занимаемым им положением, а не психологическими характеристиками. Иначе говоря, ролевые предписания будут одинаковыми для всех членов группы, стоящих на определенной позиции, т.е. они неличностны.

    Ролевая дифференциация – степень разделения и несмешения, исключение позиционной неопределенности. Это во многом определяет межличностные отношения в группе, предсказуемость поведения сотрудников.

    С ролью индивида в группе, ролевым поведением соотносимо понятие личностный статус (от лат. status – состояние, положение) – индивидуальный ранг, занимаемый личностью в группе.

    На самом высоком уровне статус называется общественным, но и личностной статус всегда социален. Его главной характеристикой служит общественное признание и определение роли и места в совместной групповой деятельности. Статус личности отражает вертикальную дифференциацию, иерархическое положение, занимаемое место индивида в производственном сообществе. Личностный статус складывается на основе престижа (от франц. prestige – обаяние, очарование) – сравнительной оценки членами группы заслуг и достоинств индивида. Признание на основе соотнесения деятельности и поведения работника с системой норм и ценностей позволяет объективно определить его позиции, побудительные мотивы, намерения в труде и межличностном общении.

    Таким образом, личностный статус того или иного члена производственного коллектива с большой степенью достоверности предопределяет, как будет вести себя сотрудник по отношению к товарищам по работе и как они должны взаимодействовать с ним.


    Close