Цель:

показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.


Ход урока


I. Проверка домашнего задания
Перед тем как перейти к анализу произведения, обязательно прочитаем заключительные страницы рассказа со слов «...Стоя друг против друга на коленях, мы заспорили о счете».
II. Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени
- В какое время происходит действие рассказа? Назовите приметы этого времени в рассказе.
- Когда и как началась самостоятельная жизнь героя? Какие испытания ожидали его? (3-й вопрос учебника)
Самостоятельная жизнь героя началась в 11 лет, когда он отправился в райцентр на учебу в пятый класс. Его ждали тяжелые испытания: голод и одиночество.
- Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Рассказчик говорит: самым страшным была тоска по родной деревне, по родным людям и душевной теплоте, тоска, которая наваливалась после уроков на одинокого ребенка.

III. Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою

Эвристическая беседа
- Чем интересен для вас герой рассказа?
В самых трудных обстоятельствах герой не терял чувства собственного достоинства, у него был сильный характер.
- Как вы понимаете слово характер ?


* Характер - совокупность психических и духовных свойств человека, которые обнаруживаются в его поведении.


Мы часто говорим: сильный характер, твердый характер, волевой характер. Если мы говорим о человеке «бесхарактерный», значит ли это, что у него нет характера? «Бесхарактерными» мы называем слабовольных людей, которые не умеют принимать решения или исполнять их.
- Какие еще выражения со словом характер вы знаете? Выдержать характер - сохранить твердость, не уступить в чем-либо; человек с характером - человек с сильным характером.
- Как вы считаете, каким человеком был герой рассказа Распутина?
- Как мы об этом узнаем?
Подведем учеников к мысли о том, что автор дает своему герою литературную характеристику , т. е. с помощью художественных приемов описывает отличительные качества, свойства и черты героя.
- С помощью каких приемов можно охарактеризовать героя?
Приемы характеристики литературного героя :
- портрет (Настя и Митраша в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»);
- рассказ о поступках (Ассоль и Грэй в феерии А. С. Грина «Алые паруса», Маттео Фальконе в одноименной новелле Проспера Мериме);
- речевая характеристика (Санька Левонтьев в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»).
- Каким вы представляете героя рассказа? Найдите в тексте портрет героя. Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета?
«Перед ней корчился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки».
Эпитеты живо помогают представить себе героя.
- Как вы думаете, почему мальчик не убежал к матери в деревню? Что двигало им: жажда знаний или желание выделиться, страх или чувство долга?
- Почему герой никому не сказал о том, что кто-то таскает у него хлеб и картошку? Почему он «заставил себя смириться и с этим»?
Этот вопрос сложен для детей. Чувство собственного достоинства, сильно развитое в герое, не позволяло ему оскорбить подобное чувство в другом человеке. Здесь можно обратиться к эпиграфу: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях», - писал Л. Н. Толстой. Человек с чувством собственного достоинства не будет оскорблять это чувство в других людях.
- Почему герой начал играть в «чику»?
- Кто из ребят был заводилой в игре?
- Найдите портрет Вадика, сравните его с портретом главного героя.
«Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного - рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой».
Эпитеты «рослый», «крепкий», характеризующие Вадика, противопоставлены эпитетам «тощий», «на обвислых плечах». Определение «заметный своей силой и властью» противопоставлено определениям «диковатый», «одинокий».
- Какой прием использовал автор?
Рисуя портреты героев, автор использовал антитезу.
- Для чего играет в «чику» Вадик? Как относятся к игре Вадик и главный герой?
Голод заставил мальчика задуматься, как можно добыть деньги. Но в райцентре мальчик никак не мог ни заработать, ни получить деньги. Мать помогала ему, чем могла, и он начал играть в «чику». Герой относился к игре как к единственному способу, которым он может добыть себе денег на молоко. Для него эта игра не была развлечением. Для Вадика эта игра была развлечением и возможностью проявить свою власть, командуя младшими мальчиками. Вадику игра давала удовольствие властвовать над другими людьми.
Выполним 5-е задание учебника: сравним описания пейзажа того дня, когда герой первый раз выиграл в «чику», и дня, когда его побили.
Чем отличаются эти картины? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
Первая зарисовка описывает день, когда рассказчик в первый раз выиграл в «чику». Вторая зарисовка соответствует рассказу о том, как Вадик и Птаха побили главного героя и выгнали из игры за то, что он позволил себе выигрывать. Картины природы отличаются друг от друга. В первой картине мы видим ясную и сухую погоду, синее небо, приветливое солнце. Во второй настроение рассказчика подчеркивает черная крапива, жесткая, сухая трава. Эти детали помогают автору передать настроение рассказчика, который сначала счастлив от того, что у него есть деньги на молоко, и потом испытывает обиду и боль от человеческой несправедливости.
Объясним ученикам, что охарактеризовать состояние героя можно не только с помощью портрета, передачи его поступков и слов, но и с помощью описания окружающей героя природы.
- Почему Вадик и Птаха избили героя?
Вадик и Птаха избили мальчика, потому что он играл лучше их и не хотел унижаться перед заводилами игры. Автор пишет: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом».
- Каким было после этого состояние героя?
Передавая состояние своего героя, автор пишет: «Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово».
- Почему, уже поднявшись на гору, герой крикнул что было мочи: «Переверну-у-ул!»? Что он хотел этим доказать?
На этом вопросе завершим этот урок.


Домашнее задание
Подготовить ответы на 7-9 вопросы учебника. Письменно выполнить 3-е задание рубрики «Будьте внимательны к слову».


Индивидуальное задание
Принести на урок отдельное иллюстрированное издание рассказа «Уроки французского», подготовить отзыв об иллюстрациях к рассказу.

Урок 46 СТОЙКОСТЬ ГЕРОЯ, ЖАЖДА ЗНАНИЙ, ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

01.02.2012 15637 1582

Урок 46 Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Цель: показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по прочитанному.

– Как мальчик вел себя во время драки? Как это его характеризует?

– И вновь пейзажная зарисовка помогает понять, передать состояние героя, охарактеризовать его. Найдите и зачитайте ее. («Минут пять стоял я и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».)

– Почему герой, вопреки угрозам ребят, опять придет играть на поляну? Найдите ответ в тексте.

II. Изучение нового материала.

Беседа-размышление над композицией рассказа.

– Проанализируем эпизод «Разговор с Лидией Михайловной после уроков». Что испытывает мальчик, ожидая учительницу в коридоре? (Ждал «замирая от страха».)

– Как начала разговор Лидия Михайловна? Интонация ее вопросов? Какую цель она преследует?

Выразительное чтение по ролям разговора учительницы и мальчика. «Автор» читает портретные описания героев.

– Какой художественный прием использует Распутин в портретных описаниях героев? (Антитеза: «…аккуратная вся, умная и красивая…» и «…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом…», «…в перешитых отцовских галифе…».)

– Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это? Ведь, как утверждает герой рассказа, «в школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали, что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». (Мальчик еще не понял, что учительница почувствовала неладное со своим учеником. Она увидела его избитым, а его одноклассник Тишкин проболтался, что ребята играют на деньги. Когда Лидия Михайловна увидела своего ученика избитым второй раз, то решила во что бы то ни стало вмешаться, помочь ему. А когда мальчик разгадал секрет с посылкой, она объясняет ему: «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».)

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: расскажите о герое по плану, данному в учебнике (с. 156); ответьте письменно на вопрос: «Почему голодающий мальчик не принял посылку с продуктами?».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

В. Распутин “Уроки французского”.

(урок литературы в 6 классе)

Тема: Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль учительницы в жизни мальчика

Цель: Познакомить учащихся с содержанием рассказа, его героями, показать огромное желание мальчика учиться, его стремление к независимости, выяснить, какую роль сыграла учительница в жизни мальчика, формировать умения и навыки характеризовать героя, давать оценку его поступкам, развивать умения обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение, воспитывать любовь к учебе, к учителям, предупреждения усталости на уроке.

Ход урока

I.Орг. момент

II.Чтение стихотворения об учителе

Ты нужен, нужен на веку

И юноше и старику,

Чтоб их обогащать упорно.

Так добывается руда,

Так весны свет несут всегда

И так выращивают зерна.

Твой труд…

Так ювелир подчас

Шлифуют крохотный алмаз,

Так сообщают блеск булату.

Да, главным в нынешней судьбе

Земля обязана тебе

И высь, открывшаяся взгляду.

Ты, как над колыбелью мать,

Когда опять, опять, опять

Листаешь школьные тетради,

Ночами не смыкая глаз.

Ты знаньями питаешь нас

Добра и счастья в мире ради.

Учитель! Пусть тебя стократ

Восславят, возблагодарят

И вознесут на трон из песен,

Чтоб с каждым поколеньем

Впредь тебе волшебно молодеть,

В труде, который так чудесен!

О чем и о ком будем говорить на уроке?

    Работа над темой урока.

Сегодня познакомимся с произведением В.Г.Распутина “Уроки французского и его героями”.

1.Беседа по тексту .

Давайте обратимся к произведению и прочитаем 1 абзац. Какова его главная мысль? Какое настроение оно придает всему произведению?

Расскажите о жизни мальчика в деревне.

Тяжелая жизнь послевоенной деревни. Каковы ее приметы в рассказе. Примеры.

Когда у мальчика началась самостоятельная жизнь?

2.Мозговой штурм ” .

Взрослый человек из села, попадающий в город, не всегда может приспособиться к городской жизни, трудно это сделать так же и ребенку такому, как герой рассказа “Уроки французского”. Посоветуйте юному сельскому жителю, как вести себя, оказавшись в городе. (писать на доске)

3. Беседа по тексту .

Посмотрим, как ведет наш герой в райцентре

Почему “самое страшное” начиналось у него, когда он приходил домой?

У мальчика однажды была возможность уехать. Почему он отказался?

Расскажите об игре в чику. Что заставило нашего героя принять в ней участие?

А как ведет себя наш герой? О чем – это свидетельствует? Черты характера.

4.Ситуация: если бы вы попали в такую ситуацию с игрой на деньги, как герой рассказа Распутина, как бы вы поступили: играли бы по правилам Вадика и Птахи или нет? А были ли у вас такие ситуации? Приведите примеры.

5.Работа с текстом. (портрет, характеристика )

Почему именно рассказчика выбрала Л.М. для индивидуальных занятий? Случайно ли это?

Давайте посмотрим, какую портретную характеристику дает автор мальчикам.

Задание по вариантам:

    Найти и выбрать характеристику мальчиков, которые окружали героя.

    Найти и выписать характеристику главного героя.

Зачитывают.

В чем отличие?

6.Продолжение работы с текстом.

Прочитайте сцену “Возвращения посылки”. Почему мальчик вернул ее? Какие чувства испытает он в этот момент? А что чувствует учительница?

С какой целью Л.М. стала играть в “замеряшки”? Что выдавало ее во время игры?

- “.. Директор задыхался, ему не хватало воздуха.- Я теряюсь сразу назвать вам поступок… Это преступление. Растление, совращение.”

Согласны ли вы с такой оценкой поступка Л.М? А как вы оцениваете ее поступок?

7.Ситуация: Представь себя главным героем рассказа Распутина “Уроки французского” и предположи, как бы сложилась твоя жизнь в городе, если бы не было в твоей школе такой учительницы, как Л.М?

    Проверка д/з.

Воспоминания родителей о своих учителях.

    Итог.

“Микрофон” .

Какую роль в жизни человека играет учитель? Чему учат?

    Выставление оценок.

Домашнее задание.

    Средний уровень: подготовить пересказ текста.

    Достаточный уровень: составить план рассказа о жизни мальчика.

    Высокий уровень: согласны ли вы с мыслью, что испытания, выпадающие на долю человека закаляют его характер? Можно ли утверждать, что это произошло с героем Распутина? Аргументируйте свой ответ.

Качество доброты в человеке может проявляться в различных ситуациях. Иногда нелепых и внешне отрицательных. Доброта («Уроки французского») - пример проявления человеческой заботы учителя к чужому для него ребенку. Педагог решается на азартную игру с учеником, за которую придется рассчитываться собственной судьбой и педагогической карьерой.

Учитель - другой человек

Лидия Михайловна попадает в сложную жизненную ситуацию. Она видит, как трудно приходится ее ученикам. Особенно одному мальчику, который и становится рассказчиком жизненной истории. Учительница пытается помочь мальчику: ребенок получает посылку с яблоками. Он сразу догадывается, кто может прислать ему такой экзотический для севера фрукт. Он отказывается от помощи. Лидия Михайловна не отступает и пытается накормить его у себя дома, приглашая на дополнительные занятия. Ребенок не хочет принимать помощь бесплатно. У него сохранилось чувство собственного достоинства. Удивительно, что такое качество высоко развито у ребенка, находящего в таком плачевном состоянии: отдельно от родных, в семье, не гнушающейся воровством. Повесть переносит в послевоенное время, в котором страна выбиралась из нищеты и разрухи.

Оригинальный способ помощи

Учительница - упорная женщина. Она не принимает отказа. Доброта - ее основное качество. Ей хочется добиться поставленного результата. Другой отказался бы от затеи уже после первого промаха. Кто для нее этот мальчишка? Чужой ребенок. Сколько их еще будет у учителя за годы работы в школе? Зачем помогать каждому? Не лучше ли выбирать для помощи тех, кто на нее согласен? Вопросов много? Распутин специально пытается запутать читателя. Проявление доброты прячется за упорством, хитростью.

Девушка предлагает сыграть с ней в игру на деньги. Оригинальный способ обмана упертого мальчишки. Он не берет помощь по-другому, привык к игре, для него это возможность заработать на молоко и хлеб. Такой вариант устраивает мальчика. Он должен выиграть по-честному. Ученик следит, чтобы Лидия Михайловна «не поддавалась».

«Уроки французского» В. Г. Распутина - это автобиографический рассказ, воспоминания о детских годах самого автора, поэтому образы писателя и его героя слиты в моем представлении в один.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность. Ответственность и чувство долга не позволяют мальчику бросить учебу и вернуться домой.

Наверняка, многие на его месте давно бы уже сдались или нашли бы другие, непорядочные способы заработать деньги и еду. Однако развитое чувство собственного достоинства не позволяет главному герою даже воспользоваться своим умением играть в «запретную» игру и выигрывать больше суммы, необходимые для ежедневной покупки молока. Перебарывая себя, он не поддается даже на уговоры учительницы, всеми правдами и неправдами старающейся помочь ему, подкормить. Без тени сомнения мальчик возвращает ей посылку с драгоценными макаронами и так необходимым ему гематогеном. При этом главный герой никому не жалуется на свои беды и проблемы, всячески их скрывает.



Читая рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского», понимаешь, что каждый день в нашей жизни дает нам множество уроков, которые не только добавляют знаний, но и являются своеобразной проверкой на прочность. И от каждого шага, от каждого слова зависит: станем ли смелыми, порядочными, добрыми людьми или постоянно будем сожалеть о поступках, совершенных вчера и в далеком прошлом.

Рассказы В. Г. Распутина отличаются удивительно внимательным и бережным отношением к человеку, к его нелегкой судьбе. Произведения писателя увлекают нас интересными подробностями внутренней жизни обыкновенного, скромного, почти незаметного человека. Автор рисует образы простых людей, которые живут обычной жизнью с ее печалями и радостями, в постоянном труде и заботах. В то же время он раскрывает перед нами богатый внутренний мир этих людей. Так, в рассказе «Уроки французского» автор раскрывает перед читателями жизнь и душевный мир деревенского подростка, которого тяжелая судьба и голод вынуждают искать разные способы выхода из тяжелого положения.

Герой произведения - умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея». Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает». Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.

Вот при таких обстоятельствах герою и предлагают мальчишки играть на деньги. Изучив правила игры, он соглашается. И вскоре начинает выигрывать Однако деньги ему нужны не на какие-нибудь безделушки и даже не на конфеты. Мальчику необходимо пить молоко, так как он страдает малокровием. Да и играет он только до той суммы, которой хватило бы на баночку молока. Обладая скромностью и гордостью, он ни за что не соглашается брать продукты у учительницы или хотя бы ужинать у нее после занятий. Поэтому у Лидии Михайловны остается лишь один путь помочь ему - дать шанс честно выигрывать свой рубль.

Несмотря на то, что герой рассказа «Уроки французского» ввязывается в игру на деньги, он вызывает у меня глубокую симпатию. По натуре своей это хороший, умный мальчик, честный и справедливый, с добрым сердцем, с чистой душой, любящий свою семью, уважающий окружающих его людей, проявляющий заботу и сочувствие к страдающим от нищеты и голода. А идти на не совсем хорошие поступки его заставляет лишь крайняя необходимость.

Система образов и идейное содержание рассказа.

"Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после".

С такого нравоучительного суждения начинается блестящий рассказ Валентина Распутина "Уроки французского".

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает читателя, как не захватывает иной приключенческий роман современных "писак".

"Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр".

С дотошностью очеркиста Распутин объясняет причины, побудившие мать отпустить сына на самостоятельное житье, о том, как она договорилась со знакомой по этому поводу, о том, как он остался один. "...а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь".

"Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не было".

Здесь автор человечен и правдив. Без тени фальши, без натяжек показывает он естественные противоречия между героями, проводя незаметную параллель между общими противоречиями города и деревни, их трудное понимание этих противоречий, их постепенное сближение, их общую растерянность от неожиданного поворота отношений.

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с Мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Особенно остро должны чувствовать это обострение те, кто жил и учился в период "торжества коммунизма", когда "неуставные" отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности.

Учительница не могла не знать, что, докопайся до происходящего ее коллеги, "общественность", - волчий билет ей обеспечен. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, абориген Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой - макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот, оказавшийся вовсе не неожиданным финал, который и ставит все точки над i. В рассказе как бы копится нечто недостойное, стыдное для человека, чему противопоставлена чистота городской учительницы французского языка, совсем еще девчонки, и сердце уфюмого, недоверчивого деревенского мальчика открывается перед этой чистотой.

Казалось бы, все то, о чем рассказал писатель, - далекое прошлое. Что нам до него?.. Но рассказ до сих пор свеж, социально горяч.

В нем высшие человеческие ценности», взвешенные с ювелирной точностью. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.


Close