Ы является звуком. Постановка звука ы
Урок в 1 классе по чтению на тему: « Гласный звук [ы], буква ы »
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы .
Оборудование урока: учебник В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука.1 класс, часть первая, записи на доске, магнитные карточки с буквами, плакат – «Город Букваринск», воздушные шары, рисунки (мышки, мишки)
Задачи:
Учить отличать гласные звуки от согласных
Учить давать качественную характеристику гласного звука (гласный, ударный или безударный)
Проанализировать особенности произнесения звука [ы]
Учить различать букву ы как знак звука [ы]
Учить определять место звука ы в словах (в середине или конце слова)
Учить сравнивать слова по произношению и написанию (слова со звуками/буквами[ы], [и])
Развивать умение наблюдать за изменением формы слова (единственное и множественное число)
Ход урока
Развёрнутый план урока
Организационный момент
Звенит звонок:
Начинаем наш урок!
– Проверим готовность к уроку. У вас на столах должна быть азбука, пенал, зелёные тетради. Молодцы. Садитесь.
Проверка домашнего задания.
На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
(Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших)
– Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что - то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок чтения не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Трое учеников подготовили вам загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом.
На доске 4 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, то он идёт к доске и переворачивает карточку.
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А)
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву… (И)
Круглой формы голова,
Той же формы буква...
(не А, а О)
– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)
– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.
–Молодцы, вы справились с этим заданием. Эти три буквы уже живут в городе Букваринске на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)
– Сегодня мы познакомимся с новым жителем города Букваринска.
Знакомство с новым звуком
– Скажите, что я держу в руке (шар)
– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)
– Докажите (воздух встречает на своём пути преграду: язык и зубы)
– А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)
– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)
– Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)
– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?
(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то покажите солнышко, а если нет – тучку:
рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка.
–А теперь мы познакомимся с печатной буквой ы, которая обозначает звук ы
Учитель переворачивает карточку.
– Мы сказали, что звук ы гласный, поэтому в городе Букваринске этот звук поселился на улице гласных
Демонстрация плаката с городом Букваринском. Плакат вывешивается на доску.
– Ученики приготовили для вас стихотворения о букве ы, послушайте.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву
(Е.Благинина)
Бывает эта буква
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.
(Е.Григорьева, И.Гамазкова)
– Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)
– Эти стихи живут и на страницах нашей азбуки. Откройте азбуку на с. 32.
– Какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (Мы, услыхали, совы, ы,
– А в этом стихотворении, какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (бывает, капусты, брюквы, дыни).
Упражнение на формирование навыка выразительного чтения
– Послушайте стихотворение В. Берестова (с. 33)
Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны
И вернуться назад с вышины.
– Вам понравилось это стихотворение?
Читает подготовленный ученик.
– До этого мы работали со стихотворениями, в которых буква ы была выделена, а теперь попробуйте сами найти её в этом стихотворении.
– Возьмите в руки карандаши и аккуратно зачеркните букву ы.
– В каких словах вам встретилась буква ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)
Работа с рисунком, упражнение на развитие речи (учебник, с. 32)
– Вы заметили интересный рисунок на предыдущей странице?
– Рассмотрите его. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.
– На рисунке изображены различные предметы. А есть ли среди них такие предметы, в названиях которых есть звук ы? Назовите слова, в которых есть звук ы (крынка - глиняный для , мыши, часы, сыр, дырки, пагоны)
Физкультминутка
Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)
– Переверните страницу. Вверху рисунок. Рассмотрите его.
– Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю
– Кукла (указывают на левый рисунок)
– Куклы (указывают на правый рисунок)
–Какие куклы изображены справа? (петрушка, Мальвина, клоун)
– Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)
На доске появляются карточки Кукла - Куклы
– Мы продолжим придумывать пары к словам
– Машина – (Машины)
– Машина, а какую именно машину вы представили?
– корзина – (корзины)
– игра – (игры)
– А какие игры вы знаете, в какие вы играете?
Упражнение в сопоставление слов, различающихся одним звуком
– Посмотрите на доску (на доске картинка с игрушечным мишкой и карточка мишка) Прочитайте слово про себя
– Закройте глаза (на доске карточка мышка)
– Что изменилось в записи? (вместо буквы и стала буква ы) появляется и старая карточка)
– Изменилось только начертание слова? А смысл остался тот же или нет? (нет)
– А вы видели игрушечную мышку? (появляется картинка мышки)
Работа с серией картинок
– Посмотрите на следующую страницу азбуки. Вы узнали сказку по картинкам?
– А как вам это удалось?
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет (4)
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.(2)
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. (1)
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила. (3)
– А сейчас я расскажу вам эту сказку целиком.
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
– Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!
– Дома покажите родителям эти картинки и постарайтесь сами рассказать им эту сказку.
VI . Итог урока
– С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)
– Какой это звук? (гласный)
– А есть ли слова на букву ы? (нет)
Конспект занятия
- Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [и], [ы] (сравнение, различение, правильное произношение в слогах, словах, фразах);
- Совершенствовать навыки звукового анализа слов;
- Развивать слуховое восприятие;
- Образовывать множественное число существительных с окончаниями
- Обогащать и активизировать словарный запас;
- Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
Оборудование:
- Настольные зеркала;
- Предметные картинки на различаемые звуки;
- Комплект предметных картинок (существительные в ед. и множ. числе).
- Пособие для обучения чтению-«домики»;
- Картинки- схемы слов;
- Буквы И, Ы;
- Пособие «Часы»;
- Картинки, выполненные пунктиром.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети сидят на ковре полукругом.
Логопед Ребята, сегодня у нас будет интересное занятие, к нам придут гости, будем выполнять много разных заданий.
Выходят дети. Мальчик одет в костюм мишки Миши. У девочки костюм мышки Мыши.
Логопед:
Как-то рано поутру
Мышка Мыша шла в нору.
Мышка пела еле слышно
Песню тихую свою.
Мышка Мыша:
Я маленькая мышка
Люблю я сыр и пышки.
А кошки и коты
Желают нам беды.
Логопед:
А на встречу ей медведь:
Мишка Миша:
— Мышка, хватит грустно петь.
Я Мишка Миша, вот дела,
Сорока вести принесла:
У деток в садике урок,
Пойдем-ка вместе,
Будет впрок.
Посмотрим на занятие
И всем дадим задание.
Логопед:
Мишка с Мишей к нам пришли
И задания принесли.
Мишка Миша:
-Кто подскажет нам, друзья,
Что за звук услышал я?
Логопед:
Внимательно послушайте слова и назовите, гласный звук в середине слова:
кит, сын, мир, сыр, пыль, мил, выл.
Какие гласные звуки вы услышали? ([ы,и])
Мышка Мыша:
Вот ребята, молодцы,
Справились с заданием.
Но совсем мы не хотим
Сказать вам: « До свидания!»
На уроке посидим,
На ребяток поглядим.
Дети садятся на места. Мишка Миша и Мышка Мыша садятся с детьми за столы.
II. Постановка цели занятия.
Сегодня мы будем повторять звуки[ ы-и], учиться их различать. Уточняется характеристика этих звуков (гласные).
1. Сравнение и правильное произнесение звуков [и] и [ы].
Произнесём все вместе звук[ и]. Посмотрите в зеркала и скажите, в каком положении находится язык и губы?
Язык у нижних зубов, губки улыбаются
А теперь произнесём звук[ ы]. В каком положении находятся язык и губы?
Язык оттягивается от зубов, губки округляются.
2. Угадывание звуков[ ы-и] по беззвучной артикуляции.
Я буду показывать артикуляцию разных звуков. Если вы увидите артикуляцию звука [и ]– хлопните в ладоши, а звука [ы] – топните ногой.
3.Упражнение «Просмотри и назови»
Дифференциация звуков по схеме артикуляции.
На доске вывешена схема чередования звуков[ и-ы]
Логопед указывает на смайл, а дети произносят нужный звук.
4. Игра «Эхо». Произнесение слогов со звуками [и] и [ы] .
В игре участвуют две команды. Команда Мыши произносит слоги со звуком [ы], например пы, другая команда Миши отзывается, произнося слоги со звуком [и ] — пи.
Пы-пи мы-ми ты-ти кы-ки хы-хи
Задание усложняется. Вы должны заменить звук в середине слова.
Мыл-мил пыл-пил был-бил выл-вил ныл-Нил
5. Произнесение слов со звуками[ ы], [и].
Назовите картинки на доске. Выберите слова со звуком [и] –подарите их Мише, выберите картинки со звуком[ ы ]–подарите их Мыше.
Картинный материал: лимон, тыква, игла, весы, мыло.
III. Образование множественного числа существительных с окончаниями –и, -ы.
У логопеда картинки с существительными в единственном числе, у детей в конвертах картинки с существительными во множественном числе.
У меня на картинке один предмет, у вас- много. Я показываю картинку, называю предмет — кот. Отзывается тот, у кого много предметов.
Дети (показывая картинку) — коты
Назовите последний гласный в слове коты
Кот- коты жук- жуки
Бык- быки пингвин- пингвины
Дельфин- дельфины дыня- дыни
Банан- бананы ива- ивы
Мак- маки кит- киты
Хата- хаты муха- мухи
Конь- кони самолёт- самолёты
IV. Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Пляшут Мышки-шалунишки,
Кто на вилке, кто на крышке.
Тише мышки, тиши мышки,
Не будите злого Мишку.
V.Звуковой анализ слов. Определение местоположения звуков[ ы],[ и] в словах по картинкам.
На столе карточки с картинками и схемой слова.
Назови картинку, определи, где в слове звучит[ и ]или [ы]. Положи нужную букву на схему слова (начало, середина, конец слова.)
И |
Картинки: лимон, рыба, осы, бусы, коньки, тыква, липа, очки, санки, весы, гуси, плита, дубы, дым, тапки.
Звук [и ]может стоять в начале, середине, конце слова.
Звук [ы] только в середине или конце слова.
VI. Активизация словаря.
Логопед загадывает загадку:
Нет ног, а хожу.
Нет рта, а скажу.
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
Ребята, часы бывают разные (на доску вывешиваются картинки)
Если они висят на стене- это настенные часы.
Если они висят на башне- это башенные часы.
Если стоят на столе, это какие часы?
Настольные часы
Если их носят на руке?
Наручные часы
Есть часы, на которых время измеряют по солнцу – это солнечные часы
А есть часы, в которых время отсчитывает песок- это песочные часы.
VII. Чтение прямых и обратных слогов. Составление слов.
На доске картинки: маки, хаты, утки, коты, киты и слоги
Ребята, посмотрите, у нас на доске живут слоги. У каждого слога свой домик. Давайте их прочитаем. Но нашим слогам очень скучно жить одним в домике,
они хотят дружить с другими домами.
ма |
ки |
Слог ма дружит со слогом ки , посмотрите, какое слово получилось?
Слово маки
Правильно, это слово маки (слоги крепятся под картинку)
Сколько слогов в слове маки?
Два. Первый слог МА, второй слог КИ.
А что мы знаем про слог?
В каждом слоге есть гласный звук, он образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Аналогично дети составляют другие слова.
VIII. Подведение итога занятия.
На столе у детей картинки, выполненные пунктиром.
Что изображено у вас на картинках?
Дети
Ры ба, бы к, вафли , конфеты , ки т, ягоды , сы р, и ва.
Логопед
Определите позицию звука [и] или [ы] в слове. Дети определяют.
А теперь обведите их и подарите картинки со звуком [и ]–Мише, а со звуком [ы]- Мыше.
This entry was posted in . Bookmark the .
1. Звуковая мозаика.
Лист 5x5. Жетоны коричневые и серые. Если в слове есть звук [ы] - серый жетон.
Слова: стол, стул, мышь, блин, клин, рис, дым, риск, мыло, рост, рысь, лось, волк, зебра, рыба, гном, прыжок, белка, грыжа, камин, мел, порт, рыжий, сахар, гром.
2. В зоопарке переполох. Сбежали из клеток звери! На листочках нарисованы «клетки» (рамки примерно 5x5 см) желтого и черного цветов. Если в названии животного есть звук [ы] - верни его
в клетку черного цвета. Если нет такого звука - в желтую клетку.
Игрушки: бык, рыба, мышь, слон, бегемот, крокодил, лиса.
3. Третий лишний.
Если в слове нет звука [ы] - это слово лишнее. Найди такое слово в каждой цепочке: крыса, крыша; Париж, Крым; гром, балык; бескозырка, дырка, нос; гнездо, алыча, пыж.
4. Разбери картинки на две группы: в конце слова звук [ы] или [и]. Примерный перечень: люди, птицы, столы, часы, звери, тучи, мячи, шары, сапоги, шкафы.
5. Мишень.
Возьми 7 теннисных мячиков, поставь недалеко от себя ведерко. Кидая мячик в ведро, произноси слова с [ы].
6. Найди на картинке и назови 9 слов с [ы].
(Две мышки катятся с горы на лыжах. На мышках шапки, варежки, валенки, штанишки, кофты, шарфы): штаны, кофты, мыши, хвосты, лыжи, уши, шарфы, носы, зубы.
7. Нарисуй цветик-семицветик теми фломастерами, в названии которых есть звук [ы]. (оранжевый, зеленый, красный, желтый, розовый, сиреневый, фиолетовый).
8. Попробуй придумать слово, которое начинается со звука [ы].
9. Составь схемы слов: крыло, мысль, сливы, дымок.
10. Вспомни известные тебе фамилии разных людей. В каких из них встречается звук [ы]?
Цель. Уточнять артикуляцию звука [ы]; учить детей делить слово на части - слоги; упражнять в образовании существительных множественного числа; знакомить с буквой ы.
Оборудование. Набор картинок, панно букв, фишки (палочки, пуговицы) по 4-5 штук на каждого ребенка, ножницы.
Ход занятия
I. Игровое упражнение на развитие фонематического слуха.
Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение.
Будем хлопать мы в ладоши,
Если звук услышим «о».
На другие звуки -
Опускаем низко руки
И пойдем по кругу
Друг за другом.
Выделение звука [о] из ряда гласных звуков: [у], [а], [»], [о], ["], [о], [у], [о].
II. 1. - Сегодня мы в гостях у очень интересного звука. Он никогда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать. (Воспитатель читает стихотворение, выделяя голосом звук [ы].)
Звук-невидимка Спрятался в часы. А его братишка - Дедушке в усы.
Дети называют слова со звуком [ы].
2. Артикуляция звука. При произнесении звука [ы] губы приоткрыты, не напряжены, зубы приоткрыты, кончик языка за нижними зубами, корень языка несколько поднят к нёбу, воздушная струя направлена на кончик языка и не встречает преград, голосовые связки вибрируют.
Характеристика звука. Звук [ы] - гласный.
III. 1. Воспитатель читает стихотворение:
Знаю я, и знаешь ты, Что нет слов, Начинающихся на звук «ы».
Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте, ребята, поищем слова с этим звуком.
На наборном полотне картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки. Называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы].
Примерный картинный материал: сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.
2. Педагог просит определить место звука [ы] в словах (середина или конец),
3. Звуковой анализ слова сыр (с использованием схемы - звуковых бус): интонационное проговаривание слова и определение соответствующей схемы (нитка с тремя бусинками).
Сколько звуков в слове? Какой звук первый (второй, третий)? Определи место звука [ы] в слове, раскрась соответствующую бусинку-знак красным цветом.
4. Образование существительных множественного числа.
Звук [ы] - очень зажиточный звук (словарная работа: зажиточный - богатый). У его соседей только один сад, а у звука [ы] - сады. (Пример говорит воспитатель. Далее множественное число образуют дети.)
У соседей выросла груша, а у звука [ы] - ... (груши).
У соседей - ягода, а у звука [ы] - ... (ягоды).
У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] - ... (клумбы).
У соседей на клумбе цветок, а у звука [ы] - ... (цветы).
На скотном дворе у звука [ы] не корова, а... (коровы); не курица, а... (курицы); не овца, а... (овцы); не коза, а... (козы).
И дома у звука [ы] не комната, а... (комнаты); не диван, а... (диваны) и т. д.
5. Деление слов на слоги.
Звук [ы] - великий математик. Он очень любит все делить. Он может разделить апельсин, яблоко, арбуз и даже маленькую конфетку. Но больше всего на свете он любит делить слова. Каждое слово состоит из частей, и называются они слоги.
Сядет звук [ы] в кресло и начинает делить слова - хлопает, отбивая каждую часть слова в ладошки. Вот так! (Воспитатель показывает.) Причем, запомните, в слове всегда столько частей (слогов), сколько гласных звуков в нем слышится. Звук [ы] это знает, поэтому хорошо делит слова на слоги.
Педагог показывает картинки и (или) игрушки. Сначала вместе с воспитателем, а затем самостоятельно дети делят слова на части (слоги). При этом дети могут использовать следующие известные приемы: постукивать по столу или хлопать в ладошки; подносить руку к подбородку и фиксировать удары нижней челюсти. Дети выкладывают фишки по количеству слогов.
Слова для деления на слоги: ве-сы, мы-ши, лы-жи, ры-ба, кры-жов-ник, бу-тыл-ка, у-сы.
Педагог предлагает детям произнести слова лыжи, мыши и определить, какие гласные звуки слышны в этих словах. (Звук [ы].)
IV. 1. Знакомство с буквой.
Звук [ы] обозначается буквой ы. Эта буква всегда маленького роста. Живет она в нашем доме на шестом этаже в квартире № 4. (Демонстрация буквы и размещение ее на панно.)
Воспитатель предлагает выучить стихотворение об этой букве:
«Ы» - эта буквы с-ы-тая, Несет брюшко набитое.
(М. Шварц.)
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
V. Упражнение «Посолим суп» (для развития щепоти).
Пузатенькая буква ы любит покушать. Варит суп и солит его (упражнение). Варит картошку и солит ее (упражнение). Сделает салат и посолит его (упражнение). Что еще буква готовит и солит? (Дети перечисляют разные блюда. После каждого ответа все дети солят названное блюдо.)
Слова с буквой Ы в середине слова
: крыша, мышка, дым, дырка,
Буква Ы в конце слова
: машины, шары, столы,
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква...
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву...
Стихотворения про букву Ы
() (ещё )
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
В русском языке, увы,
Не бывает слов на "Ы".
Странный звук у буквы "Ы":
Он как "И", но твёрже "Ы".
Димку превращает в дЫмку,
Милу в мЫло, а рис - в рЫсь.
РЫсь, похожая на Тимку,
И скажу я рЫське - брЫсь!
Букве Ы
не бЫть в начале,
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах
МЫ проходим
букву "Ы"
,
В слове есть она "штанЫ",
В слове "дЫм" и в слове"бЫк",
К этой букве тЫ привЫк?
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни
букву "Ы"
!
МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.
СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дыЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.
Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с
буквой «Ы»
.
Чистоговорки с буквой Ы
РЫ-РЫ-РЫ - съеду я горы.
ЫР-ЫР-ЫР - нашла мышка сыр.
ДЫ-ДЫ-ДЫ - вот стакан воды.
ЫД-ЫД-ЫД - жадиной быть - стыд.
МЫ-МЫ-МЫ - ждём уже зимы.
ЫМ-ЫМ-ЫМ - из трубы шёл дым.
НЫ-НЫ-НЫ - будем ждать весны.
ЫН-ЫН-ЫН - в огороде сын.
Скороговорки с буквой Ы
()
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.
- Как ты думаешь, что мыла мылом буква Ы?
- Представь, что буква Ы потеряла палочку. В кого она тогда превратится?
Изображения буквы Ы
Поговорим с буквой Ы ()
- Что ты любишь кушать?
- Сыр.
- Каких животных ты знаешь?
- Мышь, крыса.
- Чем ты моешься дома?
- Мылом.
- Чем ты любишь заниматься?
- Прыжками, лыжами.
- Какие растения ты знаешь?
- Дыня, тыква.
Дефектология - звук [Ы].
Мой ребёнок не умел выговаривать звук [Ы]: у него что МИШКА, что МЫШКА - всё одинаково. Пыталась объяснить как ставить язык, но всё в пустую...
Покопавщись в интернете, я нашла несколько заметок про то, как помочь ребёнку - вот они:
1) широкая улыбка, при этом открыть рот широко (между верхними и нижними зубами щель около 2 см), спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук ЫЫЫЫЫ.
2) Зажать ручку или карандаш зубами (не в рот положить, а поперёк между зубами держать, чтобы язык не поднимался вверх) и говорить "И". Когда ребёнок поймёт, где образуется звук "Ы", то сам сможет его произносить.
2а (другими словами): Пусть ребёнок улыбнётся, скажет "И". Потом берите карандаш или ложку и отодвигаете кончик языка назад. Язык при этом должен быть "бугром", а также показать на личном примере.
3) Надо попросить произнести сначала звук "И", затем попросить оттянуть язык назад, а спинку языка прижать книзу.
4) Чтобы ребёнок понял, как образуется звук "Ы", пусть говорит "КЫ-ГЫ-КЫ-ГЫ" - именно звук "Г" поможет языку отодвинуться назад.
5) Произносить долгое "Ууууууууу", а потом не меняя положения языка, поменять положение губ, растянув их в улыбку.
6) Произносить звук "Ммммммммм", потом открыть немного рот, растянув губы в небольшой улыбке - получится "мммммыыыыы".
У нас получилось!!! :) Теперь звук "Ы" есть, только надо чуть потренироваться несколько дней:) Наибольший результат дали упражнения №1, 5, 6. Упражнение №2 моему сынишке уж очень понравилось (ведь не каждый день мама разрешает брать карандаш в рот! :), но по-моему оно не дало того результата (или я не совсем правильно его делала).
Сказка про букву Ы
()
Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.
Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.
Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:
Нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь.
Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.
Что может убедить тебя вернуться? - тогда спросили буквы.