Конспект занятия

Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»

Описание материала: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах.
Образовательная область: познание.
Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.
Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.
Методические приемы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые: создание игровой ситуации.
Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.
Интеграция областей:
познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);
здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;
социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;
художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;
художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.

Оборудование:
для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;
для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.

Непосредственная образовательная деятельность.

1. Орг. момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.


Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.
1) Загадка:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)
- Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).


Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)


Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).


Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...(треугольник)


Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).


Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы...(овал)


Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник (трапеция).


Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).


Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (шестиугольник)


Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар).


Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб).


Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать (цилиндр).


Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (конус).


Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.
Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида
Всем известна… (пирамида).


Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник
Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это… (призма).

2) Логические задачи:


Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.


- Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?


- Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?
2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)


Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
3. Игра «Сложи картинку».
- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.


4. Загадки от Маши и Медведя.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).

Эта фигура брат нашему квадрату
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы…(прямоугольник)


Это месяц в облаках
И пол - яблока в руках.
Если круг разломишь вдруг,
То получишь …(полукруг).

5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.)
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).


- Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?
- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
- А сколько кружков?
- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.

6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».


- Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.
- Сколько кружков?
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Сколько прямоугольников?

7. Проверка знаний.
- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.
- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)
- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)
- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)
- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)
- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)
- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)
- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!


8. Итог занятия, рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?
- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.
- Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).

Конспект занятия « Занимательная геометрия»

Тема:" Геометрические фигуры. Закрепление, обобщение".

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о свойствах геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, прямая, луч, отрезок, угол); содействовать закреплению умения находить периметры квадратов и прямоугольников.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют различать геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, прямую, луч, отрезок, угол; используют свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра, составляют выражение по условию задачи.

Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Метапредметные: регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); познавательные: распознают и классифицируют геометрические фигуры, комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: высказывают своё мнение при обсуждении задания; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.

Оборудование: проектор, презентация.

ХОД УРОКА

1. Орг. класса.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок

2. Постановка цели.

Сегодня на уроке математики мы закрепим наши знания о геометрических фигурах. И сегодня у нас в гостях…

Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной… (медведь).

Почему медвежонок такой грустный? Он потерял свою маму. Везде искал, но не нашёл. А дедушка Филин сказал, что искать её нужно только отправившись в космическое путешествие.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на космической ракете.

Из каких геометрических фигур состоит наша ракета?

Сколько треугольников?

Почему вы решили, что это треугольники?

Какую ещё фигуру использовали?

Что вы знаете о прямоугольнике?

Измерьте длину и ширину прямоугольника.

Что такое Р?

Найдите Р прямоугольника.

Всем по местам.

Мы отправляемся в путешествие к первой звёздочке. Начинаю отсчёт 5 4 3 2 1. Пуск!

3.

На первой звезде нас встречает ломаная .

Всё оставим мы в порядке:

Книги, ручки и тетрадки.

Я сегодня ваш пилот,
Отправляемся в полёт.

Все на старт! Готовы, дети?

Полетим мы на ракете.

Улыбнёмся мы друг другу

И быстрей прогоним скуку.

Тайны космоса узнаем,
Все загадки разгадаем.

Мы летим быстрее света.

На космической ракете.

Ярко звёздочки сверкают,
В гости всех нас зазывают.

Все им дружно подмигнём,
Точно курс мы свой возьмём.

Пальцы надо нам размять,
Чтоб ракетой управлять.

Каждый пальчик свой потрём,
Их сожмём и разожмём.

Мы на Землю поглядим,
Ей привет передадим.

Глубоко мы все подышим,
Звуки космоса услышим.

Из космоса прилетели

И за парты тихо сели,
Продолжаем свой урок,

Чтоб закончить точно в срок.

На эти слова дети встают около своих парт,

выполняют ходьбу на месте.

Учитель проверяет осанку учащихся.

Руки вверх, потянуться, ладони соединить – над головой,

поворачиваемся друг к другу и улыбаемся,

руки в стороны, выполняем круговые движения.

Ноги на ширине плеч, покачиваем руками вправо - влево, изображая полёт,

руки поднимаем вверх и, выполняя круговые движения опускаем вниз.

Гимнастика для глаз:

закрыть глаза и открыть, а потом по очереди, сначала один глаз закрыть и открыть, а потом другой.

Пальчиковая гимнастика:

самомассаж пальцев – потирающие движения от кончика к основанию пальца, сжать пальцы в кулачки и разжать.

Помахать руками над головой – передать привет
дыхательные упражнения – глубокие вдохи и выдохи. Под музыку выполняют покачивания, повороты, наклоны головой, туловищем с разным положением рук.

Дети садятся за парты, урок продолжается.

- Что мы знаем о ломаной?

Вычислите длину ломаной линии, если длина первого звена 3 см, а длина каждого следующего на 2 см больше предыдущего, зная, что в этой ломаной линии 3 звена. Свои вычисления запишите в своих тетрадях

Что такое отрезок?

Отрезок тоже приготовил для вас задание.

Начертите отрезок 7 см. Этот отрезок на 3 см длиннее, чем второй. Найдите длину второго отрезка и начертите его.

И мы снова отправляемся в путь.

Ребята, отгадайте что это за фигура

Три вершинки. Три угла

Три сторонки – вот и я… (треугольник)

- И нас встречает треугольник.

Какие виды треугольников вы знаете?

Какие треугольники называются равносторонними?

Сколько всего треугольников?

Продолжим путь.

Пока мы летим немного отдохнём.

4. Физминутка

Физическая пятиминутка «Полёт в космос»

5. Закрепление изученного материала.

На пятой звезде нас встречает…

Он давно знаком со мной
Каждый угол в нём прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины
Вам его представить рад
А зовут его…. (Квадрат)

Что вы знаете о квадрате?

Из каких фигур состоит квадрат? Сколько их?

Что можно изобразить при помощи круга? Дорисуйте

Наш полёт завершён. Экипаж благополучно вернулся на землю.

Но где же всё-таки мама медвежонка. Неужели дедушка Филин ошибся, отправляя нас в космическое пространство. Рассмотрите внимательно свои звёздные карты. Может быть вы что-нибудь увидите. (Большая медведица)

6. Итог.
Мир звёзд чрезвычайно разнообразен. В безоблачную ночь небо над головой усыпано множеством звёзд.

Что вы знаете о звёздах?

Они кажутся нам маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко. На самом деле это огромные раскалённые шары

Самые горячие звёзды – голубого цвета, менее горячие – красного. Звёзды отличаются друг от друга размерами. Имеют свои названия. Если условными линиями соединить между собой определённые звёзды, то перед нами предстанут сказочные фигуры – созвездия.

В каком созвездии мы путешествовали?

Значит, прав дедушка Филин, сказав медвежонку, что в космосе он может найти маму.

Наш урок подошёл к концу.

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Задачи:

1. Закрепление понятий о геометрических фигурах.
2.Воспитание интереса к предмету геометрия.
3. Развитие воображения, внимания.
4.Развитие у детей умственных и творческих способностей.
5. Пространственного воображения.

Оборудование:

1. Наборное полотно.
2. Большие геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг.
3. Маленькие геометрические фигуры набор для каждого ребенка из картона.
4. Картон для аппликации по числу детей.
5. Клей.
6. Кисточки для клея.

Ход занятия:

Педагог заходит в группу детей, дети все сидят за столом.

Педагог говорит: «Дети Вы любите интересные истории?»

Дети хором отвечают: «Да»!

Педагог: Тогда мы послушаем с вами интересную историю, которая произошла вне обычной волшебной стране, которая называется«Геометрия».

Педагог начинает рассказывать историю: «В одной прекрасной стране, которая называется«Геометрия» жили не тужили разные геометрические фигуры. Жители этой страны всегда друг другу помогали, друг друга выручали, поэтому жили дружно и весело. Но, водно прекрасное летнее утро треугольник сидел рядом со своим домиком на завалинке (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру треугольник). Сидел он сидел, думал, думал и решил вдруг, что он самая нужная и важная из геометрических фигур. Обрадовался, вскочил и побежал к другу квадрату (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру квадрат). Стучит в дверь: «Квадрат, открывай. У меня для тебя новость». Посмотри, я самый важный и нужный из фигур. У меня есть три угла. Вот я какой красивый. Квадрат посмотрел на треугольник и сказал: «Нет брат, я самый важный и нужный из фигур. У тебя три угла, а у меня четыре. Спорили, спорили треугольник с квадратом, но так и не о чем не договорились. Решили пойти к прямоугольнику (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру прямоугольник). Подошли они к домику прямоугольника, стучат к нему в дом и просят его: «Рассуди нас, кто главнее»? Треугольник говорит:«Я главный, у меня три угла». Квадрат говорит: «Я главней. У меня четыре угла». Выслушал их прямоугольник и сказал: «Нет ребята, Вы не правы. Я самый главный. У меня четыре угла, я самый высокий и красивый». Пуще прежнего друзья рассорились. Никто друг другу уступать не хотел. Мимо проходил круг, услышал он спор и сказал: «Друзья, не надо спорить и ссориться. Каждая из Вас нужная и важная фигура (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру круг). С давних времен в нашей стране, которая называется «Геометрия», споров и ссор не было. И с тех пор в этой замечательной стране все фигуры стали жить дружно.

Педагог спрашивает: «Ребята, Вам понравилась сказка о геометрических фигурах?»

Дети: «Да!»

Педагог: «Дети, как Вы думаете, какая из фигур самая важная?»

Дети: «Все фигуры нужны и важны!»

Педагог: «Правильно. А что главное в этой истории?»

Дети: «Дружба».

Педагог: «А Вы хотели бы посетить эту страну?»

Дети: «Да.»

Педагог: «Давайте каждый из Вас сделает свою страну «Веселая геометрия». Я Вам сейчас раздам листки бумаги, клей и разные геометрические фигуры. Создайте сами свою страну «Веселую геометрию». Дети приступают к выполнению задания.

Подведение итогов.

После выполнения задания, педагог проверяет усвоенные знания, хвалит каждого ребенка и подписывает каждую работу. Далее выполненные работы детей размещаются педагогом на демонстрационном стенде.

Конспект занятия.

Тема занятия: «Геометрические фигуры» Тип занятия: З анятие закрепления знаний. Цель: Задачи: 1. Образовательная: 2. Коррекционная: развитие мелкой моторики. 3. Воспитывающая: воспитывать самостоятельность в выполнении заданий. Оборудование: плакат с изображение снеговика, изображения геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), пуговицы, письмо, раздаточный материал, шаблоны геометрических фигур, карандаши, ножницы, клей.

Ход занятия:

    Орг. Момент.
Вступительное слово учителя. (метод: беседа) Сегодня нам в гости пришел снеговик. Ребята, он нам что-то принес. Что же это такое? Посмотрим? (письмо) Ребята тут какие-то картинки. Вы знаете, что это такое? (да, это геометрические фигуры) А как они называются? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) Молодцы. А давайте вы покажите снеговику как вы умеете выкладывать геометрические фигуры из пуговиц. (Лера и Вероника выкладывают – круг, Женя, Илья и Антон – прямоугольник, Наташа и Дима – квадрат, Рома Кудрявцев, Рома Пузырников и Лёша – овал и треугольник) (выкладывают) (Метод повторения и закрепления)

Обращаюсь к снеговику: «снеговик, что ты говоришь?». Ребята, снеговик мне сказал, что он приготовил вам задания, они в конверте. Ой, и правда, а я сразу не заметила. Тут ещё и письмо. Кто поможет мне его прочитать? Лёша, иди, прочитай письмо. (текст письма: помогите мне собрать моих братьев снеговичков) Как же нам это сделать? (раздаю листочки с заданием) Ребята, ну как же нам помочь снеговику? Что нужно сделать? (раскрасить, вырезать и склеить) Молодцы, какие вы догадливые. Но прежде чем выполнять задание, давайте посмотрим на снеговика. - Из каких фигур он состоит? - Сколько кругов? - Какого цвета круги? - Сколько овалов? - Какого цвета овалы? - Какого цвета квадрат? - Какого цвета прямоугольник? - Какого цвета треугольник? Мы назвали все фигуры, все цвета какими нужно раскрашивать эти фигуры? Молодцы. Но прежде чем приступить к работе, нужно подготовить ваши пальчики. Для этого мы сделаем с вами пальчиковую гимнастику. Физминутка «Мама нам печет блины» «Фонарики» Руки мы с вами подготовили, приступаем к работе. Во время работы, задаю детям вопросы: «Какую фигуру раскрашивает?», «Каким цветом?». (У некоторых воспитанников недостает кругов) Недостающие фигуры снеговика, вы можете дорисовать самостоятельно. Для этого на ваших столах лежат шаблоны. Посмотрите внимательно и выберите те фигуры, которые вам нужны. Кто закончил раскрашивать, начинайте вырезать. Лера вырезает снеговичка и круг. Закончили, молодцы. Ребят, вы знаете, пока вы раскрашивали и вырезали части снеговичков, наш снеговик задал мне еще один вопрос. «Как выглядят его летние братья, надувные снеговички?». Помните, мы с вами на занятиях, изображали надувных кукол, давайте покажем их нашему снеговику. Физминутка «Надувная кукла». Молодцы. Вы отдохнули, показали снеговику его летнего брата. Сейчас приступаем к изготовлению снеговичков. Возьмите белые листы, разложите все фигурки так как вы из будите приклеивать. Антон наклей снеговика на лист. Лера – положи снеговичка на лист. Теперь можно приклеивать. Закончили, молодцы.

    Подведение итогов.
- давайте мы с вами вспомним, что мы делали сегодня на занятии? - какие фигуры выучили? - какое задание снеговика мы выполняли? Ребята, посмотрите, на снеговичков, чего не хватает? (улыбки) Послушайте внимательно, если вам понравилось занятие нарисуйте снеговику улыбку, если нет грустное лицо. А сейчас, мы прикрепим снеговичков, к старшему брату. (сели) Давайте подумаем, справились мы с заданием снеговика. Если мы справились, похлопаем в ладоши. На этом наше занятие закончено.

Самоанализ.

    Краткая характеристика класса.
В данном классе 5 инвалидов. 5 воспитанников с низким уровнем познавательных процессов и недостаточно развитой моторикой рук. Из них 1 воспитанник с аутизмом и 1 воспитанник с дцп, 3 воспитанника со средним уровнем познавательных процессов и 2 воспитанника с достаточным. Опираясь на эти данные, все задания были разделены на 4 уровня. Цель: формирование умения различать геометрические фигуры Задачи: 1. Обучающая: научить различать геометрические фигуры 2. Коррекционная: развивать мелкую моторику, развивать зрительно – двигательную координацию. 3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность в выполнении заданий, воспитывать аккуратность. По данной теме второй урок. Тип занятия: З анятие закрепления знаний.
    Орг. Момент.
Вступительное слово учителя. Цель: организовать воспитанников на работу.
    Повторение изученного материала.
(метод: беседа) На втором этапе занятия воспитанники отвечали на вопросы, что дало возможность повторить геометрические фигуры, изученные на предыдущем занятии. Выкладывание из пуговиц помогает запомнить образ фигуры, проговаривание, ее название. А так же развивает зрительно-двигательную координацию.
    Закрепление изученного материала.
(Метод повторения и закрепления) При рассмотрении снеговика, из каких фигур состоит какого цвета фигуры и сколько тех или иных фигур, происходит повторение геометрических фигур и закрепление цвета. Воспитанники учатся различать геометрические фигуры, а так же повторение прямого счета. Физминутка «Мама нам печет блины» «Фонарики» цель: подготовить руки к раскрашиванию фигур. Раскрашивание геометрических фигур позволяет развивать мелкую моторику, воспитывать аккуратность. Вырезание фигур из бумаги помогает запомнить образ фигуры. Физминутка «Надувная кукла». Помогает расслабить и отдохнуть. Выкладывание и приклеивание снеговика воспитывает самостоятельноть в выполнении заданий.
    Подведение итогов.

Конспект занятия НОД «Познание. Формирование элементарных математических представлений». Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»

Автор: Устинова Елена Александровна учитель группы предшкольной подготовки филиала МБОУ Сосновской СОШ №1 в д. Семикино Сосновского района, Тамбовской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах.
Образовательная область: познание.
Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.
Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.
Методические приемы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые: создание игровой ситуации.
Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.
Интеграция областей:
познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);
здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;
социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;
художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;
художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.

Оборудование:
для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;
для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.

Непосредственная образовательная деятельность.

1. Орг. момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.
Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.
1) Загадка:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)
- Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).


Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)


Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).


Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...(треугольник)


Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).


Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы...(овал)


Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник (трапеция).


Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).


Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (шестиугольник)


Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар).


Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб).


Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать (цилиндр).


Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (конус).


Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.
Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида
Всем известна… (пирамида).


Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник
Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это… (призма).

2) Логические задачи:


Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.


- Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?


- Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?
2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)


Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
3. Игра «Сложи картинку».
- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.


4. Загадки от Маши и Медведя.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).

Эта фигура брат нашему квадрату
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы…(прямоугольник)


Это месяц в облаках
И пол - яблока в руках.
Если круг разломишь вдруг,
То получишь …(полукруг).

5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.)
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).


- Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?
- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
- А сколько кружков?
- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.

6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».



- Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.
- Сколько кружков?
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Сколько прямоугольников?

7. Проверка знаний.
- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.
- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)
- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)
- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)
- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)
- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)
- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)
- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!


Close