Афродита (греч. Ἀφροδίτη) – богиня любви, красоты и страсти. Согласно многочисленным мифам, она родилась из пены в водах Пафоса, на острове Кипр, после того, как детородный орган Урана был выброшен в море его сыном Кроносом. Однако, по другим преданиям Афродита – это дочь Талассы (олицетворение моря) и Урана, а в иной трактовке – дочь Дионы и Зевса.

В Риме Афродита почиталась под именем Венеры. Афродита, как и другие боги Пантеона, осуществляет покровительство некоторым персонажам в мифологии. Но ее защита распространялась на людей, у которых была сильно выражена чувственная сфера – любовь и красота – атрибуты Афродиты.

Одним из самых известных героев, заслужившим благосклонность Афродиты, был скульптор Пигмалион, с острова Кипр, который влюбился в созданную им же статую. В статуе воплотились черты идеальной женщины. Пигмалион решил жить в безбрачии на Кипре, избегая распущенных куртизанских нравов кипрских женщин.

Афродита, жалея художника, однажды последовала просьбе Пигмалиона избавить его от одиночества и превратила созданную им статую в прекрасную женщину, на которой Пигмалион женился.

А девять месяцев спустя у Пигмалиона и Галатеи родилась дочь по имени Пафос, которая дала название острову. Кроме покровительства над любящими сердцами, богиня защищала членов своей семьи.

Афродита дала красоту Коронидам, двум дочерям Ориона, после смерти их матери. Также она позаботилась об осиротевшей дочери Пандарея, любимцы Деметры, который попытался ограбить храм Зевса на Крите и был превращен богами в камень.

Его дочери, Клеодора и Меропа, которые также росли без матери, получили покровительство Афродиты, которая воспитывала и заботилась о них.

Однако, когда просить о счастливом замужестве для девочек, их одолели Фурии.

Адонис

Однажды, когда Афродита и ее сын Эрос, обнимались, одна из стрел Эроса поранила ее.

Афродита думала, что в этом нет ничего опасного. Но, увидев смертного юношу по имени Адонис она влюбилась в него. Однако Персефона тоже любила его. Между богинями произошел спор, и Зевс нашел решение.

Адонис проводит треть года с Афродитой, треть с Персефоной, а еще треть– с тем, кого он выбрал. Адонис был позже смертельно ранен диким вепрем, который был послан Аполлоном из мести к Афродите, ослепившей его сына, Эриманфа.

Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок из рода анемонов, окропив нектаром пролитой крови.Их общим с Адонисом ребенком стала Бероя (Афродита превратила ее в богиню города).

Троянская война

С деяний Афродиты началась . Это случилось, когда Афродита сообщила Парис, что дарует ему настоящую любовь Елены, если он присвоит Афродите звание самой прекрасной богини.

Парис выбрал Афродиту, что вызвало войну между богами. Кроме того, Елена уже была замужем за правителем Спарты. Парис и Елена влюбились и их запретная связь привела к войне между троянцами и греками.

Замужество с Гефестом

Согласно мифологической версии истории Афродиты, из-за непревзойденной красоты богини Зевс боялся, что другие боги начнут сражаться и спорить друг с другом. Чтобы этого избежать, он заставил Афродиту выйти замуж за кузнеца Гефеста, хромого и уродливого.

По другой версии истории Гера (мать Гефеста) бросила ребенка с горы Олимп, считая, что уродливым нельзя жить с богами. Он отомстил своей матери, создав небесной красоты трон, который захватил ее. В обмен на освобождение Гефест попросил у богов Олимпа руки Афродиты.

Гефест удачно женился на богине красоты и ковал ей свои прекрасные украшения, в том числе цест, золотой пояс, который сделал ее более неотразимой для мужчин. Недовольство Афродиты этим организованным браком заставляет ее искать подходящих любовников, чаще всего Ареса.

Согласно преданиям, однажды бог солнца Гелиос заметил Ареса и Афродиту, тайно наслаждавшихся друг другом в доме Гефеста, и быстро сообщил об этом олимпийскому супругу Афродиты.

Гефест хотел поймать незаконных любовников и поэтому изготовил специальную тонкую и прочную сеть бриллиантов. В нужный момент эта сеть была наброшена на и Афродиту, застывших в страстных объятиях. Но Гефест был не удовлетворен своей местью — он пригласил богов и богинь Олимпа увидеть несчастную пару.

Некоторые прокомментировали красоту Афродиты, другие с нетерпением выразили пожелание оказаться на месте Ареса, но все издевались и смеялись над ними. Как только смущенная пара была освобождена, Арес бежал на свою родину, во Фракию, а Афродита удалилась в Пафос на Кипре.

После разрушения Трои, Афродита попросила своего сына, Энея, забрать отца, жену и отправиться из Трои. Эней сделал, как велела ему мать, и путешествовал по Средиземному морю, чтобы добраться до итальянского полуострова, где его потомки построили Рим.

Об этом говорится в эпическом стихотворении Вергилия «Энеиде», ставшее вершиной в латинской литературе.
В римском эпосе Венера (в греческом варианте Афродита) теперь считается богиней-хранителем Рима. Один миф рассказывает, когда Юнона (в варианте Гера) пыталась открыть двери Рима для вторжения армии, Венера стремилась сорвать ее планы наводнением.

Любовники

Самые важные имена, связанные с любовными похождениями богини Афродиты, как Арес и Адонис, вращаются вокруг истории с главным врагом Афродиты, Герой, питающей к ней ненависть.

Когда Гера узнала, что Афродита беременна от Зевса, то наслала проклятия ей на живот, из-за чего ребенок родился уродливым – Приап. Но другие мифы говорят, что Приап является сыном Диониса или Адониса.

Другие возлюбленные Афродиты – это Гефест, Дионис (с которым у нее была короткая любовная связь), Гермес (от связи с которым появился Гермафродит) и Посейдон.

У Посейдона были дети Род и Герофил.

Самым продолжительным романом у Афродиты был Арес из Илиады. У них появилось семь детей, самыми известными из которых являются Фобос, Деймос, Гармония и Эрос, хотя большинство мифов изображают Афродиту, порождающую Эроса. Среди ее смертных любовников самым известным был Адонис, которого считали ее великой любовью и от которого появились дети Голгос и Бероя, давшая название ливанской столице.

Анхис, принц Трои, был еще одной знаменитой любовью, и некоторые версии мифа говорят, что Афродита влюбилась в него в наказание от Зевса за то, что заставила богов влюбляться в смертных женщин. С Анхисом у Афродиты родились дети Эней и Лирос, а вскоре после этого ее страсть к Анхису исчезла.

Среди других менее известных смертных любовников – Фаэтон из Афин, опекавший храм Афродиты, в результате их любовной связи появился Астиной.

Бутес, один из аргонавтов, был спасен Афродитой, которая вынесла его на отдельно стоявший остров, где они занимались любовью (Эрикс появилась в результате этой связи).

Существует также Даймон (олицетворяющий желание), постоянный спутник Афродиты, который был замечен в некоторых мифах как дочь богини. Однако авторы этого мифа не говорят, кто ее отец.

Сфера контроля

Афродита — богиня любви, красоты, удовольствия, желания, сексуальности. Несмотря на то, что она только богиня любви и красоты, она является одним из самых влиятельных олимпийцев, потому что она контролирует внешность, любовь и сексуальное желание.

В начале становления Рима она считалась богиней растительности. Богиня защищала сады и виноградники, но после того, как римляне познакомились с греческими сказаниями, они поняли, что она не должна быть божеством сельского хозяйства. В то время как греки видели Афродиту гордой и тщеславной богиней красоты, римлянам она представлялась в качестве верховного божества, обеспечивающего питанием свой народ.

Лузиады

В поэме «Лузиады» писателя Луиса де Камоэнса, рассказывающего историю Португалии, представлена Венера (Афродита). Португальская богиня-покровительница превращается в Венеру, которая видит в португальцах наследников любимых и известных ей римлян.

Камоэнс был страстным человеком, который также отмечал любовь в своей лирике, и, возможно, поэтому он выбрал римскую богиню, которая чувствовала необходимость покровительства португальцам. Венера просит Юпитера защитить народ, которому она покровительствует, от происков Диониса. Царь богов соглашается и собирает совет богов.

Личность и внешний вид

Афродита — тщетная богиня, гордая своей внешностью и презирающая уродство. Она надменная и ревнивая. Афродита также неверна и имела отношения со многими богами, такими как Арес, Посейдон, Гермес и Дионис. Она может заставить кого-нибудь влюбиться в кого-либо, и даже Зевс с его властью не застрахован от этого. У нее огромная власть над похотью. Ее часто изображают красивой молодой женщиной, снимающей одежду.

Логично, что большинство божеств, дарующих энергию любви и красоты имеют женскую природу. В астрологической системе эти качества связаны с планетой Венерой, которая обожествлена как прекрасная утренняя звезда.

То, что объединяет все венерианские образы из различных мировых мифологий:

  • рождение происходит чаще всего из вод, от Бога Неба;
  • славится своей красотой, способностью к наслаждениям, силой любви и сексуальностью;
  • соединяет в себе функции созидания, плодородия;
  • может являться главным женским божеством пантеона;
  • покровительствует любовникам, семейной жизни и благополучию, искусствам;
  • образ богини любви претерпевает эволюцию в веках: от гетеры и любовницы до верной жены и хранительницы брака.

Наблюдается связь образа богинь любви со звездой, зарей, популярен зооморфный образ коровы. Другие животные, связанные с богинями любви – голубь, .

Цвета – природные, зеленый, розовый, цвета зари.

Египет

Изида – «трон», в Египте олицетворяла утреннюю звезду – Венеру. Вечно молодая богиня, чей образ меняется во времени, обновляется и предстает новой в каждой цивилизации.

Древняя богиня – матриархальная царица, добивается своего законом, коварством и хитростью. Вместе с тем, часто проявляет осторожность и мудрость в завоевании жизненного благополучия. После чего может почивать на лаврах, выполняя женскую функцию пассивного сохранения энергии.

Есть птичий образ Изиды – ласточка, создающая ветер взмахами своих крыльев. Очень искусна и действенна, побеждает других богов.

Чаще всего её изображение представляло собой:

  • женщину с крыльями;
  • корову;
  • женщину (на троне) с полумесяцем коровьих рогов (иногда существо с женским телом и коровьей головой), кормящую своего ребенка – младенца Гора.

Изида – любящая жена Осириса, при всей страстности характера, проявляющая супружескую верность и материнскую любовь, демонстрировала чудеса стойкости в достижении собственных целей – воскрешении мужа и воспитании сына.

Греция

Афродита – греческая богиня любви, её одежда усыпана звездами. «Пенорожденная» Афродита является последним созданием древнего демиурга – появилась из упавших в воду капель крови бога Неба Урана – оскопленного Кроносом.

Афродита – кисти Ботичелли

Рисуется в окружении прекрасных Харит и диких зверей, укрощенных любовным желанием. Её символы: зеркало, пояс, кольцо, венок, ассоциирующиеся с женским органом.

Её образ менялся в веках, окультуривался вместе с человеческой цивилизацией. Когда-то она была богиней гетер и сама занималась этим же делом. Далее ей приписывали больше кокетство и игру в любовные игры, разжигание в богах и людях страстей, сеющих распри (пример – Троянская война, история Федры и Ипполита).

Она была покровительницей родов, оберегала беременных и рожающих женщин, и даже имела имя «детовоспитательницы».

Эта богиня любви и красоты в Древней Греции могла наделять людей чувствами, дающими силу и видение прекрасного, помогающими включаться в живой процесс истинной реальности, а не в искусственный ментальный мир. Она не выносит легковесности чувств и преследует тех, кто отвергает любовь. Именно она олицетворяет принцип: бог – есть любовь.

И наконец, развитие мифа Афродиты привело эту богиню любви к роли любящей матери и жены. Хотя её любви домогались боги стихий (воды – Посейдон, Огня – ) и она имела с ними общих детей, но законным мужем богини стал самый культурный бог – Гермес, славящийся среди богов своими талантами и ролью мастера-созидателя.

После замужества, Афродита завязывает с разгульной жизнью (ну, почти…), усмиряет свои природные страсти и становится покровительницей брака. И её неистовая сила любви находит себе наиболее достойное приложение – создание семейного благополучия и счастья.

Гименей – спутник Афродиты, бог семьи и брака, накладывающий на супругов «узы Гименея».

Эрот – «любовь», шаловливый греческий бог любви – сын Афродиты и Ареса (в некоторых легендах, говорят, что отцом Эрота был все-таки муж, хитрый Гермес). Изображался в виде красивого крылатого мальчика, изначально с цветком и лирой, чуть позже со стрелами и луком. Иногда у него в руках был факел, зажигающий любовную страсть.

Эрот забавлялся тем, что летал по миру и пускал в богов и в людей свои стрелы страстного желания, заставляющие забывать обо всем и добиваться любви своего избранника. Именно Эрот – с помощью любовного желания обеспечивает продолжение жизни.

Антэрот (Антерос) – еще один сын Афродиты, младший брат Эрота, рожден позже шаловливого братца. Поэтому, он уже по своей природе является более гармоничным божеством, символизирующем разделенную любовь. При его присутствии, братишка Эрот смог вырасти из малыша до состояния юноши, что означает формулу: взаимность помогает любви расти.

Хариты – «милость, доброта», благодетельные богини, которые воплощают самые лучшие стороны природы, охраняющие сезонный порядок и урожай: «сияющая» Аглая, «благомыслящая» Евфросинья, цветущая «Талия».

У разных народов имена харит были разными, как и их количество. Им близки Музы и богиня убеждения с помощью чувственных проникновения в суть – Пейто.

Рим и Этруски

Венера – «милость богов», римская богиня любви, настроена благожелательно к людям. У нее есть разные ипостаси, например Венера Доритис или Фрутис – покровительница садов и плодов. Венера Эриника – покровительница незаконной любви, то есть любви вне брака, между любовниками. Венера Вертикордия – наоборот, покровительствует законному браку и супружеской любви и т.д.

Один из символов Венеры связан с любовью, мирным небом и миролюбием в человеческих сердцах – это античный символ белого голубя мира. Этот образ слился с христианским образом Духа Святого, который приносит людям помощь и благие вести. В этом аспекте Венера проявляется милосердной и созидательной, её естественность и красота приносит людям истинную радость жизни.

Влияние Венеры на человеческую жизнь обычно заключается в благоприятном и участливом внимании небес к любви и доброте самого человека.

Амур – «любовь», (Купидон – «сильная страсть») символизирует торжество природной страсти в человеке, которая берет верх над разумом.

Аналог греческого Эрота. Амур больше связан с платонической, романтической любовью, тогда как Купидон – символ страстного желания, сексуального обладания.

Скифы и славяне

Лада – славянская богиня любви, сочетает в себе лунный и венерианский архетипы. Супруга Сварога, её дети – Перун, Морена, Леля, Жива, Лель и Полель. Лада – покровительница помолвок (лады – «помолвка»), согласия между мужчиной и женщиной (сладить), семьи (семейного лада) и семейных благ.

Лада помогает сохранять позитивное состояние – созидательное, светлое состояние души и именно из этого состояния принимать правильные решения в сложные жизненные моменты.

Услад (Ослад) – бог наслаждений и блаженства, которое можно получать от жизни во всех ее проявлениях. Покровитель искусств, праздников и пиров, чуть позже – также стал покровителем доброго сна и ярких сновидений. Изображается в виде прекрасного юноши, радостного и румяного. К нему близок бог Припегала – божество дионисийского типа, пиров, гуляний и получения наслаждения от этого действа.

Красопани – божество западных славян (Моравия), имя подчеркивает её красоту. Изображалась в виде обнаженной красавицы на колеснице, которую несут три лебедя.

У славян образ лебедей связан с чистотой и верностью, пограничный между Солнцем и Венерой.

Семиты

Астарта – «богиня», иногда изображается в образе коровы, как плодородного существа. Способна воскрешать своей любовью, чувственным теплом, даровать жизненную силу. Может быть целительницей.

Еще один из ее обликов – нагая всадница, с луком и стрелами. Семитская богиня любви одновременно славилась как богиня сражений. Этот ее образ символизирует эгоистическую любовь, которая способна сеять вражду между людьми. А также примирять их, посредничая в конфликтных ситуациях, поддерживая закон и мир. В образе этой богини заключены силы воинственности и одновременно миролюбия.

Асират – мать богов и людей, дочь и супруга западносемитского бога Илу, превратившегося в наши дни в единого и одновременно множественного бога Кабалы Элохима. С Асират связан фаллический культ.

Кудшу – сирийская богиня плодородия, одна из персонификаций Астарты. Изображается стоящей на льве, в одной руке – цветок, в другой – змея. Также отождествляется в божественной коровой Хатор.

Двуречье и Малая Азия

Иштар – «звезда», может изображаться в виде коровы, но с птичьими лапами и крыльями.

Аккадская богиня любви, отцом которой является бог Неба Ану. Её любовь воинственна, она может быть коварной и мстительной. Она больше похожа на амазонку, носящую за спиной стрелы.

Культ Иштар, богини плотской любви, принимал характер оргий. При этом её функции в этой сфере разнообразны: изначально она покровительствует любовникам, гетерам и даже гомосексуалистам, далее она заботится о рождении человека, поэтому считается помощницей женщин при родах.

Её образ со временем окультуривается и Иштар начинает оказывать покровительство браку и сексуальному взаимодействию супругов, но для этого необходимо их посвящение в культ Иштар.

Инанна – «владычица небес», шумерская богиня любви.

Изначально считалась дочерью бога Неба, после перехода его функций к младшим божествам, люди называли её дочерью бога Энки или лунного бога Нанны. Инанна привлекает с помощью красивых одежд (все цвета зари), которые ей дал Энки – владыка судеб. Она распоряжается чувствами богов и людей, обладает женской силой и мощным обаянием. Проявляет воинственность лишь в крайних ситуациях.

Крылатая богиня, владеющая небесной ладьей, хитростью добывает у Энки божественные силы Ме (власть над судьбами), после чего только ей ей принадлежит божественный венец, царственный престол и первосвященство. Получение этих благ зависят от милости богини любви.

Шавушка – «оружие», хурритская богиня плодородия, любви и войны.

Владеет любовными чарами, способными обольщать и побеждать даже те силы (например, змея), которые не покорились другим богам. При довольно опасном смысле имени, выступает покровительницей семейного счастья и благополучия.

Нанайя – шумерская богиня любви, в том числе плотской, отличалась особой божественной красотой. Иногда отождествлялась с Инанной, иногда считалось, что Инанна обучила Нанайю всему, что она знает и умеет.

Её помощи просили для повышения собственной сексуальной привлекательности. Также покровительствовала людям искусства, особенно поэтам.

Индия и Иран

Вишну-Мохини – «проникающий во все, всеобъемлющий», мужское воплощение функции созидательной любви. Ведь Творец Брама родился из лотоса, который вырос из пупа Вишну, что символизирует женскую способность рождать.

Вишну сам по себе прекрасен, но особенно он неотразим тогда, когда пользуется женскими чарами. Например, предстает перед богами в женском образе Мохини – «сводящей с ума чаровницы», в результате похищает у асуров амриту – напиток, дарующий бессмертие.

А Шива настолько проникся женским обликом Вишну, что влюбленный, слился с ним в единое существо Харизару.

Воплощением Вишну также считается Кришна, исповедующий принцип «бог – есть любовь» и так нежно привязанный к богу, что чувства его превращаются в божественный эмоциональный экстаз.

Лакшми – «жизнь, как счастье, красота, добрый знак», является женой бога Вишну, которая подобно Афродите появилась из вод, всплыв на цветке Лотоса, окруженная группами Апсар (индийский аналог русалок).

Лакшми дарует любящим ее счастливые предзнаменования, её ипостась Шри Лакшми – является богиней плодородия. Также Лакшми имеет имя Индира, что совмещает в себе два смысла: прекрасная и могущественная.

Ушас – индийская богиня Зари, изображается в виде красавицы, девушки-танцовщицы в ярких прекрасных одеждах, с украшениями. Она бессмертна и не стареет, её красота и гармония вдохновляют людей искусства.

Её именуют «наиболее подобной Индре», она может вступать в конфликт с ним, как принцип любви и красоты, противодействующий богу-громовержцу. Отождествляется в созвездием .

Рохини – «розовая», её зооморфный образ – священная корова, связана с качествами плодородия, любви и брака.

Кама – «любовь», «желание», сын Лакшми, его оружие – лук из пчел, стреляющий стрелами из цветов. Кама обладает такой энергией и влиянием на богов и людей, что никто кроме Шивы не способен ему противиться.

Но даже Шива, пораженный пятью стрелами Камы, из своих пятью чувств создал мир Майи, привычной нам иллюзии, где мог удовлетворить собственную страсть.

Кама убит Шивой за вмешательство в его медитации, из-за которого бог-разрушитель вынужден испытывать любовные желания, иначе прекратится игра миров, прервется бесконечность жизни.

Боги Кама и Рати

Рати (Бхага) – жена Камы, «удовольствие, наслаждение», богиня неумирающей любви, которая приняла «дело жизни» своего убитого Шивой божественного супруга. Оплакала своего мужа, обратилась за помощью к богам и ей было даровано вновь обрести Каму уже в виде своего ребенка, произведя и взрастив его со всей нежностью и добротою чувств.

В этом образе чувственная любовь жены сведена воедино с творящей материнской любовью, именно эти слитые воедино энергии дают женщине ощущение победы над смертью, над разрушением.

Германцы и Кельты

Фрейя – «госпожа», германская красавица – богиня плодородия и любви, в пантеоне имеет отца – морского бога Ньёрда. Была объектом постоянного вожделения великанов, вышла замуж за поэта Ода. С ее образом ассоциируются пушистые кошечки – самые милые и ласковые зверюшки, которых Фрейя использует в качестве ездовых животных, запрягая в свою повозку.

В мифах может выступать женской параллелью бога-громовержца, принимая облик тучи в форме коровы, таким образом, возвращая земле влагу и даруя расцвет природе, напоенной дождем Фрейи.

В честь этой богини в германских языках названа пятница, день недели, связанный с влиянием и проявлением планеты Венера.

Аналог Фрейи – богиня Фригг , «возлюбленная», супруга бога Одина, покровительница брака, семьи и деторождения.

Прибалты

Лайма – «счастье», богиня счастливой судьбы балтийских народов. Лайма является дочерью Диеваса, бога Неба, по образу сопутствует Солнцу как Заря. Именно эта богиня ведет на свадьбах жениха и невесту, является покровительницей беременных женщин и коров.

Находится в вечном противостоянии с богиней Гильтиной, несущей людям несчастья и смерти.

Милда – литовская богиня любви, её имя означает «полюбить, влюбиться». Летает на воздушной повозке, которую носят по небу голуби. Милде раньше был посвящен месяц апрель, сейчас её день – 13 мая, считающийся Праздником Любви.

Китай

Си-шэнь – китайский бог наслаждения, бракосочетания и изобилия, «дух радости». Считалось, что он живет на Венере. Представляется улыбчиво сгребающим золотые и серебряные слитки в свою большую корзину, сидя на спинах коленопреклоненных женщин. Си-шэнь одет в зеленые одежды, символизирующие весенние энергии и молодость природы.

Индейцы

Шочикецаль – «цветочное перо», божественная жена громовержца ацтеков Тлалока, её функция, конечно же – любовь. Она покровительствует женщинам, всем домашним делам и цветам. Её влияние распространяется не только на семейные союзы, но и на всех любящих, она могла помогать даже распутным женщинам и мужчинам-гулякам.

Наибольшее влияние Шочикецаль распространяется на людей, занятых творчеством – скульптурой, художественным искусством и ткачеством.

Уитака – богиня индейцев чибча-маисков, связана с женской силой плодородия. Ей также отводили роль богини чувственных наслаждений, учившей людей радоваться жизни.

Афродита (Киприда) (греч.) - Венера (рим.)

Афродита - златовласая богиня любви и красоты, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально - богиня моря, неба и плодородия. "Афродита" в переводе с греч. означает "рожденная из пены

Рождение Венеры Сандро Боттичелли, 1484-1486 г. Флоренция, галерея Уффици

По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.

Рождение Афродиты
Вильям Бугеро

1879

Александр Кабанель. Рождение Венеры.

Амори Дюваль. Рождение Венеры

Мужем Афродиты является Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудился у наковален в своей кузнице и не испытывал особого влечения к супруге, находя истинное удовлетворение в работе с молотом у пылающего горна, а Киприда нежилась в опочивальне, расчесывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину. Любви Афродиты добивался Посейдон, что вполне естественно - ведь она родилась в его стихии. Но она полюбила Ареса, которого не любил никто из людей и богов. О любви Ареса и Афродиты повествует ряд источников, и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот, а также Деймос, Фобос ("страх" и "ужас" - спутники Ареса) и Гармония.
Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея
Франсуа Буше, 1732 г.
Париж, Лувр

__________________________

Герберт Дрепер. Жемчуг Афродиты.

Тициан. Венера Урбини


Венера перед зеркалом,Тициан.

Влюбленные Марс и Венера Паоло Веронезе, ок. 1570 г Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен

Афродита покровительствует всем влюбленным. Она с наслаждением внушает любовные чувства людям, и сама влюбляется... Как в истории любви Афродиты к Адонису.
Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать Адониса), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее. Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты.
Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в аиде, царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой, спутником и возлюбленным которой он становится
.

Венера и Адонис Франсуа Лемуан, 1729 г.

Адонис - божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы.
Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит. Афродита горько оплакивает Адониса и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь. Юношу оплакивают хариты и мойры , из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны.


Венера и Марс. Давид.

Афродита возымела власть над самим Зевсом и не раз вселяла в него страсть к смертным женщинам. Зависимость от Афродиты была неприятна отцу богов, и он решил наказать богиню, воспользовавшись ее же даром. Ему удалось влюбить Пеннорожденную в смертного мужа Анхиcа, пасшего стада на Иде, самой высокой горе Троады.

Афродита и Арес, застигнутые богами в любовной утехе
Иоахим Эйтевал

1610

Ощутив в душе непоборимое желание, Афродита примчалась на выделенный ей прекрасный остров Кипр и, умножив там свою красоту, направилась на Иду. Виляя хвостами, за нею последовали серые волки, огнеокие львы, ненасытные пожиратели серн барсы, ибо и в них вселила богиня любовь. Когда же звери разошлись парами по горам и долинам, Афродита тихо вступила в шалаш Анхиса. Чтобы не испугать юношу, она приняла вид смертной девы и назвала себя дочерью фригийского царя. И только прощаясь с возлюбленным, открыла она свою божественную красоту и вместе с нею обман. Ослепленный Анхис закрыл лицо плащом. Он понял, что разделил ложе с богиней. Афродита же возвестила смертному, что у них родится сын по имени Эней и что через пять лет она его приведет и оставит с отцом навсегда.

Афродита и Адонис
Бартоломеус Шпрангер

1597

Атрибуты и символы . Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.

Джорджоне. Спящая Венера. 1505-1510. Дрезденская картинная галерея.

Один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Под впечатлением этой картины свои произведения на сходные сюжеты создали Тициан и Дюрер, Пуссен и Веласкес, Рембрандт и Рубенс, Гоген и Мане. Посреди холмистого луга на темно-красном покрывале безмятежно спит, предаваясь во сне своим мечтам и фантазиям прекрасная античная богиня любви и красоты Венера. За спиной Венеры на горизонте — просторное небо с облаками, невысокая гряда голубых гор, пологая тропа, ведущая на поросший растительностью холм. Отвесная скала, причудливый профиль холма вторят очертаниям фигуры богини.

«Спящая Венера» осталась незаконченной (пейзаж в ней написал Тициан). Джорджоне ушел из жизни внезапно, совсем молодым, став, скорее всего, жертвой какой-то эпидемии типа чумы .

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

– главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.

П осейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как оли цетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.

Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме

Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.

Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.

Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.



Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.

Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве. Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.

Афродита (Анадиомена, Астарта, Венера, Иштарь, Иштар, Киприда, Камея, Миллита) - богиня красоты и любви, неба, ветра и моря.

Златая и вечно юная Афродита (Венера), живущая на Олимпе, считается богиней неба и моря, посылает дождь на землю, а также богиней любви, олицетворяющей божественную красоту и неувядающую юность.

Афродита считается самой прекрасной из всех богинь Олимпа и вечно пребывает там.

Вечно юная девушка, высокая и стройная, с перламутровой белой кожей и темно-синими глубокими глазами. Лицо Афродиты с нежными чертами лица обрамлено мягкой волной длинных кудрявых золотых волос, украшенных сияющей диадемой и венком из благоухающих цветов, как венец лежащих на ее прекрасной голове – никто не может сравниться по красоте самой прекрасной из всех богинь и смертных.

Одета богиня Афродита в ниспадающие тонкие благоухающие златотканые одежды, распространяет благоухание при своем появлении, а там где ступают ее красивые ножки, Богини красоты (Оры) и богини грации (Хариты) везде сопровождают Афродиту, развлекают и прислуживают ей.

Дикие звери и птицы совсем не боятся лучезарную богиню, кротко ласкаются к ней и поют ей песни. Путешествует Афродита на птицах: лебедях, гусях, голубях или воробьях,- легкие крылья птичек быстро переносят богиню с места на место.

Богиня любви и красоты, моря и неба – Афродита дарит счастье тем, кто служит ей: подарила жизнь для красивой статуи девушки, в которую бесконечно влюбился Пигмалион. Но наказывает и тех, кто отвергает ее дары: так жестоко наказала она Нарцисса, влюбившегося в свое отражение в прозрачном лесном ручье и умершего от тоски.

Золотое яблоко из далеких садов гереспид – символ Афродиты, который она получила в подтверждение своей красоты от горного пастуха Париса (сына царя великой Трои), признавшего Афродиту прекраснейшей, которая красивее Геры (жены ее дяди Зевса) и Афины (сестры Зевса).

В награду за свой выбор Парис получил помощь богини в завоевании прекраснейшей из смертных – Елены (дочь Зевса и его возлюбленной Леды, жена царя Спарты Минелая) и постоянную поддержку во всех своих начинаниях.

Дочь своих родителей – богиня моря и неба - ветреная Афродита будит своей неземной красотой любовь в сердцах и любовную страсть, и поэтому царит над миром. Любое появление Афродиты в благоухающих одеждах заставляет солнце сиять ярче и пышнее цвести .

Живет Афродита на Олимпе, восседает на богатом золотом троне, выкованном самим Гефестом, и золотым гребнем любит расчесывать свои пышные кудри. Золотая мебель стоит в ее божественном доме. Только любовь творит прекрасная богиня, совершенно не прикасаясь к любой работе руками.

Рождение Афордиты

История рождения богини любви и красоты имеет несколько истинных версий, как и ответы на вопрос о причинах появления чувства любви между людьми на Земле.

Афродита - дочь Урана

Любимая и последняя дочь бога неба Урана - Афродита родилась около острова Киферы из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр.

Морская пена образовалась от смешения крови Урана, попавшей в соленые воды Эгейского моря во время битвы боге неба Урана с сыном-титаном коварным Кроном (Кроносом, Хроносом) – богом земледелия и времени.

Это история рождения Афродиты предполагает ее девственное зачатие от одного отца.

Афродита – дочь Крона

По версии орфиков, морская пена образовалась из крови самого Крона во время его кровавой битвы с сыном Зевсом – богом грома и молний - за власть на небе.

Поэтому Афродита может быть и последней и любимой дочерью бога земледелия и времени Крона (Кроноса, Хроноса).

По этим двум версиям, можно сделать вывод, что любовь появляется в результате борьбы, возникает просто так..

Афродита – дочь Зевса и Дионы

По версии греческой мифологии Афродита является дочерью громовержца Зевса и его возлюбленной Дионы (богини дождя), которая вышла на свет как жемчужина из перламутровой раковины.

Зевс - сын Крона (Кроноса, Хроноса), то есть Афродита для него может быть сводной сестрой (если является дочерью Крона) или тетей (если является дочерью Урана и сводной сестрой Крона).

Когда возникла любовь?

Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Ступив на остров Кипр, юная Афродита вознеслась на Олимп и стала помогать богам и смертным в делах любви и страсти.

Любовь Афродиты и Адониса

Адонис (Адон, Дионис, Таммуз) – сына царя острова Крит по имени Минир и его дочери Мирры, которая тайно согрешила со своим отцом без его ведома и была вынуждена покинуть Кипр.

Адонис - это прекрасный мужчина, но не бог, потому что родился от простых смертных, хотя и при помощи богов.

Боги сжалились над Миррой и превратили ее в дерево "мирра" с благовонной смолой. Из ствола дерева "мирра" при помощи богини Афродиты и появился младенец Адонис, который «красивейшим слыл из младенцев».

Афродита моментально влюбилась в него с первого взгляда и спрятала малыша с золотом ларце, а потом передала Персефоне (дочери Зевса и Деметры, и богине подземного царства) в царство невидимого бога Аида (Плутона), которая тоже сразу влюбилась в прекрасного мальчика и не хотела отпускать его обратно на землю.

Возмужав, Адонис превратился в прекрасного юношу и никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Стали спорить две прекрасные богини за право проводить свое время с Адонисом и пришли к Зевсу, а Зевс отправил их к своей дочери - музе науки и поэзии - Эвтерпе, - более сведущей в вопросах любви.

Муза науки и поэзии Эвтерпа по поручению своего отца Зевса решила, что треть года юноша будет проводить с Афродитой, вторую треть – с Персефоной, а третью – по своему желанию.

Бросила Афродита ради любимого Адониса своего мужа - бога войны Ареса (сына Зевса и сводного своего брата, по греческой версии), забыла богиня и сияющий Олимп, и цветущие острова Патмос, Киферу, Паф, Книд, Амафунт - все время проводила она с юным Адонисом, и только он стал иметь для нее значение.

Многие боги добивались ее любви: Гермес – бог торговли, Посейдон – бог океана, и грозный Арес пытался вернуть свою жену, но она любила только Адониса и жила только мыслями о нем.

Первый муж Афины - кузнец Гефест (сына Геи и Зевса), с широким торсом и крепкими руками, выковал для своей прекрасной жены божественный пояс, благодаря которому любой мужчина, и бог и смертный, сходил с ума от страсти и любви. После расставания с Гефестом волшебный пояс остался у Афродиты. Постоянно одевала свой пояс прекрасная Афродита на встречи с возлюбленным Адонисом, что тот забыл богиню Персефону и совсем перестал сходить в подземное царство ее мужа Аида.

Каждое утро Афродита открывала свои прекрасные синие глаза с мыслью о возлюбленном и каждый вечер, засыпая, думала о нем. Афродита стремилась всегда быть рядом с возлюбленным, поэтому разделяла многие увлечения своего милого друга.

Охота Адониса

Адонис с Афродитой охотились в Ливанских горах и в лесах Кипра, забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте, но не менее прекрасной оставалась она даже в мужском костюме, стреляя из лука, подобно стройной богине охоты, луны и счастливого брака Артемиде (Диане), и натравливая своих собак на лестных зверей и животных.

Под палящими лучами жаркого солнца и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. И у Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редко покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.

Однажды в отсутствие Афродиты Адонис заскучал и решил поехать на охоту, чтобы развлечься. Собаки Адониса напали на след громадного старого и бесстрашного кабана (вепря или дикой свиньи) весом под 200 килограмм и длиной почти в два (!) метра. Собаки яростным лаем подняли зверя из ямы, где он сладко спал, тихо похрюкивая после славного завтрака, и погнали его по густому лесу среди кустарников и деревьев.

Не просто так погиб юный красавец, есть несколько версий о виновных в его смерти. В кабана мог превратиться бог войны и раздора Арес, брошенный Афродитой, или Персефона (жена Аида и богиня царства мертвых), отвергнутая Адонисом, либо разгневанная убийством любимой лани Артемида (Диана) – владычица всех зверей на острове Крит.

Услышав оживленный лай, Адонис обрадовался долгожданному развлечению и богатой добыче. Он забыл все мольбы и просьбы своей прекрасной подруги и не предчувствовал, что это его последняя охота.

В азарте стал подгонять Адонис своего коня и быстро поскакал по солнечному лесу туда, где слышался заливистый лай. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Окружили громадного зверя собаки Адониса, с рычанием вцепились зубами в его толстую просмоленную шкуру.

Уже готовится Адонис пронзить разъяренного кабана своим тяжелым копьем, занеся его над зверем и выбирая лучшее место для удара среди брони («калкана») из смолы и шерсти взрослого зверя. Промедлил юный охотник с ударом, не смогли удержать собаки сильного бесстрашного зверя, и кинулся на Адониса огромный кабан, очень злой и раздраженный внезапным пробуждением и стремительной пробежкой по лесу.

Не успел отскочить юный Адонис от быстрого злого зверя, и кабан – «одинец» своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты, разорвав артерии на его прекрасном бедре.

Упал с коня юный красавец среди высоких деревьев и его кровь оросила влажную землю из страшной рваной раны. Через несколько минут умер неустрашимый и мужественный Адонис от потери крови, и зашелестели деревья своими листами над его светлой головой.

Печаль Афродиты и появление розы

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.

Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду Афродиты. Поэтому красная алая роза считается символом вечной любви во все времена.


Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей, долго пряча его тело в зарослях лука-латука, который и по сей день приносит слезы всем, кто дотрагивается до него.

Чтобы навсегда сохранилась память о нем, с помощью нектара богиня вырастила из крови Адониса нежный анемон кровавого цвета – цветок ветра, похожий на красные


Close