Статьи о танцах ->

У народов древнего мира были очень распространены первые танцы, но, безусловно, они были мало похожи на нынешние. Разнообразными жестами и движениями человек передавал свои ощущения от окружающего его мира, выражая в них свое душевное состояние, впечатления, настроение. Пантомима, пение, возгласы были неразрывно связаны с танцем. Танцоры стремились к тому, чтобы мимика, жест, каждое движение танца выражали какие-либо поступок, действие, мысль.

Учитесь танцевать "сиртаки " - это просто.

В наше время древний народный греческий танец "сиртаки" исполняют во всем мире, а не только греки. Мелодия сиртаки известна всем, танцевальные движения просты. Пробуйте...

Исполнители становятся в линии (одну или несколько), замыкают круг, кладут руки на плечи соседей слева и справа. Корпус должен быть прямой, ноги выпрямлены, пятки вместе.

Вступление. На "раз" быстро сгибаются колени, на "два" быстро выпрямляются, на "три" - "восемь" повторяются те же движения.

Постукивание. На "раз" сделайте медленно небольшой шаг левой ногой влево, слегка поднимая ее, на "два" медленно приставьте правую ногу к левой. На "три" - "четыре" медленно повторите то же движение вправо, на "пять" - "шесть" медленно повторите то же движение влево. На "семь" - "восемь" медленно сделайте то же движение вправо, вес тела должен оставаться на левой ноге.

Движение "туда - обратно". На "раз" медленно сделайте бросок правой ногой вперед с маленьким подскоком на левой ноге. На "два" медленно перейдите на правую ногу с опорой на нее, слегка отскакивая назад. На "три" медленно сделайте шаг левой ногой назад с опорой на нее, на "четыре" медленно перенесите вес тела на правую ногу в сторону. На "пять" быстро сделайте шаг левой ногой вперед, сильно согнув колени, на "шесть" быстро перенесите вес тела назад на правую ногу. На "семь" быстро приставьте левую ногу к правой, оставив опору на правой ноге, на "восемь" быстро вынесите левую ногу на носок по диагонали вперед и вправо. На "девять" опять быстро приставьте левую ногу к правой, и на "десять" быстро вынесите левую ногу по диагонали вперед и вправо, перенеся на нее вес тела.

Боковой пересеченный ход в сторону. На "раз" быстро выбросите правую ногу вперед, на "два" быстро поставьте правую ногу впереди и чуть влево от левой - перекрест влево и вперед. На "три" быстро сделайте шаг левой ногой влево, на "четыре" быстро поставьте правую ногу сзади и чуть влево от левой - перекрест влево и назад. На "пять" быстро сделайте шаг левой ногой влево, на "шесть" повторите движение, выполненное на "два". На "семь" - "двенадцать" выполните те же движения, что и на "раз" - "шесть", но в другую сторону и с другой ноги, то есть возвращаясь вправо. Повторите ход еще раз.

Затем исполняется движение "туда - обратно", но на "раз" притопните правой пяткой и быстро сделайте бросок вперед правой ногой.

Сгибание колен. На "раз" быстро широко скрестите правую ногу перед левой и согните колени, на "два" останьтесь в том же положении. На "три" быстро выпрямитесь, покачивая корпусом, на "четыре" быстро перенесите вес тела на левую ногу. На "пять" - "восемь" выполните то же, что и на "раз" - "четыре", но правой ногой назад и влево. На "девять" выполните то же движение вперед, на "десять" выпрямитесь и выполняйте движение "туда - обратно".

Разнообразны и богаты по содержанию были танцы и других народов. Суровые римские войны первых веков н.э. особенно любили воинственный танец в память похищения сабинянок, который по преданию ввел Ромул. О танцах римлян в своих трактатах писали Цицерон и Гораций.

Танцы Древней Греции, сиртаки:

Танец - это возможность выразить свою душу в пластике. Движения, позы исполнителя рассказывают о его чувствах и переживаниях. Народный танец - это родоначальник всех остальных видов этого искусства. В каждой местности свои ритмы, движения, позы, костюмы и так далее. Греческие танцы на своей родине популярны настолько, что их танцуют даже на дискотеках. Им обучают даже туристов, приехавших на отдых.

Греческие танцы

Давайте познакомимся с ними ближе. Греческие танцы очень похожи на румынские, украинские и молдавские. Популярны они не только у самих представителей этого народа, но и во многих других странах их с удовольствием танцуют. Греческая музыка и танцы изучаются во многих европейских и американских университетах. И даже исполняются вживую ансамблями с использованием бузуки. Это греческий народный инструмент, похожий на мандолину, который с лёгкостью сочетается с любым другим: аккордеоном, гитарой, фортепиано и так далее. Звук его скромный и томный. В Греции существовало огромное количество танцев - больше 200. Они разделялись на 5 групп: обрядовые, священные (исполняли во время проведения жертвоприношений), сценические, домашние и гражданские (их танцевали на общественных праздниках). В Древней Греции танец считался подарком от Богов, который соединяет духовную и физическую красоту. Муза Терпсихора призвана научить душу и тело правильно сочетаться друг с другом.

Миру известны следующие греческие танцы (названия):

  • Сиртаки.
  • Сиртос.
  • Хасапико.
  • Зейбекико.
  • Карагуна.
  • Клефтикос.
  • Хора.
  • Каламатианос.
  • Тсамикос.
  • Лазос.
  • Стиакос.
  • Микраки.
  • Сера.
  • Аноянос.
  • Клистос.
  • Тризали.
  • Адихристос.
  • Руматьяни.
  • Омал.
  • Зерводексос.
  • Рембетико.
  • Суста.
  • Тригона.
  • Апаномеритис.
  • Суета.
  • Пидихтос.
  • Хасапосервикос.
  • Ангальястос.
  • Зонарадикос.
  • Ангальястос.
  • Тсифтетели.
  • Катсипадьянос.
  • Педозалис.
  • Приньотис.
  • Баллос.
  • Приньянос.
  • Калон кориц.
  • Цаконикос.
  • Кофтос.
  • Ста триа.
  • Карсималас.
  • Погонисьос.
  • Котсари.
  • Цифтэтэли.
  • Ираклиотико Кастрино Малевизиотис.
  • Сиганос.
  • Цамикос.
  • Каламатьянос.

И другие.

Сиртаки

Самый известный и популярный греческий танец - сиртаки. Однако он вовсе не народный и существует не так давно. Создан он был в 1964 году. Музыку к нему написал Микос Теодоракис. Он использовался в голливудском фильме «Грек Зорбас».

Греческий танец сиртаки - это смесь сиртоса и хасапико. В нём сочетаются различные движения: медленные и быстрые, резкие и плавные, скольжение ног без отрыва от пола и прыжки. Сегодня сиртаки является туристическим брендом и исполняют его во всём мире. Название танцу придумал актёр Энтони Куинн, который исполнял главную роль в фильме «Грек Зорбас». Возможно, это уменьшительная форма от названия греческого народного танца сиртос.

Танцуют сиртаки группой. Исполнители стоят в линию, а иногда в кругу. Вытянутые руки танцующие кладут на плечи соседей справа и слева. Темп сначала медленный с постепенным нарастанием. По ходу танца меняется размер с 4/4 на 2/4. Иногда сиртаки включают в себя прыжки. Ещё этот танец называют «Зорбас». Движения его просты, но когда темп становится быстрым, то шаги даются с трудом и, чтобы успевать выполнять их, необходимы ловкость и практика. Сиртаки учат во всех танцевальных школах мира.

Хасапико

Греческий танец хасапико похож на румынскую хору и на русские казачьи пляски. Это один из самых основных и древних ритмов. Зародился он ещё в эпоху Византии. Название переводится, как «танец мясника». Зародился хасапикос в Константинополе. В том районе, где он появился, жили мясники. Хасапикос всегда исполняется под пение. Изначально этот танец исполнялся с оружием. Исполнители, стоящие в первом ряду, держали в руках палки, ножи и хлысты, во втором ряду - мечи.

Танцует хасапико группа из мужчин и женщин. Солиста в этом танце нет. Раньше мужчины танцевали хасапико, надев кепку, у которой был поднят козырёк. Есть несколько разновидностей этого танца: политико, вари-арго и хасапосервико. Считается, что хасапико - это танец воинов. Исполнялся он избранными отрядами. Движения были очень простыми, изображали выходящего на поле битвы воина, который сражается с врагом и одерживает победу. Хасапико использовался ещё и для того, чтобы солдаты научились двигаться бесшумно.

Зейбекикос

Этот греческий народный танец зародился в Древней Фракии. Название его произошло от названия солдат - зембекидов. Их потомки пришли в Грецию после катастрофы и принесли с собой этот древний танец предков. Исполняли зейбекикос только мужчины. Это единственный, известный миру сольный греческий танец. Шаги в нём всегда построены на импровизациях. У исполнителя есть возможность выразить себя. Танец зейбекикос в древние времена сопровождался демонстрацией оружия.

Сиртос

Многие греческие танцы построены на одном из основных ритмов - сиртос. Он самый древний. Его исполняют группами, преимущественно на свадебных торжествах. Слово «сиртос» переводится как "тянуть, ползти".

Карагуна

Есть такие греческие танцы, которые исполняют исключительно женщины. Например, карагуна. В большинстве случаев его танцуют только представительницы прекрасной половины человечества. Хотя в некоторых греческих общинах их исполняют смешанные группы. Название «карагуна» переводится, как «чёрное пальто». Этим словом называли фермеров из Фессалийских равнин. По какой причине им досталось такое прозвище - неизвестно, поскольку в чёрных пальто они никогда не ходили. Танец начинается с быстрого темпа и постепенно к концу перерастает в сиртос.

Другие танцы

Клефтикос - танец партизан. Он использовался для отдыха, а также для военной подготовки. Название происходит от слова «клефты», то есть «партизаны». Зародился этот танец в глубокой древности - в эпоху, когда шла борьба греков с Оттоманской империей.

Каламатианос - один из самых популярных в Греции. Это разновидность сиртоса. Танец этот исполнялся под песни. В большинстве из них пелось о городе Каламата, от которого и произошло название.

Тсамикос - этот танец имеет много вариаций. В разных районах Греции его исполняют по своему. Движения танца, его стиль, форма, духовная составляющая - отражают привычки и характеры жителей каждой местности.

Хореография, как уникальный и синтетический вид искусства

Вступление

Средневековые танцы - отражение мрачного периода средневековья. Придворные танцы их историческое значение.

Народные и придворные танцы эпохи Возрождения. Возникновение Балета и его влияние на общественно-политическую жизнь. Художественное оформление балетов эпохи Медичи

5. Танцевальное искусство 17-18 веков. Людовик XIV и балет. Появление балетной музыки и сюжетных балетов. Придворные танцы на ассамблеях при Петре 1. Танцовщики-реформаторы Мария Камарго и Огюст Вестрис. Ж.Ж.Новер и его реформы.

Эпоха романтических балетов 19 века и ее представители. Балеты Артура Сен-Леона, и их историческое значение. Мариус Петипа и Петр Ильич Чайковский - создатели шедевров классического балета. Новые тенденции танцевального искусства конца 19 века

Развитие танцевального искусства от начала 20 века до наших дней.

Вывод


Вступление

Хореография и танец имеют свою многовековую историю, описанную историками и театроведами на основании воспоминаний очевидцев и современников, изображений художников и многочисленных легенд о танце и танцевальном искусстве. Танцевальное искусство является уникальным, так как оно отражало и отражает жизнь, нравы и обычаи людей через таинственный язык пластики и жестов. Уникальность хореографии заключается также и в том, что она объединяет в себе искусство танца, театра, музыки и изобразительного искусства, если мы говорим о танцевальном спектакле.

Предмет и объект исследования. Хореография как уникальный и синтетический вид искусства, тесно взаимодействующий с музыкой и изобразительным искусством.

Цель исследования. Определить уникальность и значение танцевального искусства на каждом этапе исторического развития, а также проанализировать взаимосвязь хореографии с другими видами искусства.

Актуальность исследования. Искусство хореографии вызывает интерес и сейчас, в наше время. Поэтому вопрос уникальности хореографии, ее значение в жизни людей и в истории, взаимосвязь с другими видами искусства не могут быть не актуальными.

Мое исследование раскрывает суть и значение танца, на протяжении огромного промежутка времени - от древнегреческого периода и до наших дней. Танец сопровождал пышные торжества и праздники Древней Греции и Рима, средневековые балы и рыцарские турниры, роскошные театрализованные представления времен правления французских королей, и, наконец, превращается в отдельный и особенный вид искусства - искусство хореографии.

Также во время исследования можно заметить, как важные исторические события влияли на танцевальное искусство, а танцевальное искусство влияло на моду, культуру, обычаи и даже политическую жизнь определенного периода в истории. Особенно это было заметно во времена правления Екатерины Медичи и короля Людовика 14.

Зарождение и значение танца в истории. Танцевальное искусство, как важный компонент театра Древней Греции и жизни древних греков

Корни танцевального искусства уходят в далекое прошлое и берут свое начало с эпохи первобытнообщинных времен, когда танец и жесты играли значительную роль в жизни древнего человека, как способы коммуникативного общения до появления и развития звуковой речи.

Позже танец приобрел обрядовое значение - люди обращались к танцам во время свадебных и религиозных обрядов, военных ритуалов, обрядов смены времен года, рождения детей или похорон. Танцы объединяли народ, являлись не только способом общения друг с другом и развлечением, но и средством выражения душевного состояния, мыслей и эмоций. Под влиянием смены исторических событий, в связи с приходом новых духовных и культурных ценностей и новой эстетики, постепенно значение танца и его основные функции видоизменяются.

Начнем наш экскурс в историю с изучения танца в Древней Греции. В чем же была уникальность танцевального искусства Древней Греции? И какое значение играл танец в жизни греков?

Известно, что Древние Греки оставили свой ощутимый след в истории мирового искусства и культуры. Мы знаем имена великих древнегреческих драматургов - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Мы восхищаемся величественными арками и колонами, кариатидами, статуями богов и героев античной Греции. Именно тогда, в те далекие времена, особое внимание уделяется красоте и эстетике человеческого тела, движений и поз, и, конечно, танцу.

Танцы в Древней Греции разделялись на ритуальные (священные, обрядовые), общественно-бытовые, сценические и военные. Так, сценические древнегреческие танцы были частью театрализованных выступлений. Искусству же военного танца обязаны были обучаться все греческие юноши.

В Греции танцевали все, независимо от возраста и социального положения и любили праздники и развлечения, которые часто сопровождались театрализованными представлениями, песнями, танцами и игрой на музыкальных инструментах.

Праздник в честь бога Диониса или Великие Дионисии отмечали несколько раз в году в Афинах. Праздник длился несколько дней: украшали храм Диониса, устраивали большие шествия-процессии, пели песни -дифирамбы, устраивали театральные состязания авторов драмы, трагедии и комедии. Авторы-поэты были также режиссерами, балетмейстерами и даже, не редко, актерами своих произведений.

Танец в святилище Диониса. Аттическая ваза V в. до н.э.

"Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы
Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют;
Тех - венки из цветов прелестные всех украшают;
Сих - золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится;
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.

(Гомер "Илиада", перевод Н.И.Гнедича)

К театральным танцам древней Греции относятся эммелия, кордак и сиккинида. Танец в составе трагедии (эммелия ) был достаточно медленным и величественным, а жесты в нем (хирономия ) - широкими, крупными. Кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Этот танец был достаточно непристойным, исполнялся в бурном темпе, с присядками, прыжками и «пятками в небе». Хор в комедии Аристофана "Осы" сопровождает этот буйный, разнузданный танец такими словами:

Кружись быстрей и быстрей!

Фринихова пляска!

Закиньте повыше ступню!

Пусть зрители ахнут: "ай, ай!",

Видя пятки в небе.

Кружись, кувыркайся и бей себя по брюху!

Выбрасывай ноги вперед, вертись волчком...

Кордак. Роспись вазы, V в. до н. э.

Много общего имел с ним танец сатирической драмы - сиккинида (Sikinnis), ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни.

Танец двух сатиров. Роспись вазы, первая половина V в. до н. э.

Сложные танцы, с акробатическими элементами и трюками, исполняли профессиональные танцоры, акробаты, жонглеры. Сопровождались они игрой на музыкальных инструментах. Лукиан в своем трактате описывал: «А на Делосе даже обычные жертвоприношения не обходились без пляски, но сопровождались ею и совершались под музыку. Собранные в хоровод отроки под звуки флейты и кифары мерно выступали по кругу, а самую пляску исполняли избранные из их числа лучшие плясуны. Поэтому и песни, написанные для этих хороводов, носили название "плясовых припевов", и вся лирическая поэзия полна ими».

Раз в четыре года отмечался и праздник в честь богини Афины - покровительницы города Афин - Большие Панафинеи. Праздник представлял собой факельное шествие к статуе Афины, подношение многочисленных и богатых даров любимой богине: одежды, произведений искусства, жертвенных животных, цветов, а также сопровождался военными танцами. К самым ярким военным танцам принадлежит Пирриха.

Пирриха, танец воинов

По одной из легенд, первой исполнительницей пиррического танца была Афина Паллада. Она танцевала его в честь победы над титанами. Другая легенда утверждает, что он изобретен царем Пирром. Большинство же исследователей склонны думать, что название произошло от слова «пира» - «костер», вокруг которого танцевал Ахилл при похоронах Патрокла. Для пиррического танца танцовщики надевали на себя костюмы воинов. В руках у них были лук, щит, стрелы или другое оружие. Они скакали вперед, перепрыгивая с одной ноги на другую; затем производились разные военные движения и комбинации - прямыми шеренгами нападали друг на друга, смыкались в общий круг, прыгали группами, становились на колени и пр.

Греческая свадьба также сопровождалась танцами, песнями и определенными ритуалами. Вот как у Гомера описан свадебный процесс: «Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске, Брачных песен при кликах, по стогнам градским провожают. Юноши хорами в плясках кружатся, меж них раздаются лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены смотрят на них и дивуются, стоя на крыльцах воротных. Мать невесты зажигала от своего очага факел и шла за повозкой вместе с родственниками и гостями. Одни несли факелы для освещения дороги, другие - подарки, а также особого вида треножник, лутрофор и кальпиды для свадебных ритуалов, многие пели свадебные песни и танцевали под аккомпанемент аулосов и лир, возгласы, обращенные к Гименею, звучали на всем пути к дому жениха».

Танец в древней Греции был сложным, виртуозным, и безусловно эстетически развитым. Об этом свидетельствуют древнегреческие фрески и рисунки, на которых изображены ярко выраженные движения и позы, подчеркивается красота линий человеческого тела и «выворотность» ног.

Роспись арибалла, Танцоры-прыгуны,конец VI в. до н. э.

Танцовщицы и акробатки. Работа мастера круга Полигнота, ок. 430 г. до н. э.

О высоком уровне развития древнегреческого танца свидетельствуют и рассуждения философов о танце. И это было неудивительно, ведь танец в Древней Греции был частью философских наук - его изучали в гимназиях, наряду с музыкой, философией и другими предметами. О связи танца и философии, написаны многочисленные трактаты древнегреческих философов - Платона, Плутарха, Ксенофонта, Лукиана и др. Философы не только интересовались искусством танца, но и любили танцевать сами.Ксенофонт писал: «Даже мудрый Сократ любил танец Мемфиды, и часто, когда его видели танцующим знакомые, он им говорил, что танец является упражнением для каждой части тела».

Красоту древнегреческого танца, его значение, историю развития и взаимосвязь с музыкой, описывает Лукиан в своем трактате: «Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты. А если в союзе с музыкой и ритмом пляска всего этого достигает, то за это она заслуживает не порицания, а скорее хвалы…Пляска - это занятие не новое, не со вчерашнего и не с третьего дня начавшееся… Например, от времени наших пращуров или от их родителей, - нет: люди, сообщающие наидостовернейшие сведения о родословной пляски, смогут сказать тебе, что одновременно с происхождением первых начал вселенной возникла и пляска, появившаяся на свет вместе с ним, древним Эросом. А именно: хоровод звезд, сплетенье блуждающих светил с неподвижными, их стройное содружество и мерный лад движений суть проявленья первородной пляски. После, мало-помалу, развиваясь непрерывно и совершенствуясь, пляска теперь, как кажется, достигла последних вершин и стала разнообразным и всегармоничным благом, сочетающим в себе дары многих Муз… Но, поскольку искусство танцора - подражательно, поскольку он обязуется движениями изобразить содержание песни, - танцор должен подобно ораторам упражняться, добиваясь наибольшей ясности, чтобы все, им изображаемое, было понятным, не требуя никакого толкователя».

В общем, танец и танцевальное искусство Древней Греции играли немаловажную роль в жизни греков. Наполняя и обогащая жизнь в духовном и эстетическом смысле, танец становится неотъемлемой частью религиозных праздников и обрядов, свадебных церемоний и военных ритуалов, а также частью культуры и искусства Древней Греции. Красоту и эстетику древнегреческих движений, поз и жестов подтверждают многочисленные рисунки Античной Греции, впечатления современников и трактаты философов-мыслителей. Танцевальное искусство Древней Греции, как и другие виды искусства, бесспорно, повлияло на развитие мировой культуры и искусства, театра и балета. К античным танцам и античной культуре обращаются многие режиссеры, танцовщики и балетмейстеры. Великая американская танцовщица Айседора Дункан заимствует древнегреческие позы и жесты для своих импровизаций, а также использует древнегреческую тунику как основной вид костюма для своих выступлений. К сюжету древнегреческой легенды о Ясоне и Медее обращаются хореографы Ж.Ж.Новер, М.Грехем, Г.Алексидзе, Ю.Посохов и др.

За первобытными танцами следуют танцы античности. Во времена архаики танец являлся частью хоровой лирики, основным атрибутом различных культов (культов Деметры, Диониса, Аполлона). В классический период Древней Греции место танца - древнегреческая трагедия, где он является: средством усиления напряженности драматического действия (Эсхил);), выражением эмоциональной реакции на разворачивающиеся события (Софокл);), рассматривается как пантомимика, изображающая чувства и сопровождающая выступления хора (Еврипид). Танец приобретает новую функцию - сопровождение речи. В комедиях танец становится самостоятельным средством выражения разнообразных чувств, в том числе эротических и откровенно сексуальных.

Известно, что в Греции муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. К танцам относили шествие драматурга Софокла во главе процессии обнаженных юношей по Афинам после победы при Саламине, жонглирование и акробатику, военную муштру, погребальные и свадебные процессии и размеренные, строго одновременные жесты и движения хора в трагедии.

Крупнейший писатель-сатирик и мыслитель поздней античности Лукиан в своих работах отводит ей танцу отдельную главу «“О пляске”», в которой он описывает различные достоинства этого вида искусства.

Глава книги написана в форме диалога двух друзей: Ликина и Кратона. Кратон считает пляску «“смехотворным развлечением”,» . Ликин же хочет доказать своему другу, что пляска - это “«…занятие, по происхождению своему божественное и к таинствам причастное, множеству богов любезное, в их честь творимое и доставляющее одновременно великую радость и полезную назидательность»”.

По Лукиану пляска - это сложное искусство, которое «“требует подъема на высочайшие ступени всех наук”»: музыки, ритмики, геометрии и философии, «“как естественной, так и нравственной”», риторики, «“поскольку она стремится к той же цели, что и ораторы: показать людские нравы и страсти”», живописи и ваяния.

Лукиан рассматривает пляску с точки зрения физической подготовки, как благотворно влияющей влияющую на здоровье танцора: «“нНапряженные движения танцора … для него самого оказываются чрезвычайно здоровым занятием: я, по крайней мере, склонен считать пляску прекраснейшим из упражнений и притом превосходно ритмизованным. Сообщая телу мягкость, гибкость, легкость, проворство и разнообразие движений, пляска в то же время дает ему и не малую силу”».

С другой стороны аАвтор сравнивает пляску и с лекарством для зрителя: «“пПляска обладает такими чарами, что человек, пришедший в театр влюбленным, выходит образумившимся, увидев, как часто любовь кончается бедой. Одержимый печалью возвращается из театра, смотря светлее, будто он выпил какое-то дающее забвенье лекарство, “боли врачующее и желчь унимающее”».

«“Главная задача плясуна в том и состоит, чтобы овладеть своеобразной наукой подражания, изображения, выражения мыслей, умения сделать ясным даже сокровенное”». Здесь можно вспомнить слова, принадлежащие чужестранцу: «“Увидавши пять масок, приготовленных для танцора, - из стольких частей состояло представление, - и, видя только одного актера, чужестранец стал расспрашивать: кто же будет плясать и играть остальных действующих лиц? Когда же узнал, что один и тот же танцор будет играть и плясать всех, он сказал: “Я и не знал, приятель, что, имея одно это тело, ты обладаешь множеством душ”».

Потребность в танце обусловлена самой природой человека, его внутренними ритмами, но греки стремились также к идеальной красоте, которая достигалась путем стилизации. Кроме этого существуют танцы воинственные - ритуальные и образовательные; , танцы культовые; , оргиастические; , танцы общественных празднеств; , танцы в быту (при рождении, свадебные, погребальные, народные).

Примером может служить военный танец (пирриха), описанный у Гомера и известный по сохранившимся рельефам и вазовой живописи. Другой пример, тоже из Гомера - погребальный танец, цель которого всплеском физической активности танцующих вдохнуть новую жизнь в мертвое тело. Этот танец пришел с острова Крит, для него характерны резкие движения рук и ритмические удары мечей о щиты для отпугивания злых духов.

Поскольку греки верили, что танец подарен людям богами, они проявляли большой интерес к эзотерическим культам, в которых существенную роль играл танец. Кроме оргиастических танцев, связанных с определенными ритуалами, древние греки любили торжественные процессии, особенно пеаны, которые являли собой род ритмически организованного шествия в честь того или иного божества с пением торжественных гимнов. Большим празднеством были Фесмофории - действа в честь богини земледелия Деметры и ее дочери Персефоны. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях.

Оргиастические танцы в честь бога плодородия Диониса постепенно сложились в определенную церемонию - дионисии. Для них специально обучались танцовщицы, изображавшие менад, и танцоры, изображавшие сатиров; в соответствии с мифом это была свита Диониса. Общий танец - дифирамб, исполнявшийся в дионисийских празднествах, стал источником древнегреческой трагедии.

У танца, рВ развивавшегосятии танца в рамках древнегреческой трагедии выделяется, наблюдается несколько периодов, соответствующих разным этапам развития самой драматургии. Для Эсхила танец - средство усиления напряженности драматического действия. Софокл трактует танец как выражение эмоциональной реакции на разворачивающиеся события. У Еврипида хор пантомимически изображает чувства, соответствующие сюжету. Танец в составе трагедии (эммелия) был достаточно медленным и величественным, а жесты в нем (хирономия) - широкими, крупными, легко воспринимавшимися публикой на больших аренах, где ставились трагедии. Танец в старой комедии назывался кордаком и был, в соответствии с духом представления, разнузданным и неприличным. Танцор вертел животом, ударял себя по пяткам и ягодицам, прыгал, бил себя в грудь и по бедрам, топал ногами и даже колотил партнера. Сикиннис - пляска сатиров, насыщенная акробатическими элементами, превзошла кордак в откровенном бесстыдстве. С распространением христианства оба танца исчезли.

Любимым развлечением древних греков были трапезы в дружеском кругу - симпозиумы. В них принимали участие профессиональные танцоры. Росписи на греческих вазах изображают куртизанок (гетер), танцующих под звуки флейты, в то время как зрители наблюдают за танцем и даже присоединяются к нему.

Римляне внесли в историю мирового танца большой вклад как создатели пантомимы. Пантомима – Ээто - сильночрезвычайно стилизованная последовательность движений, как правило, одного исполнителя, причем основная роль отводилась жестикуляции. Пантомиме обычно аккомпанировал маленький оркестр. Знаменитыми пантомимистами были Бафилл из Александрии, предпочитавший комедию, и Пилад с Сицилии, который придал пантомиме трагический пафос. Пантомима как спектакль была впервые исполнена публично в 23 г. до н. э. Со временем это искусство выродилось в откровенно эротичное и вульгарное зрелище, с которым боролась христианская церковь.

Хотя в Древнем Риме и преобладала пантомима, ритуальный танец там тоже не был забыт. Существовало много танцев-шествий на разные случаи. Например, члены жреческой коллегии салиев, жрецов бога Марса, исполняли свою культовую воинскую пляску - трипудий, т. е.то есть танец в трехдольном размере. Повсюду на полуострове Италия жрецы проводили ритуалы, связанные с древними культами плодородия. Такого рода храмовые обряды постепенно перерастали в народные праздники. Например, знаменитые сатурналии, проводившиеся в конце декабря, стали народным карнавалом, с танцами на улицах и взаимным одариванием. Впоследствии дух христианских рождественских праздников впитал в себя немало элементов древнеримских сатурналий.

Еще до зарождения древнейших цивилизаций человечества, танец вошел в обиход архаичных людей, как средство для выражения своих эмоций, как часть увеселительных и других мероприятий. Даже похороны человека сопровождались специальными ритуальными танцами. История древнегреческих танцев берет свое начало в мифологии, согласно которой искусству танца людей научила богиня Терпсихора.

Достойной внимания является легенда о том, как появился танец Курит. Когда-то в доисторические времена бог Уран был свергнут со своего трона его сыном Кроносом. Кронос свою очередь понимал, что его потомки смогут поступить с ним также, поэтому он их всех съедал. Но, когда родился Зевс, его мать богиня Гея спрятала младенца в одной из критских пещер, а своему мужу скормила камень, завернутый в пеленки.Чтобы отвлечь внимание от криков и плача маленького Зевса, Гея приказала воинственным духам куритам громко плясать и бить копьями по щитам. С того времени жрецы Зевса исполняли этот танец во время церемоний, посвященных верховному божеству.


Носители минойской культуры на острове Крит уделяли танцу большое внимание. Разновидностью минойского танца был знаменитый «танец с быком». Его исполнение было сложным и опасным, ведь бесстрашному юноше или девушке приходилось в буквальном смысле брать быка за рога и делать сальто через него. Танцы сопровождались игрой на струнных инструментах. Основными из них были кифара и лира, без которой никак не обходится древнегреческая мифология. В те давние времена на Крите не было четкого деления на танцоров и музыкантов. Островитяне называли все вместе словом «мусики».
От самого греческого слова танец («хорос») происходит слово «хореография». В античные времена были широко распространены сакральные танцы, которые исполняли вакханки и корибанты, военные (танцы с оружием), мимические и театральные, свадебные и салонные. Интересным фактом является то, что в Древней Греции мужчины и женщины танцевали порознь, в отличие от минойских танцев, где мужчины танцевали с женщинами. В большинстве греческих полисов танцы носили сакральный, бытовой и развлекательный характер. Жители Спарты танцевали воинственные танцы, воспитывая в себе, таким образом, бесстрашие и презрение к врагам. Эти танцы сопровождались грохотом литавр, шумом оружия и постукивание по деревяшкам. В приморских городах танцам аккомпанировали при помощи музыкальных инструментов, изготовленных

    Монастыри в Метеорах

    Греческие Метеоры- это неописуемой красоты скальный комплекс в местечке Каламбака. Сегодня шесть греческих православных Монастырей Метеоры по праву занимают место в десятке достопримечательностей Греции. Монастыри получили свое имя от греч. «Метеора»(Μετέωρα), что значит «между небом и землёй», которое великолепно описывает эти величественные сооружения. В XI веке, песчаный пик, на котором расположены монастыри, был местом уединения византийских отшельников.

    Пифагореизм. Философия пифагореизма

    Пифагореизм (более распространенное название Пифагорейство) – нравственно-философское учение, возникшее в 6-м – 4-м веках до н. э. в Древней Греции. Отцом данного философского течения является Пифагор – древнегреческий философ, мистик и математик.

    Средиземноморская диета

    Значение открытия Георгиоса Папаниколау для современной медицины.

    Четки «Слёзы Богородицы» - подарок во спасение из Греции

    Как часто мы оцениваем свои поступки и смотрим в будущее, оглядываясь на прошлое? По статистике, каждый третий житель Земли, который всегда осуждал культ чего-либо, по прошествии определенного времени, возвращается к духовности. Безбожники просят у Господа Бога просветления, те, кто не верили в святые атрибуты, со временем начинали понимать, что целительная сила веры помогает излечиться от болезней, улучшает самочувствие.


Close