27 марта 1854 года после сокрушительной победы русского флота над турецким у порта Синоп, названной в западной прессе «синопской резней», Англия и Франция объявили войну России. Так вместе со вторым этапом Крымской войны начался закат эпохи русских парусных судов.

Накануне

"Смотр Черноморского флота в 1849 году" - картина Ивана Айвазовского, написанная в 1886 году

К началу Крымской войны даже на фоне более современных английских кораблей военно-морские силы Российской империи представляли собой значительную силу. В них входили Черноморский и Балтийский флоты, а также четыре небольшие флотилии – Беломорская, Каспийская, Камчатская и Аральская. Это было ни много ни мало 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига вместе с 16 пароходофрегатами – кораблями, оснащёнными помимо парусов ещё и паровым двигателем. Всё это дополнялось отличной выучкой личного состава, про подготовку которого не без восхищения отзывались даже враги. Так, датский морской министр накануне Балтийских сражений на вопрос английского адмирала Ч. Непира о состоянии русского флота ответил:

О, они маневрируют прекрасно, всегда ходят на очень малых интервалах.

Но если Балтийский флот в то время считался «лицом» императорского флота и больше внимания уделял подготовке к смотрам, нежели к боевым действиям, то Черноморский флот из-за своей близости с Портой находился в постоянной боевой готовности. Бывший под управлением выдающихся адмиралов того времени – Нахимова, Корнилова, Истомина, – он существенно превосходил по силе своего главного противника – Османскую империю. На его вооружении было 7 пароходофрегатов, 16 корветов и бригов, 6 парусных фрегатов, 14 парусных линейных кораблей и более сотни мелких судов против 70 турецких военных кораблей.

Русские парусники середины XIX века славились своим вооружением и быстроходностью – 120-пушечные корабли «Великий князь Константин», «Париж» и «Двенадцать апостолов» не знали себе равных. Поэтому у Николая I были серьёзные основания надеяться на успех в Крымской войне, не вступи в войну Англия и Франция. Совместный флот союзников Турции в два раза превосходил русский по количеству линейных кораблей и почти в десять раз по количеству паровых винтовых кораблей. Против последних оказались бесполезными и богатейший опыт легендарных адмиралов, и отменная выручка личного состава.

Паровой двигатель против парусов


Пароходофрегат «Декарт» у Севастополя

В чём же был секрет пароходов и почему их до сих пор не было на вооружении русской армии? Обычно это объясняют отсталостью отечественного судостроения в сравнении с английским или французским, к которой нас привели затянувшееся крепостное право и, как следствие, экономическая отсталость. Это верно лишь отчасти. На самом деле первое российское судно с паровым двигателем – барка «Елизавета» – было спущено на воду ещё в 1815 году в Петербурге, всего лишь через 7 лет после того, как первый удачный пароход «Клермонт», созданный Робертом Фултоном, был испытан в США. К 1840 году в России курсировало уже около сотни пароходов, которые в основном принадлежали частным компаниям. У них были огромные преимущества перед парусниками: для их управления требовалась меньшая команда, что позволяло владельцам транспортных компаний сэкономить, они могли спокойно подниматься по течению крупных рек, не должны были стоять на рейде в ожидании буксира, а главное, не зависели от погоды, способные спокойно маневрировать при любом ветре.

Но, несмотря на все эти очевидные плюсы, военно-морское командование Российской Империи не торопилось обзаводиться военными пароходами. Успех, сопровождавший русский парусный флот ещё со времён Петра, не давал спокойно взглянуть в лицо прогрессу. Многие царские министры и адмиралы были уверены, что парусный флот не просто остаётся боеспособным, но и значительно выигрывает перед новыми паровыми машинами. Кроме того, парусные суда выглядели куда более эффектно, нежели пароходы или пароходофрегаты, которые были на вооружении России с 1838 года, но не принимали участия в боевых действиях вплоть до 5 ноября 1853 года, когда русский пароходофрегат «Владимир» захватил в плен турецкий пароход «Перваз-Бахри». Во время сражения оба судна шли против ветра, чем показали явное преимущество паровых судов перед парусными.

Последняя победа


Синопское сражение

Но перед окончательным падением парусный флот ждала последняя, но блестящая победа. В октябре 1853 года в Севастополе стало известно, что противник намеревается совершить набег на плохо защищённые кавказские порты и собирает силу в Синопе. На перехват отправились 6 линейных кораблей и 2 фрегата против 7 турецких фрегатов, 3 корветов, 2 пароходов и 4 транспортных судов, которых поддерживали шесть береговых батарей.

Замысел адмирала Нахимова состоял в том, чтобы быстро ввести корабли в Синопский рейд и с короткой дистанции атаковать врага сразу всеми линейными кораблями. Два оставшихся фрегата были оставлены охранять выход из бухты, чтобы не дать турецким кораблям вырваться из окружения. Для каждого судна были заранее избраны цели. От дальнейшей детализации атаки Нахимов отказался, отдав следующий приказ: «Я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнять свой долг».

Утром 18 ноября русские суда снялись с якоря и в две колоны по три линейных корабля в каждой ринулись на Синопский рейд. Несмотря на ожесточённый огонь со стороны противника, они без единого выстрела прибыли на назначенные места, и лишь потом открыли ответный огонь, в том числе из «секретного оружия» – бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, которые на тот момент были на вооружении только у русского флота. Результат дал о себе знать почти сразу – уже через полчаса первый турецкий флагманский корабль «Авни-Дллах», по которому вела огонь 120-пушечная «Императрица Мария», выбросило на мель. За следующие три часа были уничтожены оставшиеся 14 судов и все береговые батареи. Удалось скрыться лишь пароходу «Таиф» под командованием английского офицера, советника турецкого флота Слейда. Парусные фрегаты не смогли тягаться с паровым двигателем.

За время синопского сражения турецкий флот потерял свою основную силу: из 16 турецких кораблей, стоявших у Синопа, 15 было уничтожено и более 3000 человек убито и ранено. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля, из личного состава было убито 38 человек. Этой блистательной победой русского флота завершилась многовековая эпоха парусных гигантов. Правительство Англии и Франции, на вооружении у которых были пароходные суда, бросили вызов России.

Гибель

Линейный корабль «Три Святителя»

В сентябре 1854 года англо-французские войска подошли к берегам Крыма. Главной целью был захват Севастополя. Флот противника состоял из 34 линейных кораблей, 55 фрегатов, 50 колесных и винтовых пароходов, в то время как у Черноморского флота было лишь 50 судов, среди которых только 11 колёсных пароходов, уступавших в возможностях маневрирования и скорости винтовым. Прямое столкновение обернулось бы гибелью для всех русских кораблей и взятием города. Поэтому, чтобы хоть как-то затруднить противнику подход к Севастополю, Корнилов отдал приказ о затоплении между Константинопольской и Александровской батареей двух фрегатов и пяти старых линейных кораблей, в том числе и героя синопского сражения – «Три Святителя»: «Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привёл двойное число таких, чтоб наступать на нас с моря; нам надобно отказаться от любимой мысли – разразить врага на воде».

Оставшимся кораблям почти целый год удавалось удачно сдерживать наступление противника. Особую роль сыграл отряд пароходофрегатов капитана 2-го ранга Г. И. Бутакова. Не уступая врагу в скорости и маневрировании, он совершал неоднократные вылазки из Севастопольского рейда, нападая на неприятельские пароходы.

Но численное превосходство врага, который к тому же не был отрезан от своего подкрепления, сыграло свою роль. 28–30 августа для защиты Северной бухты затопили последние суда: линейные корабли «Париж», «Храбрый», «Великий Князь Владимир», «Чесма», «Императрица Мария», «Ягудиил», корвет «Калипсо», фрегат «Кулевчи», несколько бригов, транспорт «Гагры» и все пароходофрегаты. Их экипажи, отправившиеся защищать Севастополь на бастионах, давали укреплениям имена своих погибших кораблей. Так, Чесменским, Ростиславским, Язоновским и другими редутами, завершилась история черноморского парусного флота.

На Балтике

Великий князь Константин Николаевич

Англичане, впрочем, не хотели ограничиваться взятием Севастополя и ряда других черноморских городов. Их планы пролегали куда дальше – на Север, к Балтике, к Петербургу. Весной 1854 года в Балтийское море были направлены значительные силы противника: английская эскадра адмирала Непира в составе 30 винтовых, 6 парусных линейных кораблей и более 26 пароходов, а также парусная французская эскадра под командованием адмирала А. Ф. Парсеваль-Дешена.

Балтийский флот Российской империи практически не уступал англо-французскому ни по количеству кораблей, ни по уровню подготовки комендоров. Но у страха глаза велики. Неудачи черноморского флота и слухи о несокрушимости врага мешали трезво оценить ситуацию. Верховное командование в лице великого князя Константина Николаевича отказалось от наступления, предпочтя занять оборонительную позицию. В результате была упущена единственная возможность разбить англичан до прихода французской эскадры. В дальнейшем две дивизии Балтийского флота, между которыми до конца боевых действий не было единого командования, были обречены на полнейшую пассивность в боевых действиях. До конца кампаний 1854–1855 годов балтийский флот оставался безучастным свидетелем событий, избегая атаки даже на малые группы противника.

Крымская война не только завершилась практически полным разгромом русского парусного флота, но и показала бесспорное превосходство пароходов над парусами. Уже через год после войны, в 1857 году, была утверждена судостроительная программа, по которой последний флот Российской империи – Балтийский практически полностью переходил на винтовые корабли. Эпоха великих парусных судов ушла в прошлое, уступив место паровому флоту.

Линейный корабль - это парусное военное судно из дерева с водоизмещением до 6 тыс. тонн. Они имели до 135 орудий на бортах, расположенных в несколько рядов, и до 800 человек экипажа. Эти корабли использовались в боях на море с применением так называемой линейной тактики боя в 17-19-м веках.

Появление линейных кораблей

Название «корабль линейный» известно со времен парусного флота. Во время многопалубники выстраивались в одну линию для того, чтобы дать залп всех орудий по противнику. Именно одновременный огонь со всех бортовых пушек наносил врагу существенный урон. Вскоре такая тактика боя стала называться линейной. Постройка в линию кораблей во время морских боев впервые стала использоваться английскими и испанскими флотами в начале 17-го века.

Прародителями линейных кораблей являются галеоны с тяжелым вооружением, карраки. Первое упоминание о них появилось в Европе в начале 17-го века. Эти модели линейных кораблей были намного легче и короче галеонов. Такие качества позволяли им быстрее маневрировать, то есть выстраиваться в линию бортом к противнику. Построиться нужно было таким способом, чтобы нос следующего корабля обязательно был направлен в корму предыдущего. Почему не боялись выставлять борта кораблей под вражеские атаки? Потому что многослойные деревянные бока были надежной защитой корабля от ядер противника.

Процесс становления линейных кораблей

В скором времени появился многопалубный линейный корабль парусный, который более чем на 250 лет стал основным средством ведения войны на море. Прогресс не стоял на месте, благодаря новейшим методикам расчета корпусов стало возможным прорезать пушечные порты в несколько ярусов еще в самом начале сооружения. Таким образом, можно было рассчитать силу корабля еще до того, как он будет спущен на воду. В середине 17-го века возникло четкое разграничение по классам:

  1. Старые двухпалубные. Это корабли, у которых палубы располагаются одна над другой. Они заставлены 50 пушками, стреляющими по противнику через окна в бортах корабля. Данные плавучие средства не обладали достаточной силой для ведения линейного боя и в основном применялись в качестве эскорта конвоев.
  2. Двухпалубные линейные корабли с количеством пушек от 64 до 90 представляли основную часть флота.
  3. Трех- или четырехпалубные корабли, имеющие 98-144 боевых орудия, исполняли роль флагманов. Флот, содержащий 10-25 таких кораблей, мог контролировать торговые линии и в случае военных действие перекрывать их для противника.

Отличия линейных кораблей от других

Парусное оснащение у фрегатов и линейных кораблей одинаковое - трехмачтовое. На каждом обязательно присутствовали прямые паруса. Но все же фрегат и корабль линейный имеют некоторые отличия. Первый обладает только одной закрытой батареей, а линейные корабли несколькими. Кроме того, у последних количество пушек гораздо больше, также это касается и высоты бортов. Но фрегаты более маневренные и могут действовать даже на мелководье.

От галеона корабль линейный отличается прямыми парусами. Кроме этого, у последнего нет прямоугольной башни на корме и гальюна на носу. Линейный корабль превосходит галеон и в скорости, и в маневренности, также в артиллерийском бою. Последний более приспособлен для абордажного боя. Помимо всего прочего, они очень часто использовались для перевозки войск и грузов.

Появление линейных кораблей в России

До правления Петра I в России таких конструкций не было. Первый российский корабль линейный именовался как «Гото Предестинация». К двадцатым годам 18-го века в состав Российского Императорского флота входило уже 36 таких судов. В начале это были полные копии западных моделей, но к концу правления Петра I, линейные российские корабли стали иметь свои отличительные черты. Они были намного короче, имели меньшую усадку, которая негативно влияла на мореходность. Данные корабли очень хорошо подходили к условиям Азовского, а затем и Балтийского морей. Непосредственное участие в проектировке и постройке принимал сам император. Свое название - Российский Императорский флот носил военно-морской флот России с 22 октября 1721 года по 16 апреля 1917 года. Морскими офицерами могли служить только выходцы из дворян, а матросами на кораблях - рекруты из простого народа. Срок службы на флоте для них был пожизненным.

Линейный корабль «Двенадцать апостолов»

«12 апостолов» был заложен в 1838 году и спущен на воду в 1841 году в городе Николаеве. Это корабль со 120 пушками на борту. Всего в существовало 3 судна такого типа. Данные корабли отличались не только своим изяществом и красотой форм, они не имели равных в бою среди парусников. Линейный корабль «12 апостолов» был первым в составе Российского Императорского флота, который имел на вооружении новые бомбические пушки.

Судьба корабля сложилась таким образом, что ему не удалось участвовать ни в одном бою Черноморского флота. Его корпус остался цел и не получил ни одной пробоины. Но этот корабль стал образцовым учебным центром, он обеспечивал оборону российских фортов и крепостей на западе Кавказа. Кроме того, корабль занимался перевозкой сухопутного десанта и уходил в длительные плавания на 3-4 месяца. Впоследствии судно было затоплено.

Причины, по которым линейные корабли утратили свою значимость

Положение деревянных линейных кораблей как основной силы на море пошатнулось из-за развития артиллерии. Тяжелые бомбические орудия с легкостью пробивали деревянный борт бомбами, начиненными порохом, тем самым нанося кораблю серьезные повреждения и вызывая пожары. Если раньше артиллерия не представляла большой угрозы корпусам судов, то бомбические орудия могли пускать на дно линейные корабли России всего лишь несколькими десятками попаданий. С этого времени возник вопрос о защите конструкций броней из металла.

В 1848 году изобрели винтовой движитель и относительно мощные паровые машины, поэтому деревянные парусники медленно стали уходить со сцены. Некоторые корабли были переоборудованы и снабжены паровыми агрегатами. Также было выпущено несколько крупных судов с парусами, их по привычке называли линейными.

Линейные Императорского флота

В 1907 году появился новый класс судов, в России они назывались линейными, или сокращенно - линкорами. Это бронированные артиллерийские военные корабли. Их водоизмещение составляло от 20 до 65 тыс. тонн. Если сравнить линейные корабли 18 века и линкоры, последние имеют длину от 150 до 250 м. На вооружении у них орудие калибра от 280 до 460 мм. Экипаж линкора - от 1500 до 2800 человек. Применялся корабль для уничтожения противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Свое название кораблям было дано не столько в память о линейных суднах, сколько по причине того, что им нужно было возродить тактику линейного боя.

Со времен Советского Союза в российских мореходных училищах сохранились шесть учебных парусников: «Юный Балтиец», «Крузенштерн», «Седов», «Мир», «Надежда» и «Паллада».

1. Парусник «Юный Балтиец» приписан к Морскому техническому колледжу имени адмирала Д.Н. Сенявина, который находится в Санкт-Петербурге.

2. Парусники «Крузенштерн» и «Седов» приписаны к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, которая находится в Калининграде.

3. Парусник «Мир» приписан к порту Санкт-Петербурге и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

4. Парусник «Надежда» приписан к порту Владивосток и находится в распоряжении ФГУП «Росморпорт».

5. Парусник «Паллада» приписан к Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету, который находится во Владивостоке.

Таким образом, шесть учебных парусников сосредоточены в трёх портах: Владивосток, Калининград и Санкт-Петербург, по два в каждом, при этом, три: «Юный Балтиец», «Мир» и «Надежда», принадлежат учебным заведениям Росморречфлота, и три: «Крузенштерн», «Паллада» и «Седов», принадлежат учебным заведениям Федерального агенства по рыболовству.

Парусник «Юный Балтиец»

Построен на Балтийском заводе в 1989 г и стал первым парусно-моторным судном, построенным в России с 1914 года.

У набережной лейтенанта Шмидта.

По типу парусного вооружения относится к двухмачтовым шхунам с гафельно-бермудским вооружением. Высота мачт 32 м.

Водоизмещение 441 рег.т. Длина 49,5 м. Ширина 8,4 м. Осадка 3,1 м. Скорость до 12 узлов. Может принять на борт 32 практиканта. В основном выполняет рейсы с практикантами в акватории Балтийского моря. В навигацию 2017 года на нем прошли практику 109 курсантов колледжа и клубов «Юнга» и «Адмиралтеец».

Парусник «Крузенштерн»

Построен в 1926 г в Германии. По типу парусного вооружения это четырехмачтовый барк. Полное водоизмещение 6400 т. Длина 114,5 м. Ширина 14,02 м. Осадка максимальная 7,2 м. Скорость под парусами до 16 узлов. Максимальная высота мачт 56 м. Площадь парусов до 3800 кв. м. Может принять на борт до 203 практиканта. Район плавания неограниченный.

В 1991 г барк был передан из объединения «Эстрыбпром», Калининградскому высшему инженерному морскому училищу, и сменил порт приписки Таллинн на Калининград.

Барк регулярно совершает плавания с курсантами из различных мореходок, преимущественно в морях, омывающих Европу. Он совершил два кругосветных плавания в 1995 – 1996 годах и в 2005 – 2006 годах. В 2015 г парусник совершил плавание в честь 75-ти летия Победы в Великой Отечественной Войне по маршруту: Сочи – Новороссийск – Керчь – Севастополь – Тулон – Рейкьявик – Мурманск – Архангельск – Калининград.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

Парусник «Седов»

Построен в 1921 году в Германии. В настоящее время считается самым крупным учебным парусным судном. Парусное вооружение соответствует четырехмачтовому барку.

Полное водоизмещение 7320 т. Длина 117,5 м. Ширина 14,7 м. Осадка 6,7 м. Скорость до 18 узлов. Высота мачт максимальная от киля до клотика 63,5 м. Площадь парусов 4192 кв. м. Может принять на борт 164 курсанта. Район плавания неограниченный.

Паруснику принадлежит официальный мировой рекорд скорости под парусами для судов такого класса – 18,32 узла, который был установлен в 1987 году в Средиземном море.

С 1966 по 2015 год судно прошло более 500 тысяч миль, что равно расстоянию от Земли до Луны и обратно.

В 2006 и 2010 г парусник совершил плавания в высоких широтах Арктики посвященных памяти защитников Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны. 23 сентября 2010 г он достиг широты 78°и стал первым судном такого класса поднявшемся так далеко на север.

В 2012 – 2013 гг «Седов» совершил кругосветное плавание посвященное 1150-ти летию создания древнерусского государства.

Также, как и на «Крузенштерне», на «Седове», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России.

Парусник «Мир»

Построен в 1987 г в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

Судну принадлежит официальный рекорд скорости под парусами – 21 узел. Парусник участвовал во многих международных регатах и во время навигации совершает плавания с курсантами из различных мореходных и речных училищ преимущественно в морях, омывающих Европу.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России.

Парусник «Надежна»

Построен в 1992 году в Польше. По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2984 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2768 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

Своё название парусник получил в честь флагманского корабля первой русской кругосветной экспедиции «Надежда».

Парусник выполняет плавания преимущественно в морях Дальнего Востока.

В 2014 и 2016 году он принимал участие в регатах на Черном море, для чего проделывал путь через Индийский океан и Суэцкий канал.

На паруснике «Надежда», как и на однотипном паруснике «Мир», ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Росморречфлота России, преимущественно находящихся на Дальнем востоке и в восточной Сибири.

Парусник «Паллада»

Построен в 1989 году в Польше. Своё название парусник унаследовал в честь фрегата «Паллада», на котором русский писатель Иван Гончаров, совершил плавание на Дальний восток и написал свой знаменитый роман «Фрегат Паллада». Ну что же, историческая преемственность в названии кораблей, это всегда хорошо.

По типу вооружения – трехмачтовый парусный корабль. Водоизмещение 2284 т. Длина 108,6 м. Ширина 14,0 м. Осадка 6,6 м. Высота мачт 49,5 м. Скорость 11,6 узла. Площадь парусов 2771 кв. м. Может принять на борт 144 курсанта.

В 2007 – 2008 г парусник совершил кругосветное плавание, посвященное 190-летию кругосветного плавания российских кораблей под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева и 50-ти летию начала русского освоения Антарктиды.

На паруснике ежегодно проходят плавательную практику несколько сотен курсантов из различных учебных заведений Федерального агенства по рыболовству России, расположенных на Дальнем востоке, Камчатке и Восточной Сибири.

В данной статье приведены лишь самые краткие сведения о каждом легендарном учебном паруснике. Разумеется, что у каждого из них своя история, насчитывающая десятки лет, и наполненная незабываемыми плаваниями и впечатлениями, десятков тысяч курсантов, которые приобщились к морю именно на их палубах и мачтах, совершая дальние плавания сквозь туманы и шторма, в разных уголках мирового океана.

Стоит отметить, что в нашей стране не только самое большое число мореходных и речных училищ, но и самый большой флот учебных парусных судов.

Кроме специализированных учебных парусников, приписанных к тем или иным морским учебным заведениям, в России имеются и другие парусные корабли, на которых приобщаются к морской жизни мальчишки и девчонки и даже, вполне себе взрослые люди. Море ведь притягивает не только молодежь, тяга к морю и желание попробовать себя в преодолении трудностей на море может появиться у человека в любом возрасте. Поэтому и бороздят каждый год водные просторы различные парусники и яхты, например, парусник «Штандарт» и парусная шхуна «Надежда».

Парусник “Штандарт”, построенный в честь первенца Балтийского флота, корабля времен Петра Великого.

Фото сделано в порту Гамбург в феврале 2012 г.

Парусная шхуна «Надежда» проходит защитную дамбу в Кронштадте и следует на Большой Кронштадтский рейд. Фото сделано в августе 2019 г.

Парусный корабль “Полтава” у Английской набережной

Парусник «Полтава» хотя и построен как исторический корабль, однако даже ступая на его палубу уже в какой-то степени происходит приобщение к морю, ну а уж если провести на нем несколько часов, еще в течении нескольких дней, так ведь и в море и корабли влюбиться можно.

Курсантам, которые впервые поднимутся на палубы учебных парусников, хочется сказать, что не корабль украшает моряка, а моряк, своей любовью к кораблю и морю, своим разумным служебным рвением и заботой о технической исправности корабля, становится его истинным украшением и основой безопасного и безаварийного плавания .

Ни один белоснежный, и с виду шикарный лайнер, не станет домом для безграмотного и безответственного моряка, а любой трудяга рыболовный траулер, или сухогруз на каботажной линии, преображается и становится надежным помощником и дорогой в будущее, заботливому моряку, который искренне любит корабли, предан морю и всегда добросовестно исполняет свои обязанности на каждом судне, куда бы его не занесла судьба моряка.

У настоящего моряка, сначала бумажные, а затем маленькие и ржавенькие кораблики, со временем сменяются на огромные океанские лайнеры. Нет такой силы на земле, которая может стать препятствием на пути человека, который хочет быть моряком и готов посвятить этому всю свою жизнь, и пусть напутствием ему в этом благородном стремлении, будут слова из великолепного романа Вениамина Каверина «Два капитана»:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»


В 1800 г. распалась антифранцузская коалиция, в которую входила и Турция. Более того, последняя стала даже вынашивать план заключения союза с Наполеоном. В этой обстановке Россия вынуждена была еще больше укреплять свои позиции на Черном и Средиземном морях. Возросло значение созданной Ф.Ф. Ушаковым Республики Ионических островов. Она должна была стать центром оказания помощи национально-освободительному движению балканских народов и базой для действия русского флота и сухопутных войск на Средиземном театре боевых действий.
Однако после поражения русско-австрийской армии под Аустерлицем в ноябре 1805 г., оказавшись перед угрозой вторжения Наполеона в Россию, Александр I отдал приказ вернуть из Средиземноморья все русские войска, оставив лишь небольшие силы на о-ве Корфу. Приказ царя пришел с большим опозданием: лишь в марте 1806 г., когда Сенявин уже развернул активные боевые действия против французов в Адриатике и добился значительных успехов. Свое повеление об оставлении Средиземноморья царь вскоре отменил, и Вторая Архипелагская экспедиция русского флота продолжалась. Несмотря на отсутствие регулярного снабжения, и надежной связи с Россией, в условиях резких изменений военно-политической обстановки, русские средиземноморские эскадры сумели помешать Наполеону захватить Балканский полуостров.

В боевых действиях против турок силами Д.Н.Сенявина удалось одержать ряд ярких побед. Особенно результативными для русских моряков были Дарданелльское и Афонское сражения. В последнем из них, произошедшем 19 июня 1807 г., турки потеряли треть своих кораблей, около 1000 человек убитыми и ранеными, более 700 человек сдались в плен. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля.

Поражение на море явилось главным фактором, который вынудил Турцию пойти на перемирие с Россией. С 1805 по 1818 гг. Россия непрерывно вела войны, в основном на сухопутных направлениях. В ходе Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. флот почти не использовался. Его деятельность ограничивалась перевозками войск, незначительными действиями на приморских флангах армии, блокированием, совместно с англичанами, побережья Голландии и Франции.

В 1803-1813 и 1826-1827 гг. прошли две войны с Персией. Действия русских войск в Восточном Закавказье поддерживались Каспийской флотилией, базировавшейся на Астрахань. Персидским войскам, вторгшимся на территорию Талы-Шинского и Карабахского ханств, было нанесено поражение. По мирному договору 1828 г. к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, а также часть Каспийского побережья до р. Астары. Россия получила право держать военные суда на Каспийском море.

В начале XIX в. во главе флота стоял адмирал П.В.Чичагов, который в отличие от своего отца, талантливого адмирала В.Я. Чичагова, не блистал большим умом, считая флот "обременительной роскошью для государства". При его преемниках адмиралах И.И. Траверсе и фон Моллере флот пришел в еще больший упадок. Ввиду отказа Турции предоставить Греции автономию Россия, Англия и Франция в 1827 г. решили провести совместную военно-морскую демонстрацию у турецких берегов. К Архипелагу была послана с Балтики эскадра в составе 4 линейных кораблей, 4 фрегатов, корвета и 4 бригов. Ею командовал контр-адмирал Л.П. Гейден. Соединившись с английской эскадрой вице-адмирала Э. Кондрингтона и французской контр-адмирала Де-Реньи у о-ва Занте, корабли подошли к Наваринской бухте. 8(20) октября 1827 г. здесь произошло сражение с объединенным турецко-египетским флотом, которым командовал Мухаррембей. Русско-англо-французская эскадра имела 26 кораблей при 1298 орудиях, у турок и египтян было 66 кораблей и 2224 орудия. Линейные корабли русских находились в центре боя. Умелыми и решительными действиями они уничтожили основную часть неприятельского флота. Особенно отличился корабль "Азов" под командованием капитана 1 ранга М.П. Лазарева , за что впервые в русском флоте был удостоен Георгиевского флага. Мужественно и с высоким боевым мастерством сражались англичане и французы. В результате четырехчасового боя был уничтожен весь турецко-египетский флот, погибло 7000 человек. Разгром турок в Наваринском сражении существенно ослабил военное могущество Турции, но вопроса о независимости Греции не решил. Борьба греков продолжалась.

Новая война России с Турцией началась в апреле 1828 г. наступлением русской армии на двух направлениях - на Балканы и Эрзурум. Черноморский флот призван был оказать содействие сухопутным войскам в овладении вражескими крепостями. В результате месячной осады Анапы, поддержанной огнем кораблей черноморской эскадры вице-адмирала А.С. Грейга, гарнизон крепости капитулировал. Такая же судьба постигла крепость Варну, где русскими взято в плен свыше 9 тыс. турок, захвачено около 300 орудий, много боеприпасов. В феврале 1829 г. пала крепость Сизополь.

Наступая на Балканах, русская армия заняла Адриаполь и стала угрожать Константинополю. Черноморский флот высадил пять десантов на побережье противника. В конце августа 1829 г. русские войска достигли берегов Эгейского моря, в котором действовала балтийская эскадра вице-адмирала Л.П. Гейдена. Военные поражения в сражениях вынудили Турцию пойти на заключение мирного договора, по которому к России отошло устье Дуная с островами, восточное побережье Черного моря. Турция признала присоединение к России Грузии, Имеретии, Мегрелии, Гурии. Греция получила широкую автономию.

Несмотря на начавшуюся эру парового флота, темп строительства парусных кораблей в России не спадает. В состав Черноморского флота входят парусные линейные корабли, прототипом которых был хорошо зарекомендовавший себя в плаваниях 84-пушечный корабль "Силистрия".

Первый русский винтовой фрегат "Архимед"
1848 г.

Особенно интенсивно пополняется корабельный состав при адмирале М.П. Лазареве, назначенным главным командиром Черноморского флота и портов. На вооружение кораблей принимаются более современные 68-фунтовые бомбические пушки.

Впервые в России строятся и вступают в строй 120-пушечные линейные корабли "Двенадцать апостолов" (Николаев) и "Россия" (Петербург). Они являлись одними из самых мощных и быстроходных парусных судов своего времени. На Александровском заводе Петербурга по проекту инженер-генерала К.А. Шильдера строится металлическая подводная лодка, снабженная оригинальной оптической трубой, предшественницей современного перископа.

В Крымскую войну 1853-1855 гг. Черноморский флот вступил, имея в своем составе 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 7 пароходо-фрегатов, построенных на иностранных верфях, и десятки других кораблей и судов. В составе Балтийского флота к началу войны было 26 линейных кораблей, 14 фрегатов, 2 корвета, 6 бригов, 9 пароходо-фрегатов и более 100 малых парусных и гребных судов.

Разгром турецкой эскадры в Синопском сражении черноморской эскадрой под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова , держащего флаг на линейном корабле "Императрица Мария", и героическая оборона Севастополя вошли в историю Российского флота особенно яркими, как героическими, так и трагическими, страницами. В последнем крупном сражении эпохи парусного флота турки потеряли 7 фрегатов, 3 корвета, пароход и 4 транспорта. Из 4500 человек, составлявших экипаж турецкой эскадры, погибло 3000 человек. Много турок было взято в плен, в их числе командующий эскадрой адмирал Осман-паша. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного корабля, выбыло из строя 37 убитых и 229 раненых.

Тем не менее, Россия в Крымской войне потерпела поражение. Англо-французский флот, вошедший в Черное море в качестве союзного турецкому, состоял главным образом из паровых кораблей. Русский парусный флот был не в состоянии противостоять противнику, которому удалось овладеть Севастополем, Евпаторией, Керчью, Кинбурном.

Россия понесла в войне незначительные территориальные потери. Занятые союзниками города России возвратили. Однако участь русского флота оказалась тяжелой. Парижским мирным договором 18 марта 1856 г. России запрещалось иметь на Черном море военный флот. Юг страны стал беззащитным от вражеского нападения с моря (унизительные статьи этого договора Россия отвергла только в 1871 г., что было подтверждено Лондонской конференцией). И все же флот жил.


"Герцог Эдинбургский"
1877 г.

В 1863-1864 гг. Россией была осуществлена военная акция помощи Северным штатам США, ведших гражданскую войну с конфедератами, защищавшими интересы рабовладельческого Юга страны. С этой целью летом 1863 г. к берегам Америки были посланы две эскадры русского флота - Атлантическая и Тихоокеанская. В составе первой, отправившейся из Кронштадта в Нью-Йорк под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского, входило 3 фрегата, 2 корвета и клипер. Вторую, дальневосточную, состоящую из 4 корветов и 2 клиперов, направлявшуюся в Сан-Франциско, возглавил контр-адмирал А.А. Попов. Снаряжение и переход эскадр осуществлялись в строжайшей тайне, и поход кораблей не был замечен англо-французской коалицией.

В конце сентября эскадры прибыли в Америку. Они встретили достойный прием в Северных Штатах. За девять месяцев корабли посетили многие американские порты, крейсировали в водах Карибского моря и Мексиканского залива, заходили на Кубу и в Гондурас, на Ямайку и Бермудские острова, в Гонолулу и Ситку. Пребывание русских эскадр у берегов Америки способствовало победе северян, укреплению международных позиций США и дальнейшему русско-американскому сближению. "Андреевский крест сплетает свои складки со звездами и полосами", - гласили заголовки американских газет. Угроза вступления Англии и Франции в войну против России из-за "польского вопроса" миновала. В июле-августе 1864 г. эскадры С.С. Лесовского и А.А. Попова возвратились в Россию.

Александр II высоко оценил деятельность Российского флота в Америке, а в обнародованном рескрипте, не стесняясь мнения мировой общественности, назвал Польшу страной, "находящейся под гнетом крамолы и пагубным влиянием иноземных возмутителей". Престиж России, поколебленный польским восстанием, быстро возрос. Американская экспедиция русских эскадр явилась классическим примером влияния морской силы на мирное решение международных вопросов.

Быстрое развитие торговли между Россией и Персией (Ираном) во второй половине XVII века потребовало наладить судоходство на Каспийском море, а заключение торгового соглашения, подписанного русским царем и персидским шахом, оговаривало также и охрану торговых морских путей кораблями.

Для этой цели в селе Дединово, расположенном на Оке ниже впадения в нее реки Москвы, в 1667 году началось строительство небольшой верфи, предназначенной для постройки военных судов. По поручению царя из Голландии и других европейских стран было приглашено несколько корабельных мастеров для найма на русскую службу. В числе приглашенных были полковник Ван-Буковец, который должен был стать непосредственным руководителем и организатором постройки судов, капитан и кормщик Бутлер, а также корабельные мастера Гельт, Ван-ден-Стрек и Минстер. В помощь им из числа "свободных людей" окрестных сел и деревень выделялись тридцать плотников, четыре кузнеца и четыре пушкаря. Общее руководство строительством осуществлял один из наиболее образованных и дальновидных царских сановников боярин А. Л. Ордын-Нащокин, которому и принадлежала инициатива постройки судов.

Первоначально намечалось построить один корабль, бот, яхту и две шлюпки. 14 ноября 1667 года состоялась закладка корабля, которому было присвоено имя "Орел".

19 мая следующего года он уже был спущен на воду, но из-за задержек в поставках материалов и нехватки специалистов он смог выйти в первое плавание лишь летом 1669 года.

"Орел" представлял собой тип морского двухпалубного трехмачтового парусного корабля длиной 25 м, шириной 6,5 м и осадкой 1,5 м. Вооружение судна должны были составлять 22 пушки, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты.

Вместе с построенными в Дединове другими судами корабль перешел сначала в Нижний Новгород, а оттуда вниз по Волге в Астрахань. Там через год он был захвачен возглавляемыми Степаном Разиным восставшими крестьянами. По сохранившимся документам, "Орел" простоял в бездействии в протоке Кутум близ одной из астраханских слобод и пришел в полную негодность к плаванию.

Основатель российского регулярного флота Петр Первый высоко оценил постройку первого в стране военного корабля, заявив:

"Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже... от начинания того, яко от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское".

Линейный корабль "Ингерманланд"

Ингерманландия... В честь этих исконно русских земель, расположенных в устье Невы и отвоеванных у иноземных захватчиков в 1703 году, Петр Первый постановил назвать заложенный 30 октября 1712 года на адмиралтействе в Санкт-Петербурге новый линейный корабль. 1 мая 1715 года "Ингерманланд", представлявший собой двухпалубный трехмачтовый линейный корабль, был спущен на воду и вскоре введен в состав корабельной эскадры Балтийского флота.

Вскоре после вступления в строй "Ингерманланд" стал флагманским кораблем эскадры вице-адмирала Петра Михайлова (Петра Первого), который в течение нескольких лет держал свой Флаг на этом корабле.

Шла Северная война. В 1716 году Россия совместно с Англией и Данией продолжала вести боевые действия против Швеции.

В целях нанесения удара по противнику предполагалось наступление русской армии на Стокгольм со стороны Ботнического залива и высадка объединенного русско-датского десанта на южное побережье Швеции. Для осуществления этого замысла в июле в датские воды вошла Балтийская корабельная эскадра в составе семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Вместе с прибывшими из Архангельска несколькими кораблями силы, собравшиеся в Зунде под командованием Петра Первого, составили двадцать два корабля.

Вскоре к русскому отряду присоединились прибывшие для охраны торгового судоходства от шведских каперов и фрегатов английская и голландская эскадры, а затем и датские корабли. Всего в объединенном русско-датско-англо-голландском флоте было семьдесят кораблей. Объединив такие крупные силы под своим командованием, Петр Первый 5 августа направил эскадру, во главе которой следовал "Ингерманланд", к острову Борнхольм на поиск противника, но, не обнаружив шведских кораблей, возвратился к датским проливам.

Прошло три года, и в июне 1719 года над "Ингерманландом" вновь взвился штандарт Петра Первого, который опять повел свою эскадру к берегам Швеции. Поход оказался успешным. Разгромив противника и приблизившись к шведской столице на три километра, русский флот с наступлением осени прекратил крейсерство и ушел на зимовку.

В память об этих походах Петр Первый приказал сохранить "Ингерманланд" для потомков, однако в 1735 году корабль, находясь на вечной стоянке в Кронштадте, затонул во время сильного наводнения, а в следующем году из-за невозможности восстановления был разобран.

Длина 46 м, ширина 12,8 м, осадка 5,6 м. Вооружение: 64 орудия.

Линейный корабль "Евстафий"

В сражении, состоявшемся в ночь на 26 июня 1770 года, русские моряки истребили 14 неприятельских линейных кораблей, 6 фрегатов и около 40 мелких судов. Кроме того, линейный корабль "Родос" и пять галер были захвачены в качестве трофеев. Из 15 тысяч личного состава противника спаслось не более 4 тысяч, потери же русских составили лишь 11 человек. Таковы итоги морского сражения при Чесме.

Шла русско-турецкая война. Крейсировавшая в Средиземном море русская эскадра в составе 9 линейных кораблей, 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 17 вспомогательных судов под общим командованием главнокомандующего войсками России в том районе А. Орлова на рассвете 24 июня 1770 года, получив данные о сосредоточении турецкого флота у острова Хиос, направилась на сближение с неприятелем. Турецкий флот, состоявший из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и нескольких десятков других судов, стоял на якорях в Хиосском проливе вблизи Чесменской бухты.

Около полудня русские корабли, перестроившись в боевой порядок, решительно пошли на сближение с противником. Когда расстояние сократилось до 500 метров, турки открыли огонь. Головной корабль "Европа" временно вышел из строя.

Его место сразу же занял линейный корабль "Евстафий", следовавший под флагом командира авангарда Г. А. Спиридова. Стремительно пройдя вдоль всей линии неприятельского флота, он сблизился с флагманским турецким кораблем "Реал-Мустафа" на дистанцию пистолетного выстрела и произвел сокрушительный бортовой залп. Неприятельский корабль загорелся, и его матросы в панике стали прыгать за борт.

Однако и "Евстафий", попавший под обстрел пяти вражеских кораблей, получил повреждения. Он потерял управление и течением был навален на горящий турецкий корабль. Все попытки отбуксировать "Евстафий" в сторону с помощью шлюпок закончились неудачей. По сцепившимся снастям огонь перекинулся на русский корабль, но его мужественный экипаж, возглавляемый капитаном 1 ранга А. И. Крузом, умело вел абордажный бой, в ходе которого русские моряки сорвали и захватили кормовой флаг турецкого флагмана.

Судьбу обоих кораблей решил непредвиденный случай: обвалилась горящая грот-мачта "Реал-Мустафы". Попав в раскрытую крюйт-камеру русского корабля, искры вызвали взрыв пороха и боеприпасов. Вслед за "Евстафием" взлетел на воздух и турецкий корабль.

Гибель "Реал-Мустафы" и непрекращающийся интенсивный огонь русской эскадры деморализовали противника. Спешно обрубив якорные канаты, турки в беспорядке устремились в Чесменскую бухту, где на следующий день их настиг роковой конец. Длина 47,4 м, ширина 12,65 м, осадка 5,5 м. Вооружение: 66 орудий. Спущен на воду с эллинга Петербургского адмиралтейства 30 июля 1762 года.

Шлюпы "Восток" и "Мирный"

Антарктида,- "Терра Аустралис инкогнита"-неведомая Южная земля. Этот суровый обширнейший материк был открыт последним, хотя издавна привлекал внимание исследователей и ученых. Известный английский мореплаватель Джеймс Кук после своего путешествия 1772-1775 годов писал: "Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне".

Основываясь на гипотезах и исследованиях, передовые русские офицеры и адмиралы В. М. Головнин, И. Ф. Крузенштерн, Г. А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России.

3 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана и определения возможности выхода через Берингов пролив в Атлантический океан, другая - в Южную полярную область.

Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам.двух трехмачтовых шлюпов:

"Восток" (построен в 1818 году в Петербурге, водоизмещение - 900 тонн, вооружение-28 орудий, экипаж-117 человек) и "Мирный" (бывший транспорт "Ладога", построенный в 1818 году в Лодейном Поле, водоизмещение - 530 тонн, вооружение - 20 орудий, экипаж - 73 человека). Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев.

Основными задачами экспедиции были: совершить переход в Антарктику, пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах, чтобы выяснить, существуют ли там земли, и если возможно - пройти к полюсу.

Начальный этап этого невиданного путешествия проходил по уже знакомому русским морякам маршруту. Зайдя в Копенгаген, Портсмут, Санта-Крус на острове Тенерифе и в Рио-де-Жанейро, 22 ноября экспедиции разделились, направившись каждая по своему маршруту.

Войдя в антарктические воды, "Восток" и "Мирный" произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карте появились мысы и заливы, названные именами участников экспедиции офицеров Парядина, Демидова, Куприянова, Новосильского. Затем экспедицией были открыты острова Анненкова, Лескова, Торсона (впоследствии одного из видных участников восстания декабристов в Петербурге в 1825 году) и Зава донского. Вся гряда островов была названа именем морского министра России де Траверсе.

Упорно пробиваясь во льдах и уклоняясь от айсбергов, отважные русские исследователи 16 января 1820 года подошли наконец к шестому континенту. Этот знаменательный день вошел во всемирную историю как день открытия Антарктиды.

Продолжая находиться в этом районе до середины февраля, два небольших парусных судна с деревянными корпусами, несмотря на тяжелые льды и штормовую погоду, еще дважды подходили к ледяным берегам, а с приближением антарктической осени направились в Сидней на кратковременный отдых.

8 мая 1820 года, произведя ремонт и пополнив запасы, "Восток" и "Мирный" вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей: Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чича-гова. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи - острова Михайлова и Симонова.

31 октября шлюпы после тщательной подготовки снова вышли из Сиднея в воды Антарктики. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Лавируя среди многочисленных айсбергов и льдов, шлюпы 13 декабря пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра Первого, а через неделю - гористый берег Александра I. Отсюда курс экспедиции лежал к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага. Часть островов была названа в честь побед русской армии над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года при Бородине, Малом Ярослав-це, Смоленске, Полоцке, Лейпциге, Ватерлоо и на Березине.

30 января из-за плохого состояния корпуса шлюпа "Восток" отряд покинул Антарктику. Через четыре дня русские мореплаватели, проходя мимо берегов Южной Георгии, завершили кругосветное плавание. 27 февраля "Восток" и "Мирный" прибыли в Рио-де-Жанейро, а 24 июля, успешно завершив историческое путешествие, отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде.

Совершив выдающийся в истории мореплавания научный подвиг, экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день, в том числе в Южном полушарии - 535 дней; 100 суток плавание проходило среди айсбергов и льдов. За этот период русские моряки и ученые открыли 29 островов, собрали богатейшие материалы для изучения антарктических морей. Подвиг экспедиции характеризует и тот факт, что в районах, где пролегли курсы "Востока" и "Мирного", люди побывали снова лишь через сто с лишним лет.

Чтя память выдающихся соотечественников, советские полярники первые научные станции в Антарктиде назвали в честь шлюпов "Восток" и "Мирный". Имена руководителей экспедиции- впоследствии известных русских адмиралов М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена носят современный крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда Советского Союза.


Close