Многие знают термин «склонение» ещё с начальной школы. Сразу вспоминаются правила склонения, падежи, таблица окончаний, примеры. Давайте обо всём по порядку.

Склонение - это изменение именных частей речи по числам, родам и падежам. Имя существительное может изменяться только по числам и падежам.

Вконтакте

Одноклассники

Этим термином также называется тип словоизменения, который предполагает определенные грамматические формы, или парадигму.

Падежи

Прежде, чем приступить к изменению слова по падежам и числам, нам нужно освежить знания. Как разные части речи согласуются между собой? С помощью падежа, то есть грамматической формы слова. Именно благодаря ей, имя существительное соединяется с другими словами в словосочетание. Вспомним вопросы шести .

Число

Склонение предполагает изменение слова не только по падежам, но и по числам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа. Например, тетрадь - тетради, стол - столы. Но есть исключения. Так, у некоторых существительных есть только форма единственного (нефть, гордость, чистота, мошкара) или множественного (шахматы, румяна, ножницы, каникулы) числа.

Все существительные принято разделять на группы, в каждой из которых будут свои окончания при изменении слова по падежам и числам.

Какие существительные относятся к I, II и III склонениям? Чтобы облегчить запоминание, приведём информацию в виде схемы:

Проиллюстрируем различия этих типов словоизменения. В таблице представлены парадигмы для каждого склонения.

Слова, приведённые в таблице, могут использоваться в качестве опорных, так как имеют ударное окончание. В формах родительного, дательного и предложного падежей в безударной позиции наблюдается совпадение окончаний. Поэтому правописание букв е и и в окончаниях этих косвенных падежей является одной из сложных тем для школьников. Запомнить табличку не всем под силу, а выучить несколько опорных слов для проверки намного проще. Нужно лишь определить склонение слова, в написании которого есть сомнения, и подставить вместо него опорное. Нужное окончание найдено.

Необходимо вспомнить правило склонения существительных на -ия, -ие, -ий . Увидев их, ученики относят к одному из уже описанных видов склонения, но это неверно. Эти слова являются исключением и будут оканчиваться на -ии в том случае, когда по правилу должно писаться -е. Например, он рассказал о лекции (не как «о воде»); я был в планетарии по рекомендации моих друзей (хотя «о слоне» и «стране»).

Парадигмы разносклоняемых существительных

  • Существительные, изменяющиеся по местоименному типу . Есть несколько лексем, которые были образованы с помощью перехода частей речи от местоимений, или склоняются как местоимения. Например, девичья, ничья и др.

Чтобы правильно просклонять слово, нужно:

  1. определить, к какому типу склонения относится словоформа;
  2. вспомнить или посмотреть парадигму;
  3. в сомнительных случаях воспользоваться опорным словом (для I, II, III склонений).

Примеры:

1. Падеж имён существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж - форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж - категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи : родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение - это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён ): имена - имён, знамени - знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен ): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин , -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин : горожанин - горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя .

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры , армии , м. р. мужчины , юноши
2-е скл. м. р. малыши , отцы ср.р. поля , стекла
3-е скл. ж. р. степи , дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега , века , города, штемпеля , якоря .

3. Различаются по значению существительные:

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний.

Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам.

Склонение - совокупность изменчивых форм (флексий) имён (существительных, прилагательных, числительных, местоимений) по числам, родам и падежам.

Типом склонения (или просто склонением) называется категория имени - определённый грамматический тип изменчивости, такой, что у слов одного типа склонения формы изменения одинаковы или подобны.

Формы склонения определяются как семантической ролью, так и формой управляющего члена предложения. Семантическая роль может управлять падежом и числом, и тогда склонение является смысловым элементом языка. Например: кот гуляет - слово кот находится в именительном падеже, единственном числе и значит, что один кот совершает действие; коты гуляют - уже множественное число, значит котов несколько; кота кормят - кот находится в винительном падеже, следовательно действие совершается над котом.

Склонение (калька с лат. declinatio, «отклонение» от основной формы слова) - словоизменение именных частей речи (существительных, прилагательных, местоимений, числительных). Обычно под термином «склонение» подразумевается словоизменение по грамматическим категориям числа и падежа.

Слово «склонение» употребляется также в значении «определённый тип парадигмы склонения». Говорят о типах склонения отдельных частей речи (например, в русском языке выделяют субстантивное - склонение существительных, адъективное - склонение прилагательных и местоименное склонения) и отдельных групп слов в пределах одной части речи. Так, традиционно в русском субстантивном склонении выделяются I (голова - головы), II (стол - стола) и III (тетрадь - тетради) типы склонения, а также особые случаи: несклоняемые слова (у которых совпадают все формы в обоих числах: метро, кенгуру, беж и т. п.) несколько слов с -ен- в косвенных падежах (время - времени), два слова с -ер- в косвенных падежах (мать - матери, дочь - дочери), особое склонение Христос - Христа и т. п. Предлагались и другие, более экономные способы классификации русских словоизменительных парадигм, так, А. А. Зализняк объединяет традиционные I и II склонения в «I субстантивный тип склонения» с окончаниями, различающимися в зависимости от морфологического рода.

1-е склонение - все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на -а или -я (книга, мама, папа, биология, физика, математика, информатика).
У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание -е, например: к папе, о книге. Но если существительное оканчивается на -ия, то в этих же падежах пишется окончание -и, например: к химии, о биологии. При написании окончаний имен собственных на -ия необходимо придерживаться того же правила, например: к Ксении, об Италии:

2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (мак, пень, клоп, склон, биополе, стекло).
Во втором склонении существительных форма винительного падежа в большинстве случаев совпадает с формой именительного падежа (стекло, биополе) или родительного падежа (склон, пень).
У существительных единственного числа 2-го склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание -е, например: о биополе, о стекле. Но если существительное оканчивается на -ий или -ие, то в том же падеже пишется окончание -и, например: о сознании, о доверии, о различии:

3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань).
В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.
После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: тишь, дочь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: раж, калач, малыш.

Дата публикации: 09.06.2011 09:31 UTC

Теги: :: :: :: :: ::

Класс: 4

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
  • Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • презентация к уроку,
  • блоки обратной связи,
  • карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

2. Проверка домашней работы.

3. Оформление рабочей записи.

Откройте тетради, запишите число, "классная работа".

4. Минутка чистописания. (На доске)

Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

Назовите соединения.

(Нижнее, верхнее, нижнее)

Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л - непарная согласная, т - обозначает глухой звук)

5. Словарная работа.

Переходим к повторению словарных слов.

5.1. Устная работа.

Покажите с помощью блоков обратной связи пропущенную букву.

  • д:орога
  • л:сица
  • г:зета
  • х:зяйство
  • л:пата

5.2. Письменная работа.

Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

Взаимопроверка.

  • "5" - нет ошибок
  • "4" - 1 ошибка
  • "3" - 2 ошибки
  • "2" - 3 и более ошибок

Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

6. Сообщение цели урока.

Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.

(Дательный падеж)

Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

7. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Юра, Витя)

Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

Выделите в них окончания.

Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

8. Работа с правилом.

Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

Кто попробует рассказать правило наизусть?

9. Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

11. Физминутка.

Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)

Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)

Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)

Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)

Много рук, а нога одна.
(Дерево)

Колюч, да не ёж.
(Ёрш)

Шесть ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)

По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)

Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)

12. Работа с учебником.

Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

Работа с комментированием.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

13. Разноуровневая самостоятельная работа.

Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Проверка.

14. Итог урока.

Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

Это мы изучим на следующих уроках.

Список используемых ресурсов.

  1. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
  2. www.wikikurgan.orbitel.ru
  3. festival.1september.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
  4. Я.Ш. Гараева "Поурочные разработки по русскому языку" - Москва; "Вако" - 2007 г.
  5. Т.Г. Рамзаева учебник "Русский язык" 4 класс - Москва "Дрофа"

Close