Эссе учителя химии и биологии

Шавалиевой Рафиды Рашитовны

МБОУ «Шадчинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель! Знай и верь, что ты

самый необходимый человек

на земле.

М.Горький

38 лет. Много это или мало? Я задаю себе этот вопрос и не знаю ответа.

Анализируя, невольно думается, все ли удалось, всего ли достигла, о чем мечтала.

Нельзя сказать, что я с детства мечтала быть учителем. Мне нравились в школе многие предметы. Любила историю, химию, физику и географию, и, конечно, биологию.

Прошли годы, и я стала учителем биологии в школе. И вот уже 38-й год каждый день я преступаю порог школы, где я сама училась.

Я стремлюсь всегда донести детям на уроках биологии и химии важность и значимость этого предмета в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом.

Общепризнано: учитель до тех пор сохраняет свое право учить других, пока он сам учится.

Человек учится всю жизнь – это правда и неоспоримо. При таком подходе к обучению сохраняется его структура: на первый план выходят методы и приемы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся, с помощью которых формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть и решать проблемы, поиск задачи формулирующей гипотезу, умение искать средства для ее решения и коррекции.

45 минут урока, и за этот отрезок времени я должна научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. Никакая домашняя работа не компенсирует мои промахи и ошибки. И если слабый ученик на уроке отвечает, если у него загораются глаза от похвалы, для меня это лучший показатель того, что я все делаю правильно. Именно поэтому строю свою работу так, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, вызывали не скуку, а желание работать, постигать новое, ранее неизведанное.

Цель моей профессиональной деятельности - создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся, воспитание в них любви к людям, нетерпимости к неправде.

Учительская профессия немыслима без постоянного творческого поиска, саморазвития и самосовершенствования. Ощущение внутренней неудовлетворенности не позволяет останавливаться на достигнутом, побуждает осваивать новые методики и технологии.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Каждые 3-5 лет объём информации, которой владеет человечество, удваивается. Чтобы добиться успехов, в нём нужно уметь ориентироваться. Наш выпускник будет жить в более сложных условиях, чем мы старшее поколение, поэтому он должен научиться делать выбор, принимать решения, анализировать. И всё это по своей инициативе и под свою ответственность. Всё это требует новых подходов к организации обучения, усиления внимания к личности, её потребностям, возможностям, особенностям.

Анализируя свою педагогическую деятельность, могу сказать: «Трудно работать с детьми, которые не хотят и не стремятся понять учителя. Легко - когда преодолевая трудности вместе со своим учеником, получаешь от работы удовлетворение». Часто своим ученикам привожу пословицу: «Терпение и труд всё перетрут». Как приятно бывает когда, через какое-то время, встретив своего бывшего ученика, услышать слова благодарности, чётко понимая, что и мой труд принёс какой – то результат.

В своей педагогическую деятельность, сегодня отдаю предпочтение информационным технологиям, так как считаю, что в обучении им должна отводится важная роль.

Использование на уроках информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения биологии, то есть обучение во взаимодействии.

Однако, отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики.

И в одном я убеждена - лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика.

Человек становится учителем не после окончания педагогического вуза, а в результате многолетнего общения с учениками.

Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании.

Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.

А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

А завтра будет новый школьный день.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский

Посмотрела на свой считающийся «сложным» десятый «Б» — и не смогла сдержать улыбки: какие же они сегодня серьезные и сосредоточенные. Даже Влад — ему обычно трудно усидеть на месте — как первоклашка аккуратно сложил руки на парте. Вот уж кто волнуется! За меня ребята волнуются. Значит, не подведут. Сейчас эти мои замечательные мальчишки и девчонки, обычно такие неугомонные, с присущим им духом бунтарства и постоянного соперничества, — одна команда.

Начинается урок. Охотно поднимаются руки, но в четких и старательных ответах по пройденной теме чувствуется скованность. Нет, это не то, что я жду от класса. Надо, чтобы ребята загорелись, забыли о том, что в классе много людей, оценивающих не только их знания, но и мой профессионализм. Надо возвращать привычную для нас атмосферу совместного поиска и изучения нового. Именно так. Мои ученики должны не «проходить» очередную тему и заучивать потом соответствующий параграф учебника, а ощутить себя первооткрывателями, исследователями того, что не знали еще каких-нибудь сорок пять минут назад.

Сегодня мы будем открывать волшебную тайну зеленого листа растений — фотосинтез. Первыми сбрасывают оковы избыточного самоконтроля мальчики. Они с готовностью откликаются на мое приглашение побыть у интерактивной доски «лаборантами» Джозефа Пристли и «проделать» опыт, который привел английского химика к гениальному открытию. Затем психологический зажим отпускает и девочек — они тоже активно включаются в работу. Даже у всегда спокойной отличницы Гульдар глаза горят, а рука тянется, нетерпеливо отбивая локтем дробь на столе. Эх, видел бы Джозеф Пристли, каких увлеченных сторонников его теории он обрел в десятом «Б»!

Мне тоже с детства знакомо это чувство увлеченного познания нового. Оно пришло ко мне на уроках моей первой учительницы и во многом определило выбор профессии. Знала наша Анна Андреевна секрет, который Анатоль Франс определил точно и образно: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Возникший в детстве «аппетит» не прошел и поныне. Постоянно и много читаю, учусь у коллег, интересуюсь новыми методиками преподавания и не боюсь экспериментировать. Главное, стараюсь заразить учеников не просто тягой к знаниям, но и умением их с «аппетитом поглощать». Нельзя чтобы в классе ученики сидели с безучастными лицами и отсутствующим взглядом! Лучше пусть они спорят, горячатся, отстаивая свою точку зрения, и учатся при этом аргументировать свои высказывания.

А секрет того, как направить бурную эмоциональную дискуссию в спокойное русло совместного и продуктивного творчества, я знаю. Понижаю голос — перехожу почти на шепот. Вот и сегодня — случилось! Тишина. Все будто повзрослели, посерьезнели. И внимательно слушают не только меня, но и друг друга — чтобы не упустить возможность уточнить или дополнить ответ товарища, ну или поспорить с ним. Все-таки подросткам свойственно стремление к самоутверждению. Я даю им эту возможность в рамках интеллектуальной конкуренции.

Давно убедилась: нет неспособных детей. Нужно только вызвать даже у самого неусидчивого или ленивого ученика интерес к знаниям, зародить в нем любопытство. И поддерживать этот интерес в течение всего урока. К счастью, сейчас достаточно возможностей сделать уроки яркими, зрелищными, динамичными. Так, информационно-компьютерные технологии, которые я активно использую на своих уроках, очень нравятся ученикам. Как тут ни вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а, главное, заговорит свободно…»?

«Картинки» — это и наши совместные открытия, совершаемые на опытном участке, которым я руковожу. Мои ученики имеют возможность видеть, как происходят в природе те процессы, которые мы изучаем на уроках. И труд на опытном участке по выращиванию ягод и овощей для них не утомительная обязаловка, а захватывающий познавательный процесс.

«Картинки» — понятие не только буквальное. Это обязательно что-то новое, интересное современному ребенку или подростку. А потому, уча других, постоянно учусь сама. Не только преподаванию своего предмета. Учусь быть учителем. Современным. Интересным своим ученикам. Это процесс никогда не прекращающийся. Очень точно сказал о нем А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь — все это имеет для ребенка большое значение».

Люблю пословицу: «Дерево и учитель познаются по плоду». Наверняка, мои ученики (а это — с пятого по одиннадцатый классы) не пытаются, как я, будучи маленькой девочкой, повторять мои интонации, мою походку. Это и хорошо, ведь я стараюсь видеть в каждом индивидуальность, помочь раскрыть заложенные в ребенке природой способности. Но меня радует, что ежегодно несколько выпускников нашей школы поступают в медицинский университет и на биологический факультет Башкирского государственного университета, выбирают профессию учителя. И что в этом году 30 девятиклассников и 14 учеников одиннадцатого класса решили сдавать экзамены по моему предмету — биологии.

Перемены, происходящие в стране, коснулись и школы. Изменились требования к программам, к учителю, темп самого педагогического процесса. Стоит ли роптать, что это усложнило жизнь педагога? Нет, потому что учитель и есть главное действующее лицо в процессе модернизации системы образования. А быть в центре живого, бурлящего процесса всегда интересно! Главное, внедряя новое, помнить о вечных истинах и о своем основном предназначении — быть учителем, единомышленником учеников в познании мира. Великий учитель современности Ш.А. Амонашвили назвал это «гуманным педагогическим мышлением».

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий...», — мне кажется, что 85-летний Шалва Александрович очень точно определил ориентиры, которыми следует руководствоваться в любой исторической ситуации.

…Прозвенел звонок. Мне предстоит услышать оценку коллег из разных школ. Но главную оценку я читаю в глазах своих учеников. Им было интересно, они поняли все, что я хотела им донести! Ради этого я работаю. Ради этого продолжаю учиться. И завтра мы вместе откроем еще одну страницу знаний.

Учитель! Какая же это ответственная профессия! Не случайно Симон Соловейчик назвал ее «профессией для людей с мужественной совестью». Какая это счастливая судьба — видеть каждый день заинтересованные, любопытные, удивленные, а то и восторженные глаза! Кому еще такое выпадает — наблюдать рост посеянных тобой «семян», радоваться, как заметил поэт Андрей Дементьев, «…всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех»?

Мы с учениками на каждом уроке сдаем какой-то свой небольшой экзамен. И вместе радуемся, когда нам это удается. И тогда я говорю себе: да, я — учитель!

«Я и БИОЛОГИЯ»

Выполнила: Силина Татьяна,

Ученица 11 класса

Школы гимназии №6

Имени Абая Кунанбаева

Города Степногорска

Преподаватель биологии: Кинцель Александр Евгеньевич

Город Степногорск.

ЭССЕ

«Я и БИОЛОГИЯ»

Я выбрала предмет биологии как основополагающий в моей жизни и будущей профессии. Оглядываясь назад, могу сказать, что мой выбор был обусловлен несколькими причинами.

Я живу в Степногорске и обучаюсь в школе-гимназии № 6 имени Абая Кунанбаева. Учась в гимназии, я стала пробовать свои силы в разных областях знания – участвовала в школьной олимпиаде по английскому языку и экономике. Но свои индивидуальные способности я смогла проявить в области биологии.

Впервые я соприкоснулась с биологией как предметом в 6-м классе, и мои первые детские впечатления об уроках остаются яркими и незабываемыми. Передо мной открылись многие тайны мироздания, неведомые ранее. Эта наука о жизни целиком и полностью захватила мое воображение, мою душу. Я хочу сказать слова благодарности своему учителю, который сумел сделать уроки биологии интересными, насыщенными. Кинцель Александр Евгеньевич - очень увлеченный своей профессией человек, настоящий профессионал, владеющий современными компьютерными технологиями, умеющий затронуть тонкие струны детской души и привить любовь к своему предмету. Его уроки это не сухое преподнесение теоретического материала. С помощью учителя я вошла в таинственный и неведомый мне мир природных явлений и словно участвовала в природных процессах, скрытых от человеческого глаза. Это было непередаваемое чувство, в эти моменты я ощущала свою принадлежность к матери - природе, я была ее неотъемлемой составляющей. Это первая причина, по которой я влюбилась в этот предмет. На сегодняшний день у меня есть определенные успехи в биологии. В определенной мере это стало возможным благодаря современному оборудованию гимназии: мы выходим за грани материала учебника, на наших уроках мы пользуемся возможностями, которые дает интерактивная доска в кабинете биологии, доступ в Интернет, электронные учебники, демонстрирующие анимационные биологические процессы.

Изучая этот предмет в старших классах, я начала осознавать важность и глобальность этой науки в современном мире. ХХ век справедливо называют веком «Биологии», веком «Генетики». В это время были сделаны величайшие открытия человечества, начиная с запуска в космос животных как биологических объектов, полета человека в космос, открытия двойной спирали ДНК и заканчивая, пожалуй, самым величайшим достижением человечества – проникновением в геном человека, исследованием структуры и функций ДНК. Каждый день я напрямую соприкасаюсь с результатами этих достижений на уроках, через средства массовой информации, в научной литературе. Они потрясают и завораживают. Я участвовала в школьных, городских и областных олимпиадах по биологии и неоднократно занимала призовые места. За это время я открыла для себя важную истину – любая наука появляется в результате необходимости решения человечеством каких-либо насущных проблем. И биология, как фундаментальная наука, призвана решить современные проблемы человечества – сохранение редких и исчезающих видов животных и растений, более глубокое постижение процессов живой природы, связанных с получением пищевых продуктов, их изменение под воздействием человека, возможности получения качественного и богатого урожая с целью решить проблемы голода в развивающихся странах, а также решение экологических проблем, вставших на пути человечества, борьба с неизлечимыми заболеваниями, сохранение здоровья человека и генофонда нации. Вторая причина моего выбора такова, что я, как гражданин моей страны, считаю биологию важной наукой хотя бы только по одной причине, что одним из предметов ее изучения является человек, а также одна из высших человеческих ценностей - ценность человеческой жизни.

По окончании школы я планирую выбрать профессию врача и связать свою жизнь с медициной. Нет надобности говорить о том, что это одна из самых гуманных профессий. Сейчас в нашем государстве делается многое для повышения статуса медицинского работника, улучшения медицинского обслуживания населения. А мы, как патриоты нашей страны, как будущее поколение нашей Республики, должны внести свой вклад в развитие медицины. В этом смысле научным фундаментом медицины служит глубокое понимание биологических процессов. Забота о здоровье нации, сохранение здорового генофонда, клятва Гиппократа – все это не для меня не пустые слова, а близкие и значимые понятия. В Посланиях к народу Казахстана наш Президент неоднократно подчеркивал роль образования в воспитании молодежи, которой предстоит построить государство нового типа, способного войти в пятьдесят конкурентноспособных стран мира. Это еще одна причина моего выбора биологии как науки, определяющей мой дальнейший жизненный путь.

Ежегодно на планете исчезают определенные виды растений и животных. Исчезнувшие виды невозможно восстановить. Это величайшая трагедия человека как высшего биосоциального существа. Человек не может существовать вне живой природы. Мы - частичка вселенной, частичка нашей прекрасной голубой планеты – планеты Земля. Я чувствую свою ответственность перед ней, потому что тоже являюсь этой частицей. Я верю, что научные знания, накопленные человечеством, в руках людей могут быть направлены на созидание и в моих силах внести каплю своего труда, своих знаний в сохранение разнообразия природы.

К XXI веку население Земли резко увеличилось, и развитие человеческого социума стало определяющим фактором развития биосферы нашей планеты. Живая природа - это не только источник пищи, но и необходимое условие существования самого человечества. Это настолько тонкий и чувствительный организм, чутко и остро воспринимающий любое вмешательство человека, которое часто бывает неразумным и недальновидным. Время подтвердило, что наши связи с природой более тесные, чем это считалось раньше. Знание биологии и других фундаментальных наук, таких как химия, физика - это требование сегодняшнего времени. Непродуманная хозяйственная деятельность человека через определенное время возвращается к нам бумерангом, негативно отражаясь на нашем здоровье и здоровье наших детей на многие поколения вперед. Проблема качества воздуха и воды в нашем городе – одна из самых злободневных проблем нашего города.

Наше государство всецело оказывает поддержку одаренным детям, которую мы чувствуем на себе. Получив медицинское образование, я смогу сделать гораздо больший вклад в сохранение здоровья нации. К сожалению, экологические условия на территории моей страны далеко не самые лучшие. И сложилось это не за один день. Мы, молодое поколение, можем сделать её лучше. Можем повлиять на то, чтобы огромное количество заболеваний, связанных с ухудшением экологической обстановки, резко сократилось. Это еще раз говорит о том, насколько важная и масштабная наука биология в рамках одного города, государства и всей планеты.

ГОРОД СТЕПНОГОРСК.2011 ГОД

«Современный урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только координирует их работу. Жан Жак Руссо когда-то отметил: «Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель». Поэтому учителю так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 городского округа г. Выксы Нижегородской области

Учитель биологии и экологии: Новичкова Анастасия Александровна.

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету биологии.

Чтобы дать ученику искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света.

В.А.Сухомлинский.

У каждого человека есть свое предназначение, данное ему природой, Богом или обществом, в котором он рожден.

Учитель…Такое знакомое, родное, до боли близкое слово для каждого человека. Для дошколят учитель - это тайна, которую хочется поскорее раскрыть; для учеников учитель - это знание, которое необходимо усвоить. Для меня же, учителя, моя профессия – особая миссия, особый склад души и ума, это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом. Особый след в душе каждого оставляет первый учитель. Мой первый учитель - моя мама. До сих пор с теплотой и нежностью вспоминаю ее уроки. Я благодарна ей за то, что она вдохновляла меня на новые открытия, делилась со мной своими лучшими знаниями и умениями. Я выросла в семье педагогов, с ранних лет знала, насколько нелегок учительский труд, но при выборе профессии у меня не было никаких сомнений. У каждого свой путь, свое призвание. Для меня – это школа, то место, где могу передать свои знания и любовь детям. Я считаю, что профессия учитель – это источник человеческого общения, возможность приоткрыть тайны внутреннего мира, заглянуть в будущее.

Современной школе нужен молодой современный учитель - это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит учителю. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности учителя.

«Современный урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только координирует их работу. Жан Жак Руссо когда-то отметил: «Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель». Поэтому учителю так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока.

Статистика утверждает, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90 -100% того, что делает сам. Поэтому для себя я выделила несколько определений современного урока биологии и экологии. Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок, на котором каждый ученик с интересом познает биологические явления. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Всем этим определениям соответствует технология развития критического мышления. Она заинтересовала меня тем, что позволяет простыми и понятными методами сделать изучение биологических процессов интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многим детям тяжело учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка. Эти проблемы можно решить с помощью технологии развития критического мышления. Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке, позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Он отражает основные области биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное изучение, антропогенез и др. Для правильного научного понимания природных явлений, распознавания и систематики растений, грибов, животных в природе, учащимся необходимо вникнуть в суть биологических процессов, осознать их важность. Следовательно, главную ценность технология развития критического мышления на уроках биологии и экологии я вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению биологии и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию в повседневной жизни?". Формирование критического мышления школьников, основанное на умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т.д.), является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в не стандартных ситуациях в значительной степени способствуют успешной самореализации личности.

Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. В первой стадии происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией в виде прочтения текста, просмотра фильма или прослушивания лекции. На стадии рефлексии происходит переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию с известной им ранее, используя знания, полученные на стадии осмысления. На каждой стадии используются различные приемы технологии развития критического мышления: «толстые» и «тонкие» вопросы, «синквейн», «кластер», «концептуальное колесо», «верите ли вы?», «рефлексивные вопросы», «закончи предложение», «INSERT». Например, прием «толстые» и «тонкие» вопросы при изучении темы биосинтез белка. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Где находится ДНК в клетке? Где в клетке собираются белки? Что является посредником при переносе информации от ДНК к рибосоме? «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Какими свойствами обладает генетический код? В чем различие процессов транскрипции и трансляции? Предположите, что будет, если во время транскрипции будет изменена последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК? Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.

На стадии рефлексии можно использовать прием «синквейн». Это пятистрочие которое требует синтеза материала в кратких предложениях. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными. Третья строчка - это описание действия тремя глаголами в рамках заданной темы. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, раскрывающая тему. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы. При изучении темы клетка учащимися был составлен следующий синквейн:

клетка

живая растительная

растет, питается, размножается

единица всех живых организмов

жизнь

Синквейн позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту, а так же систематизировать знания.

Дидактическая характеристика развития критического мышления на уроках биологии и экологии, основана на применении проблемных ситуаций в учебно-педагогическом процессе. Я создаю проблемные ситуации, например «Почему фотосинтез назвали «фотосинтезом»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?» или «Как можно объяснить то, что клетка является единицей всего живого на Земле?» В результате для их решения у учащихся происходит организация мыслительного поиска. Далее регулирую процесс решения: ввожу необходимую информацию, определяю степень свободы выбора, направляю на поиск адекватных способов действий, способствую смысловому пониманию информации. Важно, организовать проблемную ситуацию, предложив ученикам задачу, для решения которой нужны новые знания. Полезно при этом использовать цепь проблемных вопросов, сменяющих один другой.

Особое место в изучении биологии и экологии отводится научно-исследовательским работам. Они позволяют вникнуть в тайны биологических процессов, осознать значимость тех или иных явлений в биосфере, лучше запомнить биологические термины. В процессе выполнения этих работ формируется интерес к предмету, повышается мотивация учения. Такого плана работы развивают аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

В современной школе именно такой нестандартный подход к изучению предмета биология, дает толчок к развитию творческих способностей школьников, создает условия для их личностного развития, нравственного взросления, позволяет самостоятельно находить ответы на важные вопросы.

Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет двигаться вперед.


Эссе учителя биологии


У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем. Это выбор, сделанный, возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго и настойчиво выбирала меня?». Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось отвечать на подобный вопрос: «Кем вы хотели быть в детстве?». И действительно, у ребенка ещё в раннем детстве проявляются симпатии и склонности к определенной профессиональной деятельности. Если я сама сейчас задам себе данный вопрос, то с полной уверенностью скажу, что профессия учителя меня всегда привлекала, и я стремилась стать «скульптором» детских умов. Конечно, возникает вопрос о том, что же побудило меня выбрать данный род деятельности и посвятить себя детям. В том, что я стала преподавателем, большую роль сыграли мои учителя (Скобелева Любовь Павловна, Онекиенко Мария Ивановна, Крамар Вера Ефремовна, Мельман Галина Петровна) и классный руководитель – Полищук Валентина Александровна. Именно эти Люди (с большой буквы), благодаря своему педагогическому таланту научили меня разбираться в азах этого сложного предмета - обучение и воспитание молодого поколения. Что может быть сложней, важней и интересней этого вида деятельности? Это определило мой жизненный путь - и я учитель биологии, заместитель директора по научно-методической работе в МКОУ «Русскополянская гимназия №1». В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
Научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
Необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями.
Создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда.
Подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением сориентироваться на самостоятельное трудоустройство.
Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны, талантливы и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину нужно искать, прежде всего, в учителе, в его неудачных методах, а не в бездарности детей. Мне близки и понятны слова В.А.Сухомлинского, который первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не природной бездарностью детей, а примитивными, кустарными методами обучения. Он писал: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально, калечит человека… Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Я думаю, вряд ли кто из учителей поспорит с этим.
Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Мой предмет, биология, благодатный материал для этого. Ничего не может быть интереснее, важнее, совершеннее, чем Живой организм, в котором все взаимосвязано, подчинено общим законам. Именно это изучает биология.
Сейчас думаю, как мне повезло! Свежесть радости открытий – вот что такое для меня и моих учеников школа. Быть учителем – это мой Путь! Я еще не прошла этот путь до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад. Моя история – это обычная история об обычной работе учителя. О том, что мы делаем каждодневно, о том, почему мы это делаем, и почему, не смотря на все трудности, остаемся верными своей профессии

Close