«Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.
Консультант вместе с учителем проверяют правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся.

Группа «Бактерии»

Вопросы для игрового поля.

1. Бактерии, имеющие форму спирали.
2. Бактерии, имеющие форму шариков.
3. Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле, повышенная темперaтура тела).
4.Какой из частей нет в клетках бактерий?.
5. Как называется скопление одноклеточных бактерий?
6. С помощью этой части бактерия может прикрепляться к поверхности и перемещаться

Ответы на лепестках.

Спириллы (М). Дизентерия (И). Ангина (К).Ядро (Р). Колонии (О). Жгутик (Б)

Кодовое слово - МИКРОБ.

Группа «Грибы»

Вопросы для игрового поля.

Ответы на лепестках.

Мухомор (Д). Хитин (Ж). Гифы (Ж). Плесневые(Р). Рядовка(И). Трутовик (О)

Кодовое слово - ДРОЖЖИ.

Группа «Растения»

2.Как называется зелёный пигмент растений, который способен образовывать на свету органические вещества из неорганических?

3.Растения, которые растут в воде? (В)

4. Самые распространённые растения на Земле?(Е)

5. Из каких частей состоит тело растений?

6.Орган растения, где происходит фотосинтез

Ответы на лепестках.

Ель (Ц), Хлорофилл (В), водоросли (Е), цветковые (Т),

Корень, стебель, лист, цветок(О), лист (К).

Кодовое слово - ЦВЕТОК

Группа «Животные»

1.Как называется тип животных у которых сложно устроен организм в связи с наличием внутреннего скелета?.

2.Домашнее животное.

3.К какому классу относится воробей, дятел, страус?

4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела.

5. К какому классу относится носорог, волк, осёл?

6.Каких животных больше всего на Земле?

Ответы на лепестках.

Хордовые (Х), лошадь (И), Птицы (Щ), амеба(Н), Млекопитающие (И), насекомые (К)

Кодовое слово «Хищник»

Итоги подводит консультант

Учитель биологии МАОУ-СОШ №165
Шарапова М.С.

5 класс
Урок обобщения и систематизации знаний
по теме «Биология-наука о живом мире»
Тип урока: урок развивающего контроля.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Предметные результаты: формировать умение применять полученные знания
Метапредметные результаты (формируемые УУД):
Коммуникативные-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
Регулятивные-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные - формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.
Оборудование: учебник, 3 комплекта карточек для конкурса «Потерянные буквы», 3 конверта с разрезанным изображением микроскопа, рисунки растительной и животной тканей, листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Организационный момент (учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учеников)
Основной этап. Закрепление знаний. Игра.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами завершаем первую и очень важную тему: «Биология-наука о живом мире».
Предлагаю сегодня поиграть. Мы разделимся на 3 команды. Придумать название команды, выбрать командира.
1. Конкурс «Блицопрос» (Работает вся команда. За правильный ответ 1 балл.)
1. Как называется наука, изучающая живые организмы? (Биология.)
2.Как называется наука, изучающая грибы? (Микология.)
3. Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)
4. Как называется наука, изучающая животных? (Зоология)
5. Перечислить признаки живого. (Питание, дыхание, обмен веществ, движение, рост, развитие, размножение, раздражимость)
6. Какие приборы используют для изучения клеток? (Лупа и микроскоп.)
7. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода? (Крахмал)
8. Поддерживает форму и объем клетки? (Вода)
9. Какие вещества остаются, когда прогорит костер? Неорганические (минеральные соли)
10. Назовите ткани животных. (Нервная, мышечная, соединительная, эпителиальная)
11. Назовите ткани растений. (Основная, покровная, проводящая, механическая, образовательная)
12. Где находится объектив микроскопа? (На нижнем конце тубуса.)
13. Что такое штатив? (Удерживает все части микроскопа.)
14. Из каких веществ состоят тела живых организмов? (Органические и неорганические)
15. Какие вещества относят к органическим? (Углеводы (крахмал, сахар), жиры, белки.)
2. Конкурс «Потерянные буквы» (Работает вся команда. Выдается листок бумаги, на котором написаны только гласные буквы. Надо отгадать слово и записать его на листе бумаги. За правильно выполненное задание 3 балла)
Карточка для 1 команды: е-а-а (мембрана); я-о (ядро)
Карточка для 2 команды: е-а-а (мембрана); и-о-а-а (цитоплазма)
Карточка для 3 команды: е-а-а (мембрана); а-у-о (вакуоль)
3. Конкурс театралов и артистов «Юные ботаники» (5 баллов за артистичность)
Желающие вытягивают листок с каким-либо ботаническим термином или названием растения. Термин не произносится вслух. Затем он должен объяснить этот термин команде так, чтобы команда назвала искомый термин. Затем очередь переходит к следующему участнику.
Термин. Изобразить, например: вакуоль, ядро, клеточная стенка
4. Конкурс капитанов.
А) Собрать пазлы. Каждому капитану выдается конверт с разрезанным микроскопом. Кто первый соберет 3 балла, 2, 1;
Б) Ответить на вопросы:
1. Главные части клетки? (Мембрана, ядро, цитоплазма)
2. Роль хлоропластов? (В них находится хлорофилл, улавливает солнечную энергию, образование органических веществ)
3.Во взрослой клетке растений этот органоид занимает центральную часть (Вакуоль)
4. Назовите методы изучения природы. (наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, сравнение, измерение)
5. Назовите неорганические вещества. (Вода и минеральные соли)
6. Хлорофилл? (Вещество, способное улавливать солнечную энергию, образовывать из неорганических органические вещества)
7. Дополнительный вопрос на дополнительный балл.
Отличие растительной клетки от животной. (Клеточная стенка, хлоропласты, крупная вакуоль)
5. Конкурс «Моделирование». Работа в группе. Команде выдается название растительной или животной ткани. Вместе все члены команды должны изобразить эту ткань.
А) Нервная
Б) Покровная
В) Проводящая
6. Конкурс «Знатоки биологии»
- Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?
- Почему хозяйственная деятельность человека приводит к гибели живых организмов?
- Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?
Рефлексия. (Подведение итогов игры, выставление оценок)
Команда победитель - «5»
Остальные – «4»

Конспект урока биологии для 5 класса


Материал рекомендован для учителей биологии, работающих по ФГОС. Варианты заданий составлены с учетом особенностей учебника И.Н.Пономарёвой.

Урок-обобщения знаний по теме "Многообразие живых организмов"

Чобанова Е.О.
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: урок-обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов».
Задачи:
Образовательные: научить применять полученные знания в повседневной жизни; обобщить и систематизировать знания о многообразии живых организмов; определить уровень усвоения темы; откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
Развивающие: развитие логического мышления; продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками; развивать практические навыки и умение делать выводы; научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные: развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности, создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся показать значимость биологических знаний; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; формирование информационной культуры; создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач; формирование коммуникативной компетентности и толерантности; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать особенности живых организмов разных Царств;
- знать представителей живых организмов разных Царств;
- применять полученные знания на уроке, в жизни;
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- коммуникативные:
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи;
- познавательные:
- работать с учебником;
- находить отличия;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения семени.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: работа по инструктивным картам.
Методы: самостоятельная работа; аспект контроля: итоговый.
Информационно-технологические ресурсы: плакаты, мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока

1. Мотивация Ребята мы с Вами изучили очень большую и интересную тему «Многообразие живых организмов». Мы с Вами познакомились с представителями разных царств – бактериями, грибами, растениями и животными. Также познакомились с вирусами и лишайниками. Настало время определить уровень того, как Вы усвоили пройденный материал.
Сегодня у нас урок обобщения знаний по теме «Многообразие живых организмов».

2. Организационный момент. Описание механизма работы на уроке по инструктивным картам.

3. Учет и контроль знаний. Тестовые задания (3 варианта).
Вопросы в составе теста:
1. Царства живой природы.
2. Бактерии: строение и жизнедеятельность.
3. Значение бактерий в природе и для человека.
4. растения.
5.Животные.
6. Грибы.
7. Многообразие и значение грибов.
8. Лишайники.
9. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Вариант 1.

Задание 2.
1) Флора – …
2) Микология - …
3) Прокариоты - …
4) Гетеротрофы - …
5) Спириллы - …

Задание 3.
1. Вирусы – это неклеточная форма жизни.
2. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней ядра.
3. Бактерии – самая молодая группа организмов.
4. В царство Растения входят одноклеточные и многоклеточные организмы.
5. Кедр – цветковое растение.
6. Тело водорослей – слоевище.
7. Стрекоза – животное.
8. Грибы – автотрофы.
9. Сморчок – ядовитый гриб.
10. Среди растений есть вредные виды.

Задание 4. Почему лишайники называют «первопроходцами или пионерами жизни»?

Вариант 2.

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Лихенология - ….
2) Эукариоты – …
3) Симбиоз - …
4) Вибрионы - …
5) Слоевище - …

Задание 2. Дайте определения следующим понятиям:
1) Фотосинтез - …
2) Зоология - …
3) Автотрофы - …
4) Бациллы – …
5) Грибница - …

Задание 3. Верны ли следующие утверждения.
1. Дрожжи – группа бактерий.
2. Хлорофилл – зеленый фермент.
3. Ягель, или олений мох – лишайник.
4. Пеницилл – гриб-сапротроф.
5. Бабочка - это животное.
6. У бактерий цитоплазма неподвижна.
7. Сосна – голосеменное растение.
8. В образовании природного газа участвуют животные.
9. Бактерии очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования.
10. Учёные полагают, что на Земле обитает около 1,5 млн видов живых организмов.

Задание 4. Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это то и другое»?

1 вариант

1. Наука о веществах и их превращениях:

А. Биология Б. Физика В. Химия Г. География

2. К растениям относятся следующие организмы:

А. Лягушка Б. Незабудка В. Дрожжи Г. Медуза

3. К грибам относятся следующие организмы:

А. Волк Б. Роза В. Подосиновик Г. Сенная палочка

4. Укажите наиболее крупную систематическую единицу:

5. К организмам не имеющим в клетках оформленного ядра относятся:

А. Растения Б. Бактерии В. Водоросли Г. Грибы

В1. Установите соответствие между видами животных и группами организмов к которым они относятся в зависимости от роли, выполняемой в природе. Ответы запишите в виде таблицы:

Животные Роль животных в природе

1. Дождевой червь А) опылители

2. Моховый шмель Б) распространители плодов и семян

3. Сойка обыкновенная В) санитары природы

4. Пятнистая гиена Г) почвообразователи

В2. В приведенном ниже списке правил поведения человека во время сильного ветра, грозы и града выберите верные.

1. Переждать стихию можно под отдельно стоящим деревом.

2. Дома закрыть форточки и двери и отойти подальше от окон.

3. На открытой местности можно спрятаться в канаве или овраге.

4. Переждать стихию лучше на возвышенных участках.

5. Во время грозы не следует купаться.

6. Спрятаться от дождя, града и молнии в сельской местности можно под ведрами и тазами.

7. Как убежище от града можно использовать автобусные остановки, подъезды, перевернутые лодки, сараи.

1. Жизнь на Земле представлены Царствами живых организмов: _______________.

2. Питательные вещества способны образовывать живые организмы ____________.

3. Грегор Мендель впервые стал глубоко изучать ____________.

С1. Опишите порядок своих действий при оказании первой помощи человеку, который купаясь в озере ступил на стекло и порезал ногу.

Обобщение знаний по теме «Мир биологии»

по курсу «Введение в биологию» 5 класс (ФГОС)

2 вариант

Часть 1 Выберите один верный ответ из четырех:

1. К естественным наукам относятся:

А. Математика Б. Физика В. История Г. Физкультура

2. К животным относятся следующие организмы:

А. Ворона Б. Ромашка В. Опенок Г. Стафилококк

3. К бактериям относятся следующие организмы:

А. Заяц Б. Фиалка В. Дрожжи Г. Сенная палочка

4. Укажите наименьшую систематическую единицу:

А. Класс Б. Род В. Вид Г. Семейство

5. Меньше всего бактерий встречается:

А. В непроветренных помещениях. Б. На улицах городов

В. Высоко в горах, в воздухе Г. В помещении класса.

В1. Сопоставьте методы изучения живой природы со сведениями о живых организмах, которые могут быть получены при их применении. Ответы запишите в виде таблицы:

Методы изучения Сведения о живых организмах

1. Наблюдение А) Масса тела амурского тигра достигает 270 кг.

2. Эксперимент Б) Птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые

края с приходом осени.

3. Измерение В) Рост растений происходит интенсивнее при внесении в

почву удобрений.

В2. В приведенном ниже списке выберите признаки, характерные для животных.

1. Питание готовыми веществами.

2. Создание питательных веществ под действием солнца.

3. Наличие в клетках хлорофилла.

4. Подвижный образ жизни.

5. Наличие органов передвижения.

6. Неподвижный образ жизни.

7. Сложное внутреннее строение организма.

В3. Вставьте в предложения пропущенные слова:

1. Живые организмы, состоящие из одной клетки и не имеющие оформленного ядра называются _____________.

2. Особенности строения живых организмов изучает наука ______________.

3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о _______________.

С1. Опишите порядок своих действий при оказании первой помощи человеку, который играя во дворе подвернул ногу и не может идти.

Задачи урока.

Обучающие:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностя живого организма, о строении растительной и животной клетки.

Совершенствовать умения характеризовать особенности строения животной и растительной клеток;

Развивающие:

Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

Способствовать развитию мышления

Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

Способствовать развитию умений учащихся предъявлять результаты своей работы, и степень сформированности ряда интеллектуальных умений;

Способствовать развитию умений работать в заданном темпе, четко и кратко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении проверочных работ.

: учащиеся должны показать уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений по теме «Биология – наука о живом мире»

: обобщающий урок.

Приемы деятельности учителя : организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой.

Средства обучения : инструктивные карты, таблица «Растительная и животная клетка»

Ход урока.

Организация класса – сообщение целей и задач урока.

Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.

Работа с учебными элементами инструктивной карты. Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование инструктивной карты на обобщающем

Уроке по биологии в 5-м классе

По теме «Биология- наука о живом мире»

Задачи урока.

Обучающие:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностя живого организма, о строении растительной и животной клетки.

Совершенствовать умения характеризовать особенности строения животной и растительной клеток;

Развивающие:

Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

Способствовать развитию мышления

Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

Способствовать развитию умений учащихся предъявлять результаты своей работы, и степень сформированности ряда интеллектуальных умений;

Способствовать развитию умений работать в заданном темпе, четко и кратко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении проверочных работ.

Планируемые результаты обучения : учащиеся должны показать уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений по теме «Биология – наука о живом мире»

Формы организации учебной деятельности : обобщающий урок.

Приемы деятельности учителя : организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой.

Средства обучения : инструктивные карты, таблица «Растительная и животная клетка»

Ход урока.

Организация класса – сообщение целей и задач урока.

Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.

Работа с учебными элементами инструктивной карты. Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.

Инструктивная карта к обобщающему уроку

По теме «Биология –наука о живом мире »

  1. Занесите в тетрадь оценочный лист

11-12 баллов-«5», 8-10-«4», 7-5-«3», менее5-«2»

2. Работайте по инструктивной карте.

Учебный

элемент

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-1.

Разминка

Цель: повторить основные понятия темы «Биология- наука о живом мире» , выявить умения использовать научную терминологию.

ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение понятиям:

Биология

Многоклеточные организмы

Ядро клетки

Цитоплазма клетки

Ткани

Органы

Органические вещества

Неорганические вещества

Обмен веществ

Рост

Размножение

Деление клетки-

Поставьте один балл в УЭ-1, если вы дали ответ классу. Если вы не приняли участие в этом задании, то поставьте 0 баллов в этой графе.

УЭ-2.

Строение животной и растительной клетки

Цель: систематизировать умение характеризовать особенности строения разных клеток; определить уровень умения обобщать

ЗАДАНИЕ 2. К какой клетке относятся данные признаки, в таблице поставьте цифру, соответствующую номеру клетки.

А- имеет ядро, цитоплазму и клеточную мембрану

Б – имеет плотную клеточную стенку

В – имеет зелёные хлоропласты

Г- имеют вакуоли, заполненные клеточным соком

Д – размножаются путём деления

1. животная клетка

2 растительная клетка

Проведите самоконтроль по ключу и поставьте оценку в графе УЭ-2 по критериям:

0 – «5»

1 - «4»

2-3 - «3»

более 3 - «2»

УЭ-3

Цель: систематизировать умения выделять главное. анализировать, определить уровень развития познавательной активности, умение применять фактические знания в ситуации контроля

Выполните тестовые задания в учебнике на стр.33-34 под буквами

Б,В,Г.

Оформите ответы по образцу

УЭ-4.

Цель: Выявить умение грамотно высказывать своё мнение, определить уровень логического мышления на основе установления причинно- следственных связей.

Обсудите с друзьями:

Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?

Выступи перед товарищами

Проведите самоконтроль и поставьте балл УЭ-4 по критериям:

Не участвовали в обсуждении-0

Участвовали в обсуждении-1 балл

выступили перед классом-2 балла.

4. Резюме.

Понравилась или не понравилась вам форма работы на уроке? Заштрихуйте в квадратике, на сколько вам понравился урок.

25 % 50%

75% 100%

5. Подведение итогов урока

1. Выскажите ваши пожелания: какие проблемы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить.

6. Домашнее задание:

Подготовить сообщения по плану

  1. Интересный факт
  2. Нарисуйте представителя.

Царство Растения. Царство Животные. Царство Грибы. Царство Бактерии.



Close