Выявление ценностей важно для каждого человека. Когда ребенок взрослеет, он осознает, какие именно ценности имеют для него наибольшее значение.

Понятие ценностей

Ценности – это те явления и предметы, которые наиболее важны для человека. Причем явления могут быть материальными и духовными. Важно отметить, что ценности определенного общества или человека говорят сами за себя – по этой причине тема ценностей особенно актуальна в переходные времена общественного развития.

Зачастую ценность рассматривают как полезные предмет, который способен удовлетворить потребности человека и его идеалы. Ценность можно назвать своеобразным ориентиром в жизни каждого человека, и даже если ценность представлена в виде нематериального объекта – в виде веры и любви, - она также является реальной и может выступать в роли жизненного ориентира определенной группы людей.

Во многом именно идеалы и ценности обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление его мыслей.

Вечные ценности

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.

Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.

Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.

А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.

Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.

Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.

Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.

Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.

Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации . Понятие "стратегия" сформировалось в сфере военного искусства. Стратегия изучает закономерности и характер борьбы в военной области, в бизнесе, разрабатывает теоретические основы планирования и проведения операций на полях сражений, в сфере бизнеса и часто между людьми. Стратегия вытекает из политики, обслуживает ее. Стратегии разрабатывают и реализуют по заказу политиков.

Сегодня не существует сложившихся понятий стратегии и стратегического управления. Многочисленные определения стратегии сформулированы на основании анализа эмпирического материала, полученного односторонним наблюдением за деятельностью стратегов, стратегических управленцев, аналогично легенде, как слепые изучали слона. Повышенное внимание к стратегическому управлению кадрами сегодня объясняется пониманием важности и сложности проблем в сфере управления трудовыми ресурсами, необходимостью занятости населения и управления персоналом. Теоретически под стратегией можно понимать категорию теории управления, показывающую организационную и технологическую взаимосвязи целей организации, создаваемых структурами и средствами достижения цели (методами, технологиями).
Стратегия - организующее начало деятельности людей, обеспечивающее целостность организации и ее направленность на достижение стратегических целей. Анализ практики показывает, что существуют статическая и динамическая составляющие как в стратегии, так и в деятельности персонала, являющейся объектом стратегии. Стратегия действует совместно с методом реализации интегрирующей и координирующей функций в сфере управления. Стратегия - это модель достижения потребностного будущего, динамически изменяющаяся во времени и сохраняющая пространственную ориентацию, заданную системой координат, базовыми и индивидуальными ценностями. Стратегия реализуется в тактике, в повседневной деятельности через комплекс социальных и психологических технологий, приемы и способы управления персоналом, механизм управления организацией. Стратегия - это абстрактная норма, задаваемая в виде плана, программы, проекта, технологии и т. п.
Трудности разработки и реализации стратегий объясняются необходимостью наличия у людей, занимающихся стратегическим управлением, стратегического мышления. "Секрет" стратегического управления состоит в наличии соответствующего мышления, позволяющего осуществлять стратегическое видение, принимать стратегические решения (на основе анализа обстановки соответствующего уровня), видеть взаимосвязи стратегии и политики, управлять ими. Стратегическое мышление базируется на развитых рефлексивных способностях, навыках, приобретенных эмпирически (в управленческой практике) или на специальных занятиях (организационнодеятельностных, мыслительных играх). Абстрактность, присущая стратегии, затрудняет ее описание привычным языком человеческого общения. Логическое мышление, которое тщательно развивается у человека в течение столетий, не обеспечивает полноты понимания возникающих проблем и последующего их решения.
Стратегии объединяют людей в деятельности по достижению общих целей, используя арсенал средств (социальные и психологические технологии, методы и приемы и т. п.) управления этой деятельностью, направляя ее на реализацию стратегической цели. При этом учитывается весь возможный комплекс внешних и внутренних факторов реальной действительности, создающий определенную обстановку на театре войны или на рынке.
Элементы стратегии обосновываются расчетами и учитываются во взаимосвязи. Стратеги всех времен выделяли в стратегическом управлении статическую и динамическую составляющие, центральной составляющей стратегии определяли человека, придавали большое значение форме (соотношению характеристик противоборствующих сил) и главным системообразующим фактором считали цель деятельности.
В процессе стратегической деятельности решают проблемы, а в тактической - повседневные задачи, определенные стратегией. Стратегия совместно с методом исходит из концепции коллективных и индивидуальных ценностей. Реализация стратегии начинается со стратегического самоопределения (деятельности по выявлению и утверждению собственной позиции стратега и подчиненных ему людей, вошедших в организацию), где, прежде всего, осознаются цель и смысл дальнейшей жизни.
Наглядным и наиболее приемлемым для управленческой деятельности является последовательный тип классификации стратегий. Он охватывает всю область стратегического управления, базируется на иерархическом принципе управления и наглядно интерпретирует совокупность используемых стратегий в виде генеалогического дерева. На высшем (планетарном) уровне размещается стратегия развития человеческой цивилизации, определяющая организационно-управленческие требования к транснациональным, государственным, корпоративным стратегиям. На каждом иерархическом уровне необходимо выделять стратегии управления в политической, материальной и духовной сферах.



9. Для достижения тех или иных целей человек использует различные стратегии. В основе классификации стратегий - определенные признаки: социально-экономическое положение человека; способ разрешения им жизненных противоречий (стратегии защиты, отказа и приспособления); вид действий в борьбе (стратегии наступательные или оборонительные). Наиболее известные стратегии - жизненного благополучия (направление деятельности на достижение жизненных благ), успеха (достижение преуспевания в жизни) и самореализации (смысл жизни в самореализации внутренних потенций).

Проблема смерти в духовном опыте человечества. Жизнь и смерть вечные темы духовной культуры человека. Во всех философских системах осмысливалась и, в той или иной форме, решалась данная проблема. Это обусловлено тем, что жизнь и смерть есть противоречивое единство. Нет жизни без смерти как нет смерти без жизни. Многие мыслители исходят из того, что смерть есть важнейший фактор нашего понимания сущности жизни. Жизнь трактуется как определенная форма бытия. А чем является смерть? Это небытие или бытие, но в иной форме?

Многие мыслители практически у всех народов и во все времена высказывались о жизни весьма негативно. Жизнь понималась как «страдания», «бездна зла», «суета и томление духа», «борьба», «странствие по чужбине», «все пепел, призрак, тень и дым», вечная ночь» и т. п.

Смерть же понимается не как конец, а как венец жизни. Именно она организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой своё существование. Неизвестно, где поджидает нас смерть, а раз так, то необходимо ожидать её всюду. Древние мудрецы на этот счет высказались вполне определенно: «mеmento mori» (лат.) – помни о смерти! А зачем? Для чего нужно помнить о смерти? Помнить о смерти – значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним. Поэтому надо научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Исследуя проблему жизни и смерти, всегда присутствует бессмертие. Можно говорить о триаде: жизнь-смерть- бессмертие . К последнему тоже не однозначное отношение. В иных культурах оно воспринимается как благо, заветная цель, к которой необходимо стремиться. А в других – по-иному. К примеру, в древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека - это бессмертие.

Представьте себе, что вы бессмертны. Умерли уже все ваши родные, друзья, дети ваших детей, а вы все живете. Абсолютно одиноки, забыты, неизвестны, где все чужое и непонятное: ни время, ни культура.

Вместе с этим, идея бессмертия жива. Выделяют несколько видов бессмертия.

Первый – в детях, внуках, правнуках, т. е. в генах потомства.

Второй – мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение.

Третий – упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», вечный кругооборот материи, тем более что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы; действуют законы сохранения вещества, энергии и, как полагают, информации, а также организация сложных систем. Следовательно частицы нашего «Я» после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «Я».

Четвертый – связан с результатами жизненного творчества человека, плодами материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества (научные открытия, произведения литературы и искусства и др.).

Пятый - связан с достижением различных состояний, которые наука называет измененные состояния сознания. Тут возможны «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, мистическое ощущение причастности к Вечности.

Шестой – связан с достижениями техники конца ХХ века. Стала возможной и уже применяется в США криогенезация (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего оживят и, если необходимо вылечат от ныне неизлечимых болезней, тем самым дадут новую жизнь в будущем нашему современнику.

Итак, можно сформулировать несколько подходов к пониманию проблемы жизни и смерти.

1. Жизнь и смерть являются различными сторонами одного феномена. В мире ничего нет вечного. Есть его величество – цикл , которому все подчинено. С этим надо мириться и принимать как должное.

2. Необходимо активно способствовать увеличению индивидуальной и биологической продолжительности человеческой жизни . Но здесь возникает вопрос: для чего это необходимо личности и обществу? И необходимо ли? Особенно если вспомнить, что на нашей планете уже более 6 млр. человек, и темп прироста составляет 3 человека каждую секунду. Эта ситуация оценивается как «демографическая бомба»,взрыв которой чреват непредсказуемыми последствиями.

3. Нужно каждому дать право выбора – жить или умереть . Проблема эвтаназии (греч. еuthanasia –тихая, легкая, блаженная смерть) - в последние годы дискутируется довольно активно с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Нравственно ли это? Как избежать злоупотреблений, когда вопрос о праве на жизнь должны решать другие лица?

Принято различать несколько видов эвтаназии:

· активная, добровольная;

· активная, недобровольная;

· пассивная, добровольная;

· пассивная, недобровольная.

Решая проблему эвтаназии , медики стоят на распутьи: с одной стороны , врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны , он должен облегчить участь страждущего. В мире пока только два государства, где эвтаназия разрешена законом (Нидерланды и Австралия).

Однако, проблема существует и требует своего решения

4. Нечего проявлять беспокойство, так как после смерти тела определенная часть человеческого существа (психика, душа, разум, сущность, сознание) переходит в иной мир (параллельный) и продолжает существовать. Именно это утверждает американский доктор и философ Раймонд Моуди в своей книге «Жизнь после жизни». Он описывает воспоминания, ощущения 50 человек вернувшихся «оттуда» (реанимированных). В той или иной мере эти воспоминания совпадают, но суммируя, можно сказать, что все они склоняются к мысли перехода из одного состояния в другое, т. е. выход сознания на более высокий уровень бытия. Люди, пережившие подобное, становятся несколько иными, по-новому смотрят и относятся к окружающей их действительности. Объяснение этого явления может быть как сверхъестественное, так и вполне научное. Но ясно одно: существует некий феномен, в природе которого неплохо было бы разобраться.

Таким образом, можно отметить, что смысл смерти и бессмертия, как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эти вопросы решаются различно, в зависимости от духовной установки той или иной цивилизации.

Познание мира. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания). Познание бывает чувственное и рациональное:

1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание : /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Объективна ли истина (?): Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
Интуиция. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. Виды интуиции: · мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания: · непосредственность; · наглядность и предметность; · воспроизведение внешних свойств и сторон. Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Особенности интуиции: · внезапность; · неполная осознанность; · непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

Что важно и что неважно сегодня для россиян, чем дороги им традиционные ценности и почему Леонида Брежнева до сих пор поминают добрым словом? Об этом размышляет директор Института социологии РАН академик Михаил Горшков

Михаил Горшков. Фото Юрий Машков/ТАСС

– Если попробовать выделить пять-шесть главных жизненных ценностей, значимых для современных россиян, какая получится ценностная иерархия?

– Вполне предсказуемая. Например, если сопоставить современную российскую шкалу ценностей с показаниями того же «Евробарометра», то легко заметить, что основные ценности россиян и европейцев в целом совпадают: семья, материальный достаток, интересная работа, уважение окружающих, сопряженное с осознанием своего места в обществе, хорошее образование, душевная гармония или, иными словами, чистая совесть. Но есть серьезное отличие: любой европеец удивится, что в списке ценностей нынешних россиян такое понятие, как демократия, занимает лишь десятоедвенадцатое места.

«МЫ СПРАШИВАЛИ ГРАЖДАН: «В каком периоде российской истории вы хотели бы жить?»
32% выбрали современную Россию. За ней с отрывом в 10% следует брежневский СССР»

Вообще же говорить надо не о формальных пунктах списка ценностей, а о содержании каждого из этих понятий. Скажем, как мы понимаем семью? Для нас это создание уникального союза между представителями противоположных полов. Европейцы семью видят иначе, в том числе в однополом варианте. Но для россиян такое представление о семье неприемлемо в силу традиций и исконно человеческой природы. Тем не менее и европейцы, и россияне в иерархии ценностей семье отводят первое место. Из-за разницы в понимании одних и тех же ценностей европейцам кажется, что мы слишком не похожи на них.

– А на самом деле?

– Во-первых, почему мы обязательно должны быть на кого-то похожи, пусть даже на жителей Западной Европы? Во-вторых, важно понимать: ценностный выбор определяет не абстрактный подход к тому или иному понятию, а то, как человек его воспринимает, что для него стоит за этим понятием. И здесь многое зависит от того, как трактуются в России и Европе одни и те же ценности.

Так, россияне и европейцы по-разному объясняют, что такое демократия. Для европейцев это волеизъявление народа, требование к власти учитывать в первую очередь интересы людей. А для россиян демократия скорее инструмент повышения уровня жизни населения. Они полагают, что, если эта функция выполняется, страну можно считать демократической. Кроме того, по их мнению, демократия должна обеспечивать социальный порядок и защищать достоинство человека перед обществом. Согласитесь, в таком представлении о демократии нет ничего плохого. Однако оно не укладывается в рамки привычных определений из учебников политологии. И этого несоответствия и его истоков наши европейские оппоненты понять никак не могут.

Лет семь-восемь назад в одном из посланий Федеральному собранию президент Владимир Путин подчеркнул, что общество в своем отношении к какому-либо явлению не может выйти за пределы достигнутого на данный исторический период уровня политической культуры. Если взглянуть на ситуацию под этим углом зрения, тогда получается совершенно здравая, а главное, объективная картина, позволяющая понять, почему российский социум отличается сегодня именно такими, а не какими-либо другими характерными чертами.

Почему мы реагируем на любые атаки извне? Да потому, что мы хотим быть такими, какие мы есть, мы хотим сохранить чувство собственного гражданского достоинства. Нам не нравится, когда сценарии мирового развития и распределения ролей в высшей лиге мировой политики разрабатываются и осуществляются без нашего участия. Почему держава, занимающая огромные пространства, должна с этим мириться? Вот если что-то не устраивает США и ведущие страны Западной Европы – это уже другое дело. Однако есть понятие национальных интересов государства, которые наши оппоненты очень оберегают, а нам почему-то в этом отказывают.

Фото Натальи Львовой

– Вы сказали об интересах государства, а какое содержание россияне вкладывают в понятие «государство»? Для них это сила со знаком плюс или минус? И какие качества в этой силе для них основные, а какие второстепенные?

– Согласно опросам, в последние годы существенно выросла доля населения, связывающая с государством большие надежды, воспринимающая государство как отца большого семейства, который всегда поможет и проявит заботу.

Обращает на себя внимание и то, что либеральную модель экономики, подразумевающую исключительно рыночные механизмы, поддерживает 12–14% граждан. При этом треть россиян выбирают плановую экономику, видимо, опираясь на советский опыт. А основная часть населения нашей страны отдает предпочтение смешанному типу экономики. Это примерно тот тип, который описывал в работах по НЭПу Владимир Ленин. Командные высоты в экономике должны быть у государства, а малый, средний бизнес и то, что связано с обслуживанием (медицина, образование, бытовые услуги), должны быть как в совместном управлении, так и в руках частника.

– Можно ли сегодня говорить о том, что страна переживает некий ренессанс консервативных ценностей?

– Было бы правильнее говорить об определенной трансформации понятия «консерватизм». В наши дни он уже не воспринимается как противовес реформам или прогрессу. Речь скорее идет о стремлении к золотой середине, к сохранению традиций. Причем понимаемому как принятие из прежнего духовно-практического наследия того, что созвучно и отвечает интересам дня сегодняшнего. Подобная тенденция – веяние времени. Вообще это свойственно нормальной психике: человек не может быть постоянно ориентирован на выработку чего-то нового. Однако также он не может игнорировать все новоявленное.

Люди говорят, что выступают за стабильность, но за стабильность развивающуюся, за приобретение нового качества, но адаптированного к основам.

Фото Валентина Соболева / Фотохроника ТАСС

– Вы согласны с тем, что в глазах граждан России ценности западной либеральной демократии во многом дискредитированы?

– Опросы показывают, что это действительно так. В 1992–1993 годах эти ценности разделяли 38% населения, а сейчас – всего 7%. В чем причина такой трансформации? Я думаю, здесь можно выделить два фактора.

Во-первых, в России либеральными идеями изначально было названо то, что было обречено на провал. Я имею в виду всеобщую вседозволенность, абсолютную свободу, вернее, свободу сильного над слабым. Во-вторых, народ в конце концов понял, что именно интересует Европу у нас в стране. Европейцы – прагматики, и их интересуют в основном наши природные ресурсы и возможность подешевле их приобрести. Даже при решении вопросов помощи России на первый план выходит главным образом желание поживиться за наш счет.

Фотохроника ТАСС

– Как бы вы охарактеризовали отношение россиян к прошлому своей страны? Что для них прошлое – предмет гордости или, наоборот, повод для стыда? Традиции, на которые нужно ориентироваться, или опыт, повторения которого стоит избегать?

– Наше недавнее исследование нас самих обрадовало и удивило: 95% россиян относят к предметам своей гордости то, что связано с советским периодом. Справедливости ради замечу, что нам на самом деле есть чем гордиться: победа в Великой Отечественной войне, первый полет человека в космос, высокое качество образования, достижения в науке, культуре, спорте.

Говоря об истории нашей страны в ХХ столетии, можно условно выделить несколько периодов. Первый – Россия до 1917 года, второй – СССР при Иосифе Сталине, третий – Советский Союз при Леониде Брежневе, четвертый – страна при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине. И пятый – это современная Россия нового века.

«НАШЕ НЕДАВНЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
нас самих обрадовало и удивило: 95% россиян испытывают гордость за советский период»

Мы просили респондентов выделять какие-то наиболее существенные характеристики каждого из этих периодов. Так вот, период до 1917 года характеризовался успехами в искусстве, любовью к Отечеству, почитанием православия. Какие перечислялись черты СССР при Сталине? Дисциплина, порядок, страх, любовь к Отечеству. Самое большое количество положительных отзывов прозвучало в адрес брежневского периода: социальная защищенность, жизнерадостность, успехи в образовании, науке, технике, промышленности. Время Горбачева – Ельцина оценивалось негативно: тяжелое экономическое положение, межнациональные конфликты, экономический кризис. О современной России было сказано следующее: возможность стать богатым человеком, бандитизм, преступность, коррупция, гражданские политические свободы и одновременно бездуховность. Вот вам отражение в российском самосознании лиц всех эпох. И пусть после этого кто-то попробует назвать наш народ нездравомыслящим.

– Так россияне видят в современности больше плохого или хорошего?

– Мы спрашивали: «В каком периоде российской истории вы хотели бы жить?» 32% выбрали современную Россию. За ней с отрывом в 10% следует брежневский СССР. Все остальные периоды получили гораздо меньшую поддержку. Однако 32% россиян в рамках того же опроса предпочли такой вариант: «Никакой период я не могу отождествить с идеальным для России». Это значит, что каждый третий в нашей стране человек старше 18 лет не в состоянии определиться, с каким периодом родной истории он мог бы связать свои мечты и представления о желаемом для себя государстве.

– Это плохой симптом?

– На самом деле это допустимо: наше государство и общество периодически шатает из стороны в сторону, не определен некий магистральный путь, направление меняется с приходом нового лидера. Плюс внешние обстоятельства, различные кризисы. Когда все ставится с ног на голову, как можно определиться со своим представлением об идеальной модели? Поставьте себя на место простого, не слишком искушенного или образованного человека: в такой ситуации дать ответ действительно сложно. Но я, честно говоря, полагал, что людей, выделяющих современную Россию, будет гораздо меньше, а оказалось – треть. На мой взгляд, это хороший признак.

– Почему?

– Исследования, подобные вышеописанному, очень любят проводить немцы, они их повторяют каждые полгода. Интересно, что только в 1975 году, спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны, на первое место в немецком опросе вышел ответ «Хотел бы жить в современной Германии». У нас до 2005– 2006 годов по популярности лидировал брежневский период: за него высказывались 56%, за современную Россию – 38%. В 2007–2008 годах желание жить в сегодняшней России впервые стало доминировать над предпочтением брежневской эпохи. Теперь перевес в 3 раза.

– А есть ли у граждан России исторические авторитеты, фигуры, которые однозначно воспринимаются со знаком плюс?

– Сейчас в обществе практически исчезло понятие морального или духовного авторитета. К этому можно по-разному относиться, но это факт. Я считаю, что это плохо. Всегда должен быть какой-то авторитет, который является ориентиром. Тем более что нашей ментальности свойственна потребность в лидере. Поэтому я и говорю, что современное отсутствие морального авторитета представляется мне весьма печальным. Политические авторитеты есть, но и их очень мало: Владимир Путин да Сергей Шойгу. Для такой страны, как Россия, этого, конечно, недостаточно. Но сложившуюся ситуацию может исправить только время.

– А что происходит с оценкой лидеров советской эпохи? Недавний опрос «Левада-центра» свидетельствует, что число граждан, признающих позитивную роль Сталина, растет (52%), а 46% россиян считают, что Ленин принес стране больше хорошего, чем плохого. Как это можно объяснить? Связано ли это с меняющимися ценностными ориентирами или люди просто становятся более объективными в оценках?

– Подобные изменения в общественном мнении объясняются тем социальным опытом, который жители России приобрели за последние 20 лет реформ. Это переоценка ценностей, усталость от крайностей, в которые мы впадали, от механического переноса чужого опыта на российскую почву. Упомянутые вами лидеры в своей политике этого как раз избегали, они внедряли свое, русское, традиционное разными, иногда пусть даже низменными способами.

В чем состоит ключевая характеристика российского самосознания сегодня? Невероятно выросло понимание ценности «своего». Это не означает отторжения всего остального. Мы попытались проанализировать мнение людей об основных уроках XX века: «Как вы считаете, что мы должны вынести из того, что переживала страна последние 100 лет?» Наиболее распространенные ответы таковы: необходимо следовать своим путем, держаться за свои опоры и использовать то из нового, что соотносится с нашими традициями и ценностями и доказало в современную эпоху свою эффективность, а не копировать бездумно чужой опыт. И людям неважно, откуда все это самое эффективное – из социализма или капитализма. Главное, чтобы оно действительно отвечало интересам российских граждан.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БРЕЖНЕВСКИЕ ВРЕМЕНА БЫЛИ ПЕРИОДОМ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ ИЛИ ПЕРИОДОМ ЗАСТОЯ, КОТОРЫЙ В КОНЦЕ КОНЦОВ ПРИВЕЛ К КРАХУ СССР? (%)

Сначала был период благополучного развития, а затем застой, который привел к краху СССР
28

Это был период благополучного развития страны
22

В этот период в стране возникли серьезные проблемы, но СССР к краху привели Горбачев и демократы
19

Это был период застоя, который привел к краху СССР
18

Беседовал Владимир Рудаков

Причины болезней

За несколько десятилетий врачебной работы мне стало ясно, что причина многих болезней – в поведении человека. Возникла идея воздействовать на поведение еще до того, как у человека появятся отклонения в здоровье. Мне хотелось изменить отношение детей к здоровью и вообще к образу жизни, но не только привитием гигиенических правил поведения. Появилась потребность обратиться к вечным, общечеловеческим, жизненно необходимым духовным ценностям – любви, доброте, красоте… Отсутствие осознанного отношения к этим духовным ценностям, на наш взгляд, препятствует и проявлению заботы о здоровье в целом.
Мы вводим новое понятие – целостное здоровье, потому что заботы только о своем собственном здоровье, к чему раньше призывали медики, оказались неэффективными. Вести же разговор о целостном здоровье, не меняя отношения к духовным ценно­стям и представлению о человеке как части природы, невозможно.
На основании этой концепции мы создали учебные программы для школьников с 1-го по 9-й класс и для молодежи (отдельно для 10-го и 11-го классов), родителей и воспитателей. В этих программах весь материал разбит на 10 основных тем, содержание которых постепенно раскрывает и углубляет сущность поднятой проблемы.
Воспитатель наряду с демонстрацией разнообразных привлекательных сторон действительной доброты обязательно скажет о существовании ложной доброты.
Отличить истинную доброту от ложной трудно, и пусть взрослые зачастую перестраховываются, все же они должны внушать детям, что без разрешения родителей нельзя, например, принимать угощения или иные подношения от чужих людей. Это правило должно строго соблюдаться.
В отношении воспитателя к ребенку должны присутствовать доброта и вежливость. Такое отношение создаст благоприятный климат для учебного процесса и оздоровит ребенка.
Вспоминаю свое давнее посещение испанской школы вместе со студентами МГПИ им. В.И. Ленина. Мы вошли во 2-й класс, когда уже шел урок арифметики. На нас никто не обратил внимания. Преподаватель продолжала объяснять задание и подчеркнула, что ребята будут сами проверять домашнюю работу друг у друга с полной доброжелательностью – по-братски. Спустя некоторое время, когда проверка «правых и левых рядов» была закончена, к учителю подошли две ученицы. Одна из них (ответственная за проветривание класса) приоткрыла окна, а вторая начала проводить физкультурную паузу.
Через 5–7 минут обе дежурные вернулись на свои места, и преподаватель начала вызывать к доске поочередно нескольких человек, которые на доске решали арифметические примеры, а остальные эти же примеры решали в своих тетрадях. Затем примеры с комментариями учеников проверяли. Обращала на себя внимание спокойная, доброжелательно-уважительная форма общения как между учениками, так и между педагогом и учениками. После звонка учащиеся без толчеи и шума стали спокойно выходить из класса.
Преподаватель, чей урок мы посетили, вела себя так естественно и так тепло разговаривала с детьми, что мы, гости, были поражены, тем более что о нашем визите в этот класс никто заранее не знал, мы просто открыли ближайшую дверь.
Этот урок я помню уже 20 лет, полагаю, что и для студентов он оказался поучительным. Преподаватель продемонстрировала высокую культуру поведения, а дети перенимали тактичность и доброту учителя и сами пытались их проявить.
Материальные ценности всегда ограниченны, а духовные – безграничны. Каждый человек может назвать несколько вещей, которые ему особенно нравятся и с которыми он не хочет расставаться. Но число их ограниченно. А мамина любовь, которую она распространяет на своих детей, безгранична.
Кроме любви, к вечным общечеловеческим духовным ценностям относятся доброта и красота. Доброта проявляется в нашем поведении и поступках. Доброта сочетается с внутренней, духовной красотой.
Вежливость – тоже вечная и общечеловеческая ценность, но у разных народов в зависимости от сложившихся традиций она может проявляться различно. Постарайся подготовить рассказ о вежливости, которая существует в вашей семье. А когда будешь рассказывать про свои занятия, которые тебе нравятся, то постарайся выделить среди них духовные и материальные. Самые любимые занятия попробуй зарисовать.
Для примера мы приводим две темы, связанные с вечными общечеловеческими ценностями, такими, как любовь, доброта, красота…

1–2-е классы

С понятием истинная и ложная доброта вы уже встречались в прошлом году. Попытайтесь нарисовать, как вы понимаете истинную и ложную доброту.
Детская поэтесса Агния Барто написала такие стихи:
Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу, потому что он хороший!

Как вы представляете события, о которых рассказала А.Барто, и почему ребенок считает мишку хорошим? Наверное, это и есть проявление настоящей доброты, пусть даже к игрушке? (Желательно привести примеры нескольких рассказов детей с их иллюстрациями.)

Художница Наталья Бондырева изобразила историю о мишке, у которого оторвали лапу. Мальчик оторвал у него лапу, рассердившись за что-то, а девочка очень огорчена и даже плачет, держа в руке мишкину лапу. Хорошо, если у вас появится желание разобраться в содержании предложенного художницей рисунка. Попробуйте объяснить оба сюжета (от поэта и от художника) с позиции истинной и ложной доброты. А если получится, запишите свои рассуждения.
Еще на этой картинке получило отражение другое человеческое чувство – бережливость. Всем хорошо знакомо чувство бережливости, особенно по отношению к тем материальным ценностям, которые вам дороги. А как и какие духовные ценности вы бережете?

Художница Н.Бондырева предлагает обсудить ее рисунок «Лебединая семья, или родительская любовь». Что вы думаете по поводу этого рисунка? Постарайтесь привести примеры или зарисовки своего вежливого и добропорядочного поведения или такого поведения своих друзей.

Поэт В.Д. Берестов написал стихотворение:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож,
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

3-й класс

Тема: «Истинная и ложная доброта»

Мы уже знаем, что истинная доброта – это когда человек совершает поступок по доброте душевной, без расчета на собственную выгоду, а тем более на причинение вреда другому: человеку, животному, предмету или природе…
Доброта ложная связана с корыстью, выгодой для себя. Поэтому надо отказываться от подарков, сделанных посторонними людьми! Под видом доброты люди могут преследовать собственную выгоду.
Теперь давайте подумаем, что испытывает каждый из нас, когда получает или сам делает подарки. Что приятнее – дарить или получать подарки? Какие именно подарки приятнее дарить родителям – самодельные или покупные – и какие ваши подарки их больше радуют? Какие подарки радуют тебя? Тебе важно, от кого они, нужны ли тебе эти вещи и какова их цена?
Наверное, кто-то предпочитает получать подарки, а кто-то – дарить, ведь все мы – люди разные, но, вероятно, большинству родителей дороже подарки, сделанные ребенком самостоятельно. Они говорят о любви к родителям.
Когда моя дочь училась во втором классе, она подарила мне на 8 Марта сережки, точно подобранные под имеющуюся у меня брошку. Меня этот подарок больше огорчил, чем обрадовал. До этого она дарила мне что-либо, сделанное своими руками, и меня ее подарки очень радовали. В них были умение, творчество и ее любовь ко мне. В подаренных серьгах тоже были любовь, внимание к красоте, большое желание порадовать маму, но какой ценой? Ведь она копила деньги, отказываясь от обедов в школе, наносила вред своему здоровью, да еще обманывала меня, нарушала наши искренние отношения.
Теперь у меня уже внуки, им уже больше лет, чем тогда было моей дочери, а мы до сих пор продолжаем обсуждать этот эпизод и не приходим к единому мнению. Для меня те события остались как пример ложной доброты. Дочь проявила добрую волю порадовать маму к Международному женскому дню. Но какой ценой? Цена – ущерб для здоровья, обман или скорее временная закрытость во имя сюрприза – нарушены искренние отношения между любящими дочерью и мамой.

Тема: «Вечные общечеловеческие духовные ценности»

Такие духовные ценности, как любовь, доброта, красота и другие, называют вечными, общечеловеческими, потому что они живут в веках и признаются всем человечеством. А к каким ценностям следует отнести вежливость и чувство собственного достоинства? Конечно, к духовно-нравственным, но о них говорят реже. Между тем для младшего школьника понятие вежливость должно быть разъяснено в первую очередь. Это – деликатное отношение к другим людям, учтивость. Эти качества высоко ценятся, хотя вежливому человеку ничего не стоят. Но внутреннее уважение к самому себе, то есть чувство достоинства, в нем повышается.
В предыдущей теме мы уже рассматривали разные варианты добра – от искреннего желания вызвать радость у другого человека до ложной доброты, которая в действительности направлена на разрушение здоровья. «Злые языки страшнее пистолета», – говорил Александр Грибоедов. Действительно, слово может как порадовать человека, так и глубоко ранить его.
Истинно духовной ценностью является любовь, которую еще древние люди в первую очередь адресовали к Богу как высшему образцу духовной ценности. Жизненно необходимой любовь является в силу того, что без нее, без цели и смысла, человеку трудно жить. Любовь является одним из проявлений инстинкта – врожденным влечением к индивиду противоположного пола, возможностью продолжения человеческого рода. Но, чтобы любовь была чем-то большим, чем животное влечение, в ней должна присутствовать следующая духовная ценность – красота. Красивая любовь – это романтическая, настоящая человеческая любовь, а не только инстинктивная потребность.
Сама же по себе красота – это прекрасное в гармонии. Гармония в человеческих отношениях в первую очередь проявляется вежливостью, когда человек, помогая другим, получает личное удовольствие.

4-й класс

Тема: «Истинная и ложная доброта»

Один король любил охотиться. Однажды он отправился в лес за добычей. Увидел в лесу оленя, выстрелил в него, но промахнулся. Олень успел умчаться от коварной пули. Король был раздосадован неудачей и поэтому, когда он увидел медведя, стал целиться тщательнее. Но за это время медведю тоже удалось скрыться. Совсем расстроился король и решил вместо охоты на дичь собирать грибы. Но в грибах он плохо разбирался, и когда съел собранные им грибы, то почувствовал себя плохо, потерял сознание и свалился в глубокую яму. Подданные, обнаружив короля в яме, пытались его вытащить, но им это не удалось. Король был обречен на гибель. Тогда подданные обратились к зверям и спросили: найдется ли среди них такой сильный, который сможет высвободить короля из ямы? На помощь пришли медведь и олень, которых король чуть не застрелил. Они были очень сильными и добрыми, а такие никогда не мстят. Олень попросил намотать ему на рога один конец длинной веревки, а другой опустить в яму к королю. Так оленю и медведю удалось вытащить полуживого короля. А когда он пришел в себя, они спросили его: «Ну как, хорошо прежде­временно уходить из жизни?». Король согласился, что убивать – дело плохое.
С этого дня король распорядился уничтожить в своем королевстве все ружья и превратить королев­ство в заповедник, где животных не только не убивали, а, наоборот, помогали им жить. Зимой, когда им не хватало корма, животных подкармливали. А летом, когда пересыхала река, доставляли воду в лес по специальным трубам.

Тема: «Вечные общечеловеческие духовные ценности»

Попробуем дать определения понятиям, которые мы используем.
Доброта – черта характера и поступки: отзывчивость, милосердие, душевное расположение к добру и стремление делать его другим.
Достоинство – это внутреннее чувство самоуважения и ответственности за сделанный выбор, порой превозмогая собственное малодушие, безволие и даже трусость. Но сила человеческого духа помогает нравственной личности выстоять.
Духовность начинается с устремленности к вечным общечеловеческим ценностям – любви, красоте, доброте...
Целостное здоровье включает здоровье человека, общества, единение их с природой. Оно может быть достигнуто благодаря постоянной работе над собой, стремлению к нравственному совершенству.
Здоровье личности в правовом, гражданском обществе – это высшая степень ответственности личности за целостное, заботливое и бережное отношение к полному благополучию в себе и вне себя. Когда человек ощущает полноту жизненной энергии, радость бытия, способность к ежедневному труду, особенно творческому.
Красота – универсальная форма бытия предметного (материального) и духовного мира в человече­ском сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и/или внутренние качества, которые вызывают удоволь­ствие, наслаждение, моральное удовлетворение.
Любовь – высшее, многогранное, эмоционально позитивно окрашенное чувство к человеку, идее, предмету, Родине или другому объекту. Любовь основана на доверии, заботе и ответственности.

Прямую иллюстрацию духовных ценностей демонстрирует следующая притча.
Принцесса никого не любила, хотя ей уже пришла пора создавать семью. Юноши, которые могли стать ее женихами, не делали ей предложений. Но вот однажды возвратился с войны солдат без одной ноги и слепой. У него было много боевых заслуг, но особенно он славился своей добротой и отзывчивостью. Солдат сделал предложение принцессе, и она приняла предложение стать его женой. Они очень полюбили друг друга, и через год у ее мужа выросла нога. Когда же он прозрел, то увидел, что его жена необыкновенно красива. Бывшие кавалеры принцессы не могли понять, как они раньше не разглядели ее красоты. А она и не была раньше красивой, такой ее сделала любовь!

Мария КУЗНЕЦОВА,
кандидат медицинских наук,
доцент АПКиППРО
Окончание следует

Публикация статьи произведена при поддержке сайта практикующего пластического хирурга – доктора Захарова. Беременность и роды, резкие колебания веса, травмы и просто время не всегда проходят бесследно, но умелыми руками хирурга можно скорректировать недостатки, подчеркнуть естественную красоту, убрать недочеты внешности, что может улучшить качество вашей жизни. На сайте http://www.drzakharov.ru/ вы сможете узнать о возможностях пластической хирургии, ценах на операции.

Что для тебя является главным в жизни? И если задать этот вопрос разным людям, то наверняка получишь разные ответы. Я бы сразу сказал, что свобода и развитие. Один из моих лучший друзей ответил, что для него главное в жизни семья и здоровье. У тебя будет свой ответ. Нужно понять всего лишь одно, что то, что является для тебя важным, управляет твоими действиями. В зависимости от того, какие у тебя приоритеты, и будет выстраиваться твоя жизнь. И в этой статье я хотел бы поговорить о формировании системы жизненных ценностей, т.к. считаю это очень важным моментом в процессе

Почему так важна система ценностей для каждого человека?

Важно понимать, что наличие системы ценностных ориентаций говорит уже о зрелой личности. Личностные ценности определяют нашу внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности и указывают направления нашего развития. Если сказать более простыми словами, то система ценностей для человека является некоторым вектором его развития. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «базовые» ценности, которые определяют деятельность в основных .

Жизненные ценности не возникают за один день. Они являются результатом нашего жизненного опыта. Огромную роль в этом играют значимые события в нашей жизни, книги, фильмы, учителя и т.д. Жизненные ценности со временем могут меняться. Нет ничего более постоянного, как временное. В 15 лет у тебя одни ценности, в 30 уже другие. Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения людей, что очень важно в современном обществе.

Понимание своих главных жизненных ценностей — очень важная вещь. Если ты проживешь большую и трудную жизнь, а в конце поймешь, что такая жизнь была не интересной, то что-то менять будет уже поздно… Если же, напротив, ты хорошо будешь знать, что хочешь от жизни, что для тебя по-настоящему дорого, каждый день твоей грамотно выстроенной жизни будет наполнен смыслом.

2 вида жизненных ценностей и 3 вида людей

Вообще существует большое количество ценностей, но все их можно разделить на две большие группы: материальные и духовные.

— к материальным ценностям мы можем отнести: квартиру, машину, гараж, драгоценности, книги, музыкальные инструменты, спортивные пренадлежности, еду, одежду и т.д;

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, любовь, ответственность, красоту, милосердие, справедливость, самосовершенствование, свободу, красоту, здоровье, знания и т.д.

В зависимости от созданной системы ценностей каждого человека можно отнести к одной из 3 групп:
— материалисты;
— духовные люди;
— духовные материалисты.

Интересно, к какой группе относишься ты?! Сейчас на минутку прекрати чтение и подумай. В какую сторону больше направлены твои основные векторы развития? В сторону материального? А может в сторону духовного? Или в ту и другую! Лично я отношусь к 3-ей группе. Я духовный материалист. Но еще лет 5 назад я был закоренелым материалистом. Понимание 7 сфер жизни помогло мне стать более сбалансированным и начать жить .

Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не было автомобилей и значит ценности в них тоже не было. Это сейчас только и думаешь, как бы заработать на крутой Мердседес. А представь, что Иисус ходил по Святой Земле и кайфовал просто без iPhone 7S! Материалистов сейчас процентов 60% и с каждым днем их становится все меньше.

Духовных людей намного меньше. Процентов 30%. На духовные ценности человек обращает внимание после лет 40-45. Приходит мудрость, начинаешь ценить здоровье, больше проявляешь любви к окружающему миру, в жизни появляется свобода и творчество. Больше думаешь о Боге и о жизни в целом. Наступает время внутренней философии. Больше хочется молчать и даже быть в одиночестве. Но многие так уходят в духовность, что забывают про материальную сторону. Большинство великих Творцов были нищие. «Для меня важно творчество и свобода, а деньги меня не волнуют» — так может сказать, только человек, жизненные ценности которого направлены только в сторону духовного мира. И это тоже некий дисбаланс, который нужно устранять. Чем быстрее, тем лучше.

Гармоничными могут быть только духовные материалисты. В их системе ценностей важно и то, и другое. Развитие личности должно опираться на ценности 2 видов. Духовное и материальное – это две стороны одной медали. Не нужно отрицать одно или другое. Нужно соединять, и тогда появится мощная внутренняя сила, которая может творить чудеса. Одно только помогает другому. Они не мешают. Что было бы, если пришлось бы ехать на одноколесном велосипеде. Ехать можно, но скорость будет не та. А скорость развития своей личности очень важна в жизни. Духовных материалистов примерно 10%. А должно быть намного больше! Мы должны творить новую жизнь на нашей новой планете Земля!

7 моих главных духовных ценностей

Здоровье – это основа жизни. Одна из самых важных ценностей. Ценить здоровье мы начинаем тогда, когда в организме начинаются «неполадки». А до этого времени пьем, курим и непонятно что едим. Остальные ценности, наверное, даже невозможны без хорошего здоровья. Это сложно объяснить молодому поколению. У них свои ценности. Уделяй время в первую очередь своему здоровью.

Время – это бесценный ресурс. Его нельзя купить, поменять, продать. 70-100 лет тебе дают, чтобы реализовать свой потенциал. Ты смотришь днем и ночью сериалы. Может быть тебе не стоило приходить на эту планету? Посмотри фильм «Время». Там главный ресурс – время, а не деньги. Мы все перевернули с ног на голову, гоняясь за зелеными бумажками.

Любовь – это вообще основа мироздания. Магнит, который связывает все. Любовь к себе, близким, природе, любимому делу, жизни в целом. Без ощущения любви человек не может быть гармоничным. Мало в ком сейчас живет настоящая Безусловная Любовь. Мое мнение, что многие говорят слово «люблю», но до конца не осознают, что это такое. Будь благодарным и любимым.

Знания – это основа твоего развития. Раньше знание было сложно достать. Люди ехали на другой конец света, чтобы его получить. Сейчас есть Интернет. Это великое благо, которое было создано для объединения всех знаний. Многие этого опять же не понимают. Тебе дают, ты не черпаешь. Ты думаешь, что все знаешь. Совсем нет…

Развитие – это основа для твоей свободы. Все развивается, все растет, все цветет. Наверное, тебе нравится запах распустившихся роз. Аромат, который нельзя насладиться. Только вот человек в определенный момент перестает развиваться. Он не достигает своего цветения. Цветения своей жизни. Губит свой потенциал на корню.

Свобода – это основа для творчества. У тебя есть свобода воли, чтобы созидать. Ты свободен в любом выборе. Твоя жизнь – это твой выбор. И только ты ответственен за свой выбор. Настоящая жизнь начинается, когда ты полностью осознаешь свою свободу. Но в жизни часто люди становятся рабами, забывая эту ценность. Работа на дядю занимает всю жизнь.

Творчество – это способность твоего Духа. Ты забыл, что ты Творец. Думаешь, что только Бог может творить. Ты часть его, а он часть тебя. Вы едины. Капля воды по составу не отличается от всего океана. Тот же состав, те же свойства. Сложно это понять. Быть духовным человеком значит быть творческим.

Это мои главные ценности в жизни. Для тебя они совершенно могут быть не главными. Я порекомендую выполнить одно упражнение, которое позволит создать свою систему ценностей в жизни. Возьми чистый лист, ручку и запиши все, что ты больше всего ценишь в жизни. Список должен состоять не менее, чем из 100 ценностей. Потом пройдись по этому списку и вычеркни наименее важные, чтобы осталось 50. Те 7-9 жизненных ценностей, которые останутся в конце и будут являться для тебя главными.

А теперь подумай, этим ли ценностям ты уделяешь большую часть своего времени и сил. Если получится так, что ты постоянно занят другим, то скорее ты служишь чужим ценностям или тем ценностям, которые стоят не первые в списке. Упражнение не жизненные ценности поможет изменить твою жизнь! Главные ценности в жизни и называются главными, потому что они являются нашими маяками и позволяют нам убедиться, что движемся в правильном направлении.


Close