• 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

История появления и сфера применения

Начало XIX века во Франции известно в истории тем, что именно в тот период изобрели уникальный метод способный осуществлять передачу данных с судна на сушу. Этот способ получил название — семафорная азбука.

Фактически процесс трансляции необходимых данных происходил следующим образом: на самой матче подымали сразу несколько перекладин и путем их передвижения складывали буквы, и после — словосочетания. Что давало возможность другой стороне (принимающей) оперативно принять данные.

В переводе с греческого, «Семафор» — «несущий знак». Фактически пару столетий данная система сигнализации была востребованной и широко применялась на всем земном шаре, но ровно до того момента, пока на смену ей не пришли небезызвестные радиосвязь и . После этого интерес к флажкам стал постепенно угасать, ввиду того, что новые методики оказались куда более эффективными и не столь времезатратными.

На сегодняшний день семафорную передачу информации на флоте фактически не задействуют, ввиду более эффективных методов.
История семафорной азбуки на территории РФ

Внедрение данной азбуки в России тесно связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Так, в конце XIX века именно он сформировал алгоритмы трансляции русских символов с задействованием флажков.

Русская версия семафорной азбуки

Включает в себя 29 символов, к которым (если на то возникнет необходимость) могут быть добавлены и три служебных буквенных элемента. Так, абсолютно весь спектр цифровых знаков и знаков препинания передается по буквам, ввиду того, что отсутствует отдельное обозначение для данного перечня.

Каждая буква или служебный символ — это установленное положение рук с флажками. Впрочем, (ввиду отсутствия флажков) передача данных может быть осуществлена с задействованием бескозырок.

Предполагается, что тот сигнальщик, который прекрасно освоил специфику метода работы азбуки флажков, может отчетливо воспроизводить порядка 60-80 символов на протяжении одной минуты.

Обратите внимание, что в вечернее и ночное время суток, в семафорной азбуке применяются флажки ярких и светлых оттенков (белый или желтый), в дневное время соответственно красные или черные.

Семафорная азбука за границей

В Англии XVII века для осуществления передачи данных применялись различные изображения. Семафорная азбука в том виде, в котором она имеется сейчас, была сформирована во Франции только лишь спустя два столетия.
Применение флажковой системы за границей, по сути особо ничем не отличается от тех же действий, но осуществленных на территории России. Отличия заключаются лишь в определенных аспектах, к коим относятся:

  • За рубежом флажки не одного цвета, а разные. По сути, каждый такой флажок — это отдельно взятый символ, достаточно просто вывесить флажки в определенном порядке и таким образом составить из них слова или целые предложения. За основу взят латинский алфавит.
  • Западная семафорная азбука имеет специальные обозначения и для цифр, а не только для букв. При этом допускается способ передачи информации и двумя флажками.

Систематизация языка флажков

В связи с тем, что метод передачи данных при помощи семафора был признан весьма эффективным, то возникла необходимость упорядочить все имеющиеся сигналы.

В девятнадцатом веке заметно возросла численность количество судов, очень многие государства обзавелись персональным флотом, ввиду чего, понадобилось в срочном порядке формировать единый язык моряков для общения на расстоянии. Таблица семафорных сигналов, приводящая к единообразию на международном уровне флаги, их цветовую гамму и смысловую нагрузку, окончательно была сформирована в 1875 году. В него вошли 18 основных флагов, которые перманентно эксплуатируются на флоте.

В момент, когда только-только принялись за разработку данного перечня, то его непосредственными участниками были всего 4-ре государства:

К ним относились:

  • Соединенные Штаты Америки
  • Канада
  • Британия
  • Франция

А вот уже в период начиная с 1901 года к этим 4-м примкнули государства, у которых в собственности был торговый и военный флот, после чего утвердили такой метод к эффективному применению.

Морская семафорная азбука наконец-то получила одобрение на официальном уровне — ее зарегистрировали и признали комплексной системой, помогающей передаче данных на расстояния.

На сегодняшний день, Международный свод сигналов состоит из трех блоков:

  1. Включает в себя 20 флажков, обозначающих собой только буквенные символы (цифр это не касается). Здесь, что вполне логично и предвиденно, используется для интерпретации алфавит с латинскими буквами.
  2. Содержит 10 флажков, которые обозначают циферные символы ль 0 до 9.
  3. Ему присущи 3 заменяющих флажка.

На практике заменяющие семафорные флажки задействуются только в самых исключительных ситуациях, именно тогда, когда без из применения попросту не обойтись. К таковым можно соотнести момент, когда на морском судне имеется всего лишь 1 набор флажков, а очень срочно нужно вывесить повторяющиеся буквы в одном слове.

До недавнего времени в курс обучения специалистов связи входила семафорная азбука, что это такое сегодня уже мало кто вспомнит. Вроде, как-то связано с передачей информации на большие расстояния, но каким именно способом эти самые данные доставляли, получали и обрабатывали - непонятно.

Самый ценный ресурс

С развитием цивилизации стало понятно, что самое важное, это информация:

  • Надеяться на успех может только тот, кто обладает исчерпывающей информацией по своему вопросу;
  • Вовремя доставленные новости могут изменить ход истории;
  • Различные спекуляции возможны только при высоком уровне понимания ситуации;
  • Элементарная связь между двумя людьми, разделенными расстоянием, невозможна без новейших изобретений;
  • За некоторые сведения люди готовы отдать все, что у них есть.

Владение информацией помогает «возвыситься» над толпой. Большинству людей приходится что-то производить, созидать и продавать. Некоторым же удается распределять информацию и направлять потоки ресурсов.

Но даже без амбиций обойти стороной тему связи не получится. Если раньше письмо от одного города в другой шло неделями, сегодня адресат может получить сообщение уже через секунду после отправки .

Стал возможным диалог в режиме реального времени между людьми, удаленными друг от друга на тысячи километров. Еще несколько столетий назад этот сюжет был чуть ли не основной темой фантастических произведений, сегодня он - банальная реальность.

Семафорный телеграф

Идея передавать данные при помощи оптических знаков впервые появилась еще в древности - население Северной и Южной Америки использовало костры и узелковое письмо для информирования соседей.

Схожие практики применялись и в Азии, самым известным примером является Великая Китайская стена. Учитывая протяженность - сообщать о набегах и других происшествиях при помощи гонцов не представлялось возможным.

Но настоящий расцвет семафорного дела начался в Европе XVIII века:

  1. Первые механизмы использовали видимые фигуры;
  2. К концу столетия уже был запатентован семафор с подвижными планками;
  3. В том же веке появился и его оптический собрат;
  4. Даже сегодня на каждой дороге мы можем увидеть их потомков - светофоры .

Ничего сложного в самом принципе работы нет:

  • Вдоль наиболее оживленных трактов, на возвышенностях, возводятся семафорные башни;
  • Все строения находятся в зоне прямой видимости, чтобы при любой погоде рабочие могли получать и отправлять сигналы;
  • Информация передается по цепочке, от одной башни к другой;
  • Оператор должен получить сообщение, записать его и передать дальше, следующему оператору который выполнит такой же объем работы;
  • Существовала специальная кодировка (азбука) для расшифровки получаемых сигналов.

Шифр для передачи данных

Наибольшую популярность семафорная азбука приобрела благодаря морскому флоту:

  1. Кораблям необходимо регулярно обмениваться информацией;
  2. О любом изменении маршрута необходимо сообщать всем союзным судам;
  3. Во время ведения боевых действий главнокомандующий должен координировать действия всей эскадры с одного корабля;
  4. На протяжении столетий этот вид связи оставался единственным возможным.

Сегодня все суда оборудованы современнейшей техникой, позволяющей связаться с кем угодно - как на море, так и на суше. Но наши предки не могли позволить себе такой роскоши и решали проблемы иным способом.

Была разработана специальная азбука, которая состояла из 29 букв :

  • Мягкому и твердому знаку соответствовал один и тот же сигнал;
  • «Э», «Е» и «Е» передавались одинаково;
  • Между «И» и «Й» никто не делал отличий;
  • Все слова передавались по буквам, в том числе знаки препинания и цифры;
  • Для сигналов использовались два флажка или бескозырки.

Скорость получения информации

Внезапно для всего мира и себя самого, человек «ворвался» в волновой диапазон. С этого момента необходимость в прямой видимости отпала:

  1. Можно было отправлять сообщения на сколь угодно большие расстояния;
  2. Стал возможен «живой» диалог между людьми, находящимися в разных странах;
  3. В каждом доме появилось свое «окно в новый мир»;
  4. На сегодняшний день возможность свободно общаться и передавать данные на огромные расстояния воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Если уже завтра мы останемся без интернета, радио и телефонии - послезавтра имеющийся уклад жизни рухнет. Существовать в столь медленном темпе, в котором столетиями жили наши предки, современный человек попросту не привык . И речь даже не идет о каких-то эмоциональных страданиях.

Элементарная координация производства, закупок и поставок товаров первой необходимости станет невозможной. Слишком большие объемы и слишком мало возможностей для передачи данных. Голодные бунты из-за «сломанного телефона», кто бы мог подумать.

Семафорное сообщение

Принцип передачи данных «в зоне прямой видимости» был известен с древности, но реальная потребность в этом варианте возникла лишь в XVIII веке. Примерно с тех пор существуют известные в наше время семафорные телеграфы и азбука:

  • На возвышенностях строилась цепочка башен;
  • При помощи световых сигналов или изменения положения планок информация передавалась от одного строения к другому;
  • Пройдя весь путь, данные находили конечного адресата, гораздо быстрее письма или гонца.

Семафорная азбука активно использовалась на флоте:

  1. Помогала передать сведения от одного корабля к другому;
  2. До повсеместного распространения радио являлась единственным вариантом общения;
  3. Сигналы подавались при помощи флажков;
  4. Опытные сигнальщики передавали за минуту не менее 10 слов;
  5. Длительный поход флотилии без подобной координации был невозможен.

Сегодня все это может казаться слегка комично или даже нелепо. Подумаешь, технический прогресс - флажками махать или башни в ряд строить. До этого мог бы и пещерный человек додуматься. Но на тот момент это было серьезным шагом вперед . И учитывая, куда это привело - к современным технологиям, шаг был весьма неплохим.

Для большинства остается чем-то непонятным словосочетание семафорная азбука, что это могут рассказать лишь люди с действительно широким кругозором.

Видео: как работала семафорная азбука?

В данном ролике Василий Тимофеев расскажет, как появилась семафорная азбука, как применялась она на флоте в России и других странах:

Во второй половине ХIХ века на флоте была введена особая должность - сигнальщик. А в конце ХIХ века изобретена сигнальная азбука вице-адмиралом С.О.Макаровым, которая нужна была для передачи сообщений на расстоянии между проходящими мимо кораблями, а также на сушу.

Русская семафорная азбука

Каждая буква русского алфавита закодирована особым положением рук с флажками. Русская семафорная азбука включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Следующие знаки передаются одинаково:
е, ё, э;
и, й;
ъ, ь.

В азбуке нет цифр и знаков препинания. Они передаются по буквам, например, цифра «3» - «три».

В светлое время суток используются флажки с темной тканью, а в темное - со светлой тканью. Если флажки отсутствуют, то сообщение передается бескозырками. Дальность передачи такого сообщения около 3 км, а при использовании бинокля еще больше.

Хороший специалист-сигнальщик за минуту может передать от 60 до 80 знаков, но этот показатель в редких случаях может достигать до 110.

Отмена семафорной азбуки в ВМФ России

В наше время к семафорной азбуке начал пропадать интерес, так как новые средства сигналов оказались лучше и не такие затратные по времени. С 1 декабря 2011 года «Флажное сигналопроизводство» исключено из учебной программы младших специалистов связи МВФ, но оно преподается в военно-морских училищах в качестве ознакомления. Вместо семафорной азбуки на флоте оставили световую сигнализацию с помощью прожектора и азбуки Морзе, а также радиосвязь. Они сегодня больше распространены для связи между кораблями. Но, по мнению опытных капитанов, семафорную азбуку необходимо знать, так как могут быть экстренные случаи, когда она просто незаменима, поэтому не исключено ее возвращение.

Международная семафорная азбука

Данная флажковая система применяется за границей с некоторыми особенностями.

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» - словом «запятая».

Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.

Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30× 35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в темное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью темного тона (красный, черный).

При отсутствии флажков - семафорят бескозырками.

Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.


Close