Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №60

Конспект НОД в области «Коммуникация»
в средней группе
«Прогулка в зимний лес»

подготовила
воспитатель
Морозова Р.Ю.

г. Апрелевка
2013

Цель. Расширять знания детей о времени. Закреплять умение подбирать сходные по смыслу названия признаков, действий, предметов. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Знакомить с понятием «родственные слова». Активизировать словарь в соответствии с лексической темой «Зима». Совершенствовать фонематическое восприятие. Нормализовать общую и мелкую моторику рук. Развивать мышление, внимание, память. Материал. Игрушка: ёж. Конверт с письмом. Пособие «Лесенка противоположностей». Корзина. Три пенька. Снежинка и солнышко.

Ход НОД
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я сегодня пришла в детский сад и обнаружила возле двери вот это письмо. Посмотрите, вот оно, очень странное письмо. Ёжик пишет нам его. Надоело Ежу спать, Хочет с нами поиграть. Пишет: «В гости приходите, помогите мне друзья, ведь зимы не видел я. Найдете меня в зимнем лесу за самым высоким пеньком.
Воспитатель. Ребята, поможем Ёжику увидеть зиму? (да) для начала давайте вспомним про зиму. Я вам буду загадывать загадки, а вы
слушайте внимательно каждую до конца и только потом говорите отгадки.
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила
Ни ведерка, ни кисти, ни рук, Но побелила всю землю вокруг. Скатерть бела всю землю одела.
(снег)(зима)

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Как будто белой скатертью
Он крышу застелил.
В серебряные шубы
Нахмурилось небо
Деревья нарядил. (Снег)
Наверно, не в духе!
Летают, летают
Белые мухи. (Снежинки)

Молодцы, хорошо умеете загадки отгадывать! А вы знаете, какое сейчас время года? (зима)
Почему вы так считаете? (на улице выпал снег)
А какая погода бывает зимой? (холодная)
Как вы думаете, какого цвета зима? (белого)
Почему же она белая? (потому что все вокруг покрыто белым снегом)
В какие игры играете зимой? (в снежки, катаемся на санках и лыжах)
как хорошо, что вы так много знаете о зиме!
Давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Встаньте поближе друг к другу, возьмитесь крепко за руки, закройте глаза.

Глазки закрывайте,
Немного помечтайте.
Ветерок нас подхватил,
В зимний лес переместил.

Воспитатель. Теперь откройте глаза. Мы оказались в зимнем лесу. Как красиво на поляне - всё здесь укрыто снегом.
Скажите, какой бывает снег? (белый, пушистый, чистый, воздушный, холодный, искристый)
Интересно, где же мы будем искать Ёжика? Вспомните, ребята, где он сказал, будет находиться? (за самым высоким пеньком)
Ёж. Здравствуйте! Раз уж вы меня разбудили, давайте поиграем!
Проводится упражнение на формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Дети повторяют слова за педагогом и выполняют соответствующие движения.
Ёж с ежатами.
Под огромною сосной
На полянке, на лесной,
Бег на носках. Произносить звуки ФРР-ФРР-ФРР

Куча листьев где лежит,
Ёж с ежатами бежит.
Бег в полуприсиде на носочках, руки в упоре на бедрах, спина круглая.

Мы вокруг все оглядим,
на пенечках посидим,
Присесть, вытягивая шею вверх.

А потом все дружно сядем
И иголки всем покажем.
Присесть с упором на кисти рук, голову опустить, спина круглая – «Показываем иголки»

Показали, показали
И домой все побежали.
Бег на носках. (Автор Е.Н. Вареник)
Ёж. Ой, а какое сейчас время года? Почему всё вокруг белое? Зима?! Что это такое?
Воспитатель. Ёжик, мы тебе расскажем о зиме. Ты будешь составлять предложения о весне, а дети - о зиме.
Ёж. Весной земля покрыта зелёной травой. А зимой? (снегом)
Весной на деревьях зеленые листья. А зимой? (нет листьев)
Весной вода в озёрах и в реках тёплая. А зимой? (холодная)

Воспитатель. Зимой холодно, всё вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте с Ёжиком поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать строчку стихотворения, а вы заканчивать в рифму.

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег)
А с небес летят пушинки-
Серебристые (снежинки)
На посёлок, на лужок
Сыплет беленький (снежок)
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка (снегурка)
На снегу - то посмотри,
С красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю укутал (снег) (Автор Лопухина И.)Воспитатель. Вы запомнили, какие слова добавляли в стихотворение? Назовите их. На какое слово они все похожи? (снег)
Воспитатель. Верно. Во всех этих словах есть общая часть - снег. Эти слова называются родственными. Как от снежных слов стало холодно! Наши пальцы замёрзли, давайте мы их согреем. Дети делают глубокий вдох, затем - выдох: «Х-х-х-х».
Воспитатель. Садитесь на стулья, посмотрите, сколько снежинок вокруг. И каждая снежинка волшебная, подниму любую, послушаю, что она мне на ухо шепнет. Эта снежинка предлагает поиграть в игру «Зима-весна», (раздает детям солнышко и снежинки).
Воспитатель. Я буду говорить предложения, если они о весне, вы улыбнётесь и поднимите вверх весёлое солнышко, а если о зиме удивитесь, и поднимите снежинку.
Начал таять снег.
Малыши дружно лепят снеговика.
На поляне начали расцветать одуванчики.
Маша и Миша взяли санки и побежали кататься с горки.
Прошёл дождь, и над рекой появилась радуга.
На улице морозно, дует холодный ветер.
Воспитатель. Молодцы, солнышки и снежинки поднимали правильно, ни разу не ошиблись.
Воспитатель. Теперь садитесь на ковёр, давайте быстро поднимемся по этой лесенке вверх. А снежинка и солнышко нам в этом помогут. Внимание! Я начну предложение, а вы закончите, если все предложения доскажете правильно, солнышко и снежинка быстро окажутся на верху лесенки. Но отвечать всем вместе не нужно.
зима холодная, а весна (тёплая)
зимой люди надевают шубы, а весной (платье, футболки)
Зимой идёт снег, а весной (дождь)
зимой медведь спит, а весной (ходит, бродит)
Зимой заяц белый, а весной (серый)
Зимой деревья стоят голые, а весной (на деревьях зелёные листья)

Воспитатель. Какие же вы молодцы! Снежинка и солнышко быстро оказались на самом верху лестницы.
Дети, а вы рады, что оказались в зимнем лесу. Почему зимой хорошо? (зимой очень красивая природа. Можно кататься с горки, на лыжах и на санках).
Но зимой может быть и плохо почему? (холодно, можно замёрзнуть и заболеть, когда сильный мороз нельзя гулять)
А весной чем хорошо? (Тепло, ярко светит солнце)
А чем плохо? (когда бывает очень жарко можно получить солнечный удар)
Воспитатель. Какие вы умные! Занятие сегодня было очень интересное. А вам оно понравилось. Выслушать мнение каждого ребенка.
Теперь возьмите эти листы бумаги, и мы с вами в группе нарисуем зимние пейзажи и отправим их Ёжику, думаю, ему очень понравится. И ещё, ребята, Ёжик просил передать вам угощение - вкусные и полезные яблоки! Давайте, поблагодарим его, скажем дружно: спасибо!

Список использованной литературы

Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.- М.: «АРКТИ», 2004.

Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


Приложенные файлы

Воспитатель средней группы МБДОУ №31 города Апатиты Воробей Оксаны Николаевны

Цель:

Воспитывать любовь к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Задачи:

  • Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать.
  • Развивать сообразительность, оригинальность и гибкость мышления;
  • Повышать уверенность в себе;
  • Формировать диалогическую форму речи;
  • Воспитывать бережное отношение ко всем лесным жителям, научить заботиться о лесе.

Оборудование:

  • картина- загадка;
  • игрушки диких животных, лесовичок, деревья;
  • листы с недорисованным рисунком, фломастеры.

Этюд «Что там происходит?» .

Воспитатель: Сейчас садитесь поудобнее и представьте, кого художник изобразил на картине. А вам интересно? Так давайте выразим свой интерес с помощью жестов и мимики. Голову повернём, одну ногу выдвинем вперёд и на неё перенесём вес своего тела; одну руку поставим на бедро, а другую опустим вдоль тела.

Воспитатель: Вместе с животными в лесу живёт Лесовичок и приглашает нас к себе в гости, но лес его очень большой, и чтобы не заблудится, мы пойдём друг за другом по тропинке. Предлагаю в лес пойти и животных там найти.

Но прежде чем путь начать, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Ответы детей: (нельзя шуметь, мусорить, ломать деревья и кустарники)

Лесовичок:

Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,
Нельзя даже громко петь:
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.

Воспитатель: Дорожка привела нас на лесную опушку. Присаживайтесь на брёвнышки, что вы слышите (звуки природы) .

Релаксационная минутка «Звуки живой природы» .

Динамическая пауза «Покажи отгадку» .

Лесовичок предлагает детям отгадать, кто его друзья, и поиграть с ними.

Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу,
Ярко-рыжую (лису) .

(Для показа лисы делать мягкий шаг с полуприседаниями, носки вытягивать вперёд, руки полусогнуты в локтях, прижаты к туловищу.)

Кто зимой холодной
Бродит по лесу голодный? (волк) . (Твёрдая походка, сердитое выражение лица) .

Он в дупло засунул лапу,
И давай рычать, реветь,
Ох, какой же он сластёна,
Косолапенький (медведь) .

(Ходьба вперевалочку: вес тела переносится с одной ноги на другую, ноги на ширине плеч, носки смотрят друг на друга) .

Воспитатель: Молодцы ребята всех обитателей леса вы отгадали.

А почему близко нельзя подходить к животным?

Ответы детей: (могут ранить, укусить; испугаются и далеко убегут от дома; могут болеть и заразят нас) .

Как называются жилища диких животных

Ответы детей: Медведь живёт в берлоге; У ежа – норка; Волк живёт в логове и т.д.

Физминутка

Раз, Два, три, четыре, пять!
Как животных нам назвать? (шагают на месте) .
С людьми они не знаются,
В лесу они скрываются (хлопают в ладоши)

По картинкам все их знают. (ладони складывают в виде книг)
Волк, лиса, медведь и заяц (указательным пальцем правой руки, загибают пальцы на левой руке)
Это звери дикие, лесные (изображают деревья)

Лесовичок: В лесу беда, приходили к нам туристы и оставили лесным жителям подарки.

Воспитатель: Ребята как можно помочь лесу и его обитателям? (нужно собрать мусор и забрать его с собой) .

Давайте поможем Лесовичку. (убирают мусор с поляны)

Нам пора возвращаться домой.

Лесовичок: До свидания ребята! Я останусь в лесу, и буду помогать лесным жителям.

До свиданья старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинке мы гуляли,
На опушке побывали,

Подружились мы с тобой
А теперь домой бегом!

Воспитатель: Ребята нам письмо передал Лесовичок, а в письме

Молодцы ребята вы справились. А ещё Лесовичок просил вам передать подарок от Белочки и ежа. (дети получают сладкие подарки)


Цель занятия

: Обогатить знания детей о жизни животных в лесу в

зимнее время года.

Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности

внешнего облика животных, образа их жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты,

сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному,

что нас окружает.

Учить детей вживаться в игровую ситуацию, создавая нужные

образы.

Продолжать закладывать основы экологического воспитания.

Предварительная работа

: Разучивание песен, игр, рассматривание

изображений животных (картинки). Чтение русской народной сказки

«Зимовье зверей».

Наглядный материал

волк, заяц, ёжик.

Комплексное занятие в средней группе

На тему: «Прогулка в зимний лес»

Цель занятия:

Закрепить и обогатить знания детей о зиме и жизни

диких животных в зимнем лесу. Развивать творческие способности

детей. Провести музыкально-игровое занятие с использованием

музыкально-ритмических движений и инсценированием песен.

Задачи:

Воспитывать в детях любовь к природе, животным.

Учить передавать в движении содержание текста песни,

особенности игрового образа.

Воспитывать у детей доброжелательность и искренность

Развивать умение передавать характер персонажей через

выразительные движения в музыке.

Петь соответственно характеру песни.

Предварительная работа

: Разучивание игр, песен. Рассматривание

изображений животных (картинки). Изготовление шапочек зверей для

Наглядный материал

: Музыкальный зал оформлен в виде лесной

зимней полянки: расставлены искусственные ёлочки, деревья с

прикрепленными к ним фигурками снегирей, в «берлоге» спит медведь,

под кустиком спрятался зайчик, в норке спит ёж, на ёлочке сидит белка,

под деревом притаилась лиса; «сугробы» сделаны из ваты, бумаги;

«снежинки», свисающие с потолка; шапочки зверей: медведь, лиса,

волк, заяц, ёжик.

«Прогулка в зимний лес»

Дети заходят в зал, встают полукругом и исполняют песню.

Песня « Раз-снежинка» муз. Л. Олифировой

Ведущий проводит беседу о зиме:

1 Какое время года?

2 Какая бывает зима?

3 Как мы одеваемся, когда холодно?

4 Ребята, а как вы думаете, что делают звери в лесу?

5 А вы хотите узнать, что происходит в лесу зимой? Ответы детей.

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее

царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмём для них

угощение.

Дети берут орешки, семечки, грибы, яблоко, морковку, бочонок мёда, везут угощение

на саночках.

В аудиозаписи звучит фрагмент «Декабрь» из цикла « Времена года» П. И.

Чайковского.

Вед. Слышите, ребята, какая музыка? Это Дед Мороз играет на сосульках.

Показывает на «снежинки»

« Посмотрите – кружится снежинка,

Словно одуванчика пушинка.

Долго наблюдаем мы за ней,

Как она мелькает меж ветвей.

Плавно опустилась на сучок,

Замерла, как белый паучок. С. Пронин.

Дети подходят к снегирям, проводится логоритмическое упражнение на

стихотворение Н. Нищевой « Снегири».

Упражнение « Снегири»

Вед. Вот на ветках, посмотри (дети 4 раза хлопают руками по бокам)

В красных майках снегири (по 4 наклона головы)

Распустили пёрышки,

Греются на солнышке (на первое слово частые потряхивания руками, на второе

– хлопок по бокам).

Головой вертят,

Улететь хотят! (по два поворота головы на каждую строку).

Вед. Ребята, давайте угостим птиц. (дети достают семечки и насыпают в кормушку).

Вед. Вы только посмотрите по сторонам!

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

Посмотрите дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю-ка я одну

снежинку и понюхаю её. (не спеша нюхает « снежинку», несколько раз делая

шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит:

- Ах! Аро-мат! Аро-мат! Дивный аромат! Чудесный аромат!

Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором: « Аро-мат!»

Упражнение повторяется несколько раз.

Вед. А сейчас давайте споём песенку.

Песня « Снег-снежок»

муз. и сл. Е. Макшанцевой

Вед. Ребята, чем пахнет в зимнем лесу? (воздух пахнет свежестью, чистотой,

прохладой).

Зимой в лесу холодно, не слышно весёлого щебетанья птиц, не часто можно

встретить на тропинках лесных зверей. Сейчас уже холодно. Но до этого всю осень

звери трудились – утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки. Хотите

посмотреть, как зимуют звери? (ответ детей)

Ведущая с детьми подходит к первому « сугробу» - берлоге медведя.

Вед. Кто там в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда –

Лапу в рот кладёт всегда.(ответ детей)

Вед. Дети, а как вы думаете, мы можем разбудить медведя?

Дети: Нет, нет, не надо. Зимой медведи впадают в спячку и тревожить их нельзя.

Вед. Когда медведь выйдет из спячки весной, он будет голодный, совсем без сил.

Давайте мы оставим и ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу. (дети

оставляют бочонок мёда, ведущий предлагает поиграть в игру)

«Игра с Мишкой»

муз. и сл. Л. Олифировой

Дети стоят свободной группой около боковой стены зала. У противоположной стены

на стульчике или лавочке сидит (лежит) Мишка (ребёнок), сладко спит.

Дети подходят к Мишке и поют: «По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдём,

все похлопаем в ладошки и немного подождём». Останавливаются, хлопают в

ладоши и на последний такт прячут руки за спину. Мишка просыпается,

потягивается, встаёт. Мишка поёт, обращаясь то к одному, то к другому ребёнку:

«Ты здесь хлопал, ты здесь топал?». Дети отвечают Мишке, жестами показывая, что

они не шумели: « Нет, не я. Нет, не я». Мишка поёт, сердито топая ногой, дети стоят,

слушают. Мишка поёт, поднимая руки вверх, в стороны: « Ты здесь хлопал, ты здесь

топал! Догоню вас я!». И в конце игры догоняет детей.

Ведущий с детьми подходит к следующему «сугробу» - домику зайца.

Вед. Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а сам всех боится. (ответ детей)

Вед. Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на

снегу, и зайцам легче скрыться от хищников: волков и лис.

Холодно заиньке, холодно серому

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой.

Вед. А впадают ли зайцы в зимнюю спячку?

Дети: Нет! Они зимой не спят!

Инсценировка песни « Зайка»

Зайка беленький сидит и ушами шевелит (дети присаживаются на корточки,

ручки «лапки» согнуты перед грудью)

Вот так, вот так! Он ушами шевелит. (покачивают « ушками» в такт музыке)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть (дети, обняв себя руками «дрожат

от холода»)

Вот так, вот так! Надо лапочки согреть.(хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать(дети, обняв себя руками « дрожат

от холода»)

Вот так, вот так! Надо зайке поскакать. (легко прыгают на месте)

Вед. Чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы пищи?

(Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки

растений, сухую траву из под снега). Давайте отдадим наше угощение зайчику.(дети

отдают морковку зайчику)

Вед. (указывает на белочку, сидящую на ёлочке)

Что за маленький зверёк

Вверх-вниз по ёлке скок да скок? (ответ детей)

Вед. А вы знаете, где у белочки домик? (в дупле на дереве). А что она делает осенью,

чтобы подготовиться к зиме? (делает запасы: сушит грибы, запасает жёлуди, орехи,

шишки. Утепляет своё жилище)

Игра: «Кто больше соберёт шишек»

Вед. А теперь, дети. Давайте угостим белочку. Что мы принесли для неё? Дети

отдают белочке сушёные грибы, орешки, шишки).

Вед. Ребята, отгадайте ещё загадку:

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт под кустом? (ответ детей)

Ведущая с детьми находят под ёлкой лису.

Вед. Лиса является хищным животным зверем. Это – хитрое животное. Она может

пускаться на различные уловки, чтобы добыть себе пропитание. Лиса питается

полевыми мышами, грызунами, лягушками и дичью.

Инсценировка песни « Рыжая лисичка»

Хоровод, хоровод – хлопки в ладоши

Пляшет маленький народ – приседания

Танцевать, скакать и прыгать – прыжки на месте

Мы готовы круглый год – приседания

Под кустом, под кустом – наклоны туловища

Кто-то с рыженьким хвостом – влево-вправо

Это рыжая лисичка – прыжки на месте

Пол кусточком лисий дом – приседания

Вед. Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.

Дети: А мы не боимся холода, мы умеем греться.

Массажная игра «Зимняя разогревалочка»

(М. Картушиной)

Если замерзают ручки, начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть (медленно растирают одну

ладонь о другую)

Сначала ладошки совсем как ледышки,

Потом как лягушки, потом как подушки (растирают ладошки всё быстрее и

быстрее)

Согрелись ладошки, горят и взаправду, а не понарошку.

Я горю, как от огня, вы потрогайте меня! (вытягивают вперёд раскрытые

ладони).

Вед. Вот мы и побывали с вами в зимнем лесу, накормили всех зверушек!

Понравилась вам наша прогулка? (ответ детей). Весело зимой в лесу. (звучит музыка

метели). Но слышите, ветер засвистел, значит метель начинается и скоро все

тропинки заметёт снегом! Пора нам возвращаться! (дети идут быстро, перешагивая

через « сугробы», ищут тропинку).

Вед. Ребята, посмотрите, а что это за сугроб? Давайте подойдём поближе и

посмотрим. (находят сосульки, а в них завёрнуты шоколадки) Это нам животные

оставили подарки. Мы благодарим их за угощение и обещаем, что будем любить

животных, заботиться о них. Мы будем помнить, что лес живёт по своим законам и

мы не должны нарушать их. И если получится это делать, то ещё многие годы

продлится общение с удивительным и всегда загадочным миром природы. А теперь

нам пора в группу.

Литература:

Музыкальная палитра 2013,2014, 2015 № 7,8

Музыкальный руководитель 2013, 2014 №6,7

Дошкольное воспитание 2012-2014

Подготовили и провели: Запевалова Нина Петровна – воспитатель

Хазарджан Наталья Николаевна – муз. руководитель

Наталья Хазарджан
«Прогулка в зимний лес», комплексное занятие в средней группе

Прогулка в зимний леc

Цель занятия : Обогатить знания детей о жизни животных в лесу в зимнее время года .

Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Учить детей вживаться в игровую ситуацию, создавая нужные образы.

Продолжать закладывать основы экологического воспитания.

Предварительная работа : Разучивание песен, игр, рассматривание изображений животных (картинки) . Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» .

Наглядный материал зимней полянки «берлоге» «сугробы» сделаны из ваты, бумаги; «снежинки» зверей

Комплексное занятие в средней группе

На тему : «Прогулка в зимний лес »

Цель занятия : Закрепить и обогатить знания детей о зиме и жизни диких животных в зимнем лесу . Развивать творческие способности детей. Провести музыкально-игровое занятие с использованием музыкально-ритмических движений и инсценированием песен.

Задачи :

Воспитывать в детях любовь к природе, животным.

Учить передавать в движении содержание текста песни, особенности игрового образа.

Воспитывать у детей доброжелательность и искренность

Развивать умение передавать характер персонажей через выразительные движения в музыке.

Петь соответственно характеру песни.

Предварительная работа : Разучивание игр, песен. Рассматривание изображений животных (картинки) . Изготовление шапочек зверей для игр.

Наглядный материал : Музыкальный зал оформлен в виде лесной зимней полянки : расставлены искусственные ёлочки, деревья с прикрепленными к ним фигурками снегирей, в «берлоге» спит медведь, под кустиком спрятался зайчик, в норке спит ёж, на ёлочке сидит белка, под деревом притаилась лиса; «сугробы» сделаны из ваты, бумаги; «снежинки» , свисающие с потолка; шапочки зверей : медведь, лиса, волк, заяц, ёжик.

«Прогулка в зимний лес »

Дети заходят в зал, встают полукругом и исполняют песню.

Песня «Раз-снежинка» муз. Л. Олифировой

Ведущий проводит беседу о зиме :

1 Какое время года?

2 Какая бывает зима?

3 Как мы одеваемся, когда холодно?

4 Ребята, а как вы думаете, что делают звери в лесу?

5 А вы хотите узнать, что происходит в лесу зимой? Ответы детей.

Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказочный лес , в настоящее зимнее царство . Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмём для них угощение.

Дети берут орешки, семечки, грибы, яблоко, морковку, бочонок мёда, везут угощение на саночках.

В аудиозаписи звучит фрагмент «Декабрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Вед. Слышите, ребята, какая музыка? Это Дед Мороз играет на сосульках.

Показывает на «снежинки»

«Посмотрите – кружится снежинка,

Словно одуванчика пушинка.

Долго наблюдаем мы за ней,

Как она мелькает меж ветвей.

Плавно опустилась на сучок,

Замерла, как белый паучок. С. Пронин.

Дети подходят к снегирям, проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н. Нищевой «Снегири» .

Упражнение «Снегири»

Вед. Вот на ветках, посмотри (дети 4 раза хлопают руками по бокам)

В красных майках снегири (по 4 наклона головы)

Распустили пёрышки,

Греются на солнышке (на первое слово частые потряхивания руками, на второе – хлопок по бокам).

Головой вертят,

Улететь хотят! (по два поворота головы на каждую строку) .

Вед. Ребята, давайте угостим птиц. (дети достают семечки и насыпают в кормушку) .

Вед. Вы только посмотрите по сторонам!

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)

Посмотрите дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю-ка я одну снежинку и понюхаю её. (не спеша нюхает «снежинку» , несколько раз делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, вдыхая, произносит :

Ах! Аро-мат! Аро-мат! Дивный аромат! Чудесный аромат!

Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором : «Аро-мат!»

Упражнение повторяется несколько раз.

Вед. А сейчас давайте споём песенку.

Песня «Снег-снежок» муз. и сл. Е. Макшанцевой

Вед. Ребята, чем пахнет в зимнем лесу ? (воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой) .

Зимой в лесу холодно, не слышно весёлого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Сейчас уже холодно. Но до этого всю осень звери трудились – утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки. Хотите посмотреть, как зимуют звери? (ответ детей)

Ведущая с детьми подходит к первому «сугробу» - берлоге медведя.

Вед. Кто там в шубе меховой

Спит холодною зимой?

Он большой, но вот беда –

Лапу в рот кладёт всегда. (ответ детей)

Вед. Дети, а как вы думаете, мы можем разбудить медведя?

Дети : Нет, нет, не надо. Зимой медведи впадают в спячку и тревожить их нельзя.

Вед. Когда медведь выйдет из спячки весной, он будет голодный, совсем без сил. Давайте мы оставим и ему угощенье. Пусть порадуется нашему сюрпризу. (дети оставляют бочонок мёда, ведущий предлагает поиграть в игру)

«Игра с Мишкой» муз. и сл. Л. Олифировой

Дети стоят свободной группой около боковой стены зала. У противоположной стены на стульчике или лавочке сидит (лежит) Мишка (ребёнок, сладко спит.

Дети подходят к Мишке и поют : «По тропинке, по дорожке мы к берлоге подойдём, все похлопаем в ладошки и немного подождём». Останавливаются, хлопают в ладоши и на последний такт прячут руки за спину. Мишка просыпается, потягивается, встаёт. Мишка поёт, обращаясь то к одному, то к другому ребёнку : «Ты здесь хлопал, ты здесь топал?» . Дети отвечают Мишке, жестами показывая, что они не шумели : «Нет, не я. Нет, не я» . Мишка поёт, сердито топая ногой, дети стоят, слушают. Мишка поёт, поднимая руки вверх, в стороны : «Ты здесь хлопал, ты здесь топал! Догоню вас я!» . И в конце игры догоняет детей.

Ведущий с детьми подходит к следующему «сугробу» - домику зайца.

Вед. Зимой беленький, а летом серенький.

Никого не обижает, а сам всех боится. (ответ детей)

Вед. Зайчики к зиме меняют шубку, она становится белой. Белый цвет не заметен на снегу, и зайцам легче скрыться от хищников : волков и лис.

Холодно заиньке, холодно серому

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой.

Вед. А впадают ли зайцы в зимнюю спячку ?

Дети : Нет! Они зимой не спят!

Инсценировка песни «Зайка»

Зайка беленький сидит и ушами шевелит (дети присаживаются на корточки, ручки «лапки» согнуты перед грудью)

Вот так, вот так! Он ушами шевелит. (покачивают «ушками» в такт музыке) Зайке холодно сидеть, надо лапочки согреть (дети, обняв себя руками «дрожат от холода» )

Вот так, вот так! Надо лапочки согреть. (хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать (дети, обняв себя руками «дрожат от холода» )

Вот так, вот так! Надо зайке поскакать. (легко прыгают на месте)

Вед. Чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы пищи?

(Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из под снега). Давайте отдадим наше угощение зайчику. (дети отдают морковку зайчику)

Вед. (указывает на белочку, сидящую на ёлочке)

Что за маленький зверёк

Вверх-вниз по ёлке скок да скок? (ответ детей)

Вед. А вы знаете, где у белочки домик? (в дупле на дереве) . А что она делает осенью, чтобы подготовиться к зиме? (делает запасы : сушит грибы, запасает жёлуди, орехи, шишки. Утепляет своё жилище)

Игра : «Кто больше соберёт шишек»

Вед. А теперь, дети. Давайте угостим белочку. Что мы принесли для неё? Дети отдают белочке сушёные грибы, орешки, шишки).

Вед. Ребята, отгадайте ещё загадку :

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт под кустом? (ответ детей)

Ведущая с детьми находят под ёлкой лису.

Вед. Лиса является хищным животным зверем. Это – хитрое животное. Она может пускаться на различные уловки, чтобы добыть себе пропитание. Лиса питается полевыми мышами, грызунами, лягушками и дичью.

Инсценировка песни «Рыжая лисичка»

Хоровод, хоровод – хлопки в ладоши

Пляшет маленький народ – приседания

Танцевать, скакать и прыгать – прыжки на месте

Мы готовы круглый год – приседания

Под кустом, под кустом – наклоны туловища

Кто-то с рыженьким хвостом – влево-вправо

Это рыжая лисичка – прыжки на месте

Пол кусточком лисий дом – приседания

Вед. Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.

Дети : А мы не боимся холода, мы умеем греться.

Массажная игра «Зимняя разогревалочка » (М. Картушиной)

Если замерзают ручки, начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть (медленно растирают одну ладонь о другую)

Сначала ладошки совсем как ледышки,

Потом как лягушки, потом как подушки (растирают ладошки всё быстрее и быстрее)

Согрелись ладошки, горят и взаправду, а не понарошку.

Я горю, как от огня, вы потрогайте меня! (вытягивают вперёд раскрытые ладони) .

Вед. Вот мы и побывали с вами в зимнем лесу , накормили всех зверушек! Понравилась вам наша прогулка ? (ответ детей) . Весело зимой в лесу. (звучит музыка метели) . Но слышите, ветер засвистел, значит метель начинается и скоро все тропинки заметёт снегом! Пора нам возвращаться! (дети идут быстро, перешагивая через «сугробы» , ищут тропинку).

Вед. Ребята, посмотрите, а что это за сугроб? Давайте подойдём поближе и посмотрим. (находят сосульки, а в них завёрнуты шоколадки) Это нам животные оставили подарки. Мы благодарим их за угощение и обещаем, что будем любить животных, заботиться о них. Мы будем помнить, что лес живёт по своим законам и мы не должны нарушать их. И если получится это делать, то ещё многие годы продлится общение с удивительным и всегда загадочным миром природы. А теперь нам пора в группу .

Литература :

Журнал «Музыкальная палитра» № 7, 2015 г.

Учебное издание «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» , составители Рез З. Я., Гурович Л. М., Береговая Л. Б.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» № 166

г. Кемерово

Савельева Елена Николаевна ,

учитель – логопед

Тема: «Прогулка в зимний лес»

(конспект занятия-игры по логопедии в средней группе)

Цель: Создание игровой ситуации, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

Активизация и актуализация словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя.

Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной моторики, координации движения, творческого воображения. Обучение детей приемам эмпатии.

Воспитательные задачи:

Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе. Воспитывать совершенное чувство прекрасного от общения с природой.

Предварительная работа:

На познавательных занятиях проводится беседа об образовании снежинок (из водяных капелек), о форме снежинок (у них всегда 6 концов). Дыхательное упражнение «Снежинки» (координация речи с движением, развитие воображения). Н.В. Нищева (конспекты логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР).

Слушание музыки: «Уж ты, зимушка-зима», симфония П.И. Чайковского «Зимние грёза», пьесы из цикла «Времена года».

Изобразительная деятельность: рисование елочки в снегу, снежинки.

Чтение художественной литературы о зиме: рассказ про зайца.

Стихи: предлагаемые Н.В. Нищевой. «Зима пришла», «Снежинки», «Первый снег», «Всё злее…..», загадки о зиме, зимних забавах.(Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.-55-56 c.)

Игры и упражнения: Н.В. Нищева «Снежная баба» (координация слова с движением, развитие творческого воображения), пальчиковая гимнастика: «Снежок» (координация речи с движением, развитие воображения).

(Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001.-57 c.)

Речевая игра: «Зимой».

Оборудование:

Музыка П.И. Чайковского из концерта «Времена года» - «Русская зима».

Вешалка с зимней одеждой. Фланелеграф – на нем кубики-сугробы, снежинки. Зимний лес-панно, ёлки, зимующие птички (снегири, синички). Игрушки: зайчик беленький, мишка. Маски. Картинки: зимний лес, лыжи, зимняя шапка, зимняя куртка, зимние сапоги, зимний шарф, деревья, полянки, ёлочки, кусты, снежинки. Пиктограммы, дерево обгрызанное. кустики, снежинки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Звучит музыка П.И. Чайковского из концерта «Времена года». (дети входят под музыку).

Л : Дети, к нам пришли в гости наши друзья. Поздоровайтесь. Здравствуйте гости дорогие!

Введение в тему:

Л : Дети, Зимушка-зима пригласила нас на прогулку в зимний лес.

На чем бы вы хотели туда отправиться?

Д : На лыжах, на санках, на машине, на коньках (выбор).

Л : Какую одежду наденете?

Д : Зимнюю одежду.

Л : Правильно, зимнюю одежду (подчеркивается голосом - зимнюю). Какие сапоги обуете? (зимние сапоги).

Какую шапку наденете? (зимнюю шапку).

Л : Оделись, молодцы! Встали на лыжи, взяли палки. В путь. По какой дороге поедем?

Д : По зимней дороге (имитируют езду на лыжах). Панно зимнего леса.

Л : (ежится). А вот и зимний, сказочный, волшебный лес. Как в лесу?

Д : Холодно. Мы замерзли.

Л : Да, ребята Мороз не велик, а стоять не велит. Чем покрыты все деревья?

Д : Пушистым, мягким, белым, чистым, мохнатым, холодным снегом.

Л : А еще, что покрыл снег?

Д : Ёлочки, кустики, полянки.

Л : А из чего состоит снег?

Д : Из снежинок.

Л : Подул ветерок на снежинки. Снежинки? Что снежинки делают? (снежинки – полетели,стали кружиться, падать, на землю ложиться).

Д : Кружатся, вьются, летят, падают, на землю ложатся.

Л : Хорошо зима. А чем хороша зима?

Д : Зимой можно кататься на ледянках, на лыжах, строить снежную крепость, лепить снеговика, играть в снежки.

Л : А чем зимой плохо?

Д : Бывает сильно холодно, дуют мотели, долго одеваться на улицу, тяжело ходить в теплой одежде, нужно сушить одежду, зимой простываем и болеем.

Л : А звери в лесу не мерзнут. Почему?

Д : У них теплые шубки.

Л : А кто под елочкой сидит

И ушами шевелит.

Прыгает он ловко.

И грызет морковку.

Д : (посмотрели под елочку и увидели зайчонка). Ой, это зайчонок, заинька, зайчишка.

Л : Как вы думаете, с каким настроением, он нас встречает? (веселым, радостным). Выберете маску, которая подходит настроению зайчика. (выбирают на ковре).

Какой он?

Д : Ушки длинные, хвостик короткий, носик розовый, шубка белая. Зимой он белый, а летом серый.

Л : Кто обгрыз кору дерева, дети?

Д : Зайка. Он зимой грызет не морковку, а кору деревьев.

Л : А мы то думали,он морковку ест.

Речевая игра: «Зимой» (Рождественская В.И. и Павлова А.И. игры и упражнения для исправления заикания. Изд. «Просвещение», 1978 г. с. 23)

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так.

Мишка зайку испугал

Зайка прыг и ускакал.

Вот так, вот так.

Л : Куда ускакал зайка?

Д : За пенек, под кустик, за дерево, под елочку, за сугроб.

Рассказ (самостоятельное рассказывание с опорой на картинки).

Давайте вспомним, что мы сегодня делали?

Выкладываются картинки. Логопед начинает, а дети продолжают.

Мы ходили на прогулку в зимний лес на лыжах.

Мы оделись по-зимнему.

Надели зимнюю шапку.

Зимнюю куртку.

Зимние сапоги.

Зимний шарф.

Нас встретил волшебный, сказочный, зимний лес.

Все деревья, полянки, кусты он покрыл белым. Пушистым, мохнатым, холодным, чистым снегом.

Подул ветерок и снежинки закружились, полетели, упали на землю.

Мы встретили пушистого, белого зайку, с длинными ушами.

Он сидел под елочкой.

Мы с ним подружились.

Итог занятия:

Л: Ой, ребята, Зима подарила на прощанье снежинки (поднимают снежинки, а к ним привязаны конфеты «снежинка». Конфета называется «снежинка». А от какого слова образовалось? (от слова «снег»).

Давайте скажем нашим гостям – до свидание.


  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.

  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.

  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
4. Н.В. Нищева. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2001 г.

Close