Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 66 «Ромашка» общеразвивающего вида

Программа

Кружок по духовно-нравственному воспитанию детей

«Мир доброты»

Воспитатель:

«Утверждено»

На установочном педсовете

Заведующий ___________

Основная цель кружка: Формирование основ духовности и нравственности личности дошкольника.

    Разработать модель духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Воспитывать в детях такие качества личности, как доброжелательность, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность прощать, просить прощения, не отвечать злом на зло; человеколюбие, ч честность, ответственность, заботливость; трудолюбие; любовь и уважение к родным и близким, любовь к Родине. Объединить усилия семьи, детского сада и Церкви в духовно - нравственном воспитании дошкольников. Содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного семейного климата.

Пояснительная записка - программа

Периодичность проведения: занятия проводятся 2 раза в месяц по 15-20 минут.

Форма проведения: подгрупповая, наполняемость 10 человек;

Возраст детей: 3-5 лет

Приёмы и методы:

    Теоретические и практические занятия с дошкольниками в игровой форме Беседы с детьми и их родителями; Коллективно-творческие дела; Индивидуальная работа с воспитанниками; Игры; Экскурсии; Досуговые программы для детей и родителей; Консультирование педагогов и родителей.

Используемые материалы и развивающая среда:

Шевченко мир. Учебно-методические комплекты «Православная культура» Истоковедение (Духовно - нравственное воспитание дошкольников в контексте истоковедения).Том 11. - М.:Издательский дом «Истоки», 2009/ Ответственные редакторы, ; Комплект книг для 3-4, 4-5 лет под общей редакцией профессора РАЕН, М., 2008 г.; Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для , авторы, Методическое пособие воспитателей дошкольных учреждений Основы христианской культуры. , Калининград, «Золотое сечение», 2001г. Конспекты занятий по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. , гуманитарный издательский центр Владос, 2010 г. Детская Библия. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1990 г.; Закон Божий для самых маленьких. М.: Паломник, 1997 г.; Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб.:Детство - Пресс, 1999 Журнал Духовно - нравственное воспитание. Прикосновение, рабочая тетрадь по основам православной культуры. И. Заузолкова, Козьмодемьянск.

Отбор детей на кружок достигается следующими мероприятиями:

Беседа с родителями, анкетирование родителей, беседа с ребёнком. Желание родителей и детей.

Сроки реализации: программа рассчитана на 2 года.

Основные принципы построения программы:

    От простого к сложному. Доступность. Системность знаний. Воспитывающая и обучающая направленность. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Разнообразные формы работы. Преемственность. Сотрудничество со специалистами детского сада, родителями.

Актуальность

В современном обществе в связи с изменениями социально - экономической ситуации материальные ценности доминируют над духовно - нравственными.

Люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием и терпимости к недостаткам других, нежеланием оказывать помощь . У многих детей искажены представления о

доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом и жестокости в обществе. Многих ребят отличает

эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Продолжается разрушение института семьи.

Анализ данных целенаправленного обследования современного состояния семейного воспитания свидетельствует о резком снижении уровня исполнения воспитательной функции родителями. Хотя Закон «Об образовании РФ» (ст.18) гласит о том, что первыми родителями являются родители. Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребёнка, как на невинное существо. В котором ещё нет никакого зла. Опыт показывает, что ребёнок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Поэтому воспитание ребёнка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Психология и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале. Пока оно не окрепло и не превратилось в привычку. Дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. А добрые качества приобретаются усилием и постоянством.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своё время писал: «Против нашего народа ведётся хорошо спланированная бескровная война, имеющая цель её уничтожить. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране. Она приводит к вырождению и вымиранию нашего народа. Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей. Нужны всенародные усилия, чтобы наши дети и молодёжь получили возможность вернуться к духовным и культурным корням народной жизни».

Итак, проблема духовного воспитания, бесспорно является одной из главнейших в современной России, поскольку именно в этом решение таких вопросов, как: будущее России, воспитание детей, становление новых идеалов и ценностей. О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, учёные и священнослужители. Духовность подразумевает стремление к самопознанию и самосовершенствованию. По мнению В. Даля, дух образуют слитно ум и нрав. К нраву он относит понятие любви, милосердия, добродетели. Нравственный – значит духовный, согласный с совестью, законами природы, достоинством человек. Поэтому нравственность является частью духовности и проявляется как красота в поведении человека.

Важно помнить, что образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. И сегодня задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности.

Примечание: преподавание дисциплин духовно - нравственного характера в светской школе или ДОУ — дело необычайно деликатное. Оно требует единения желаний родителей и их детей, заинтересованного участия администрации, чуткости, душевной тонкости педагога.

Целесообразность программы

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Детская душа целостна, в ней нет раздвоения, искусственности, фальши, неискренности. Отношение детей к людям, к природе простодушно, непосредственно и сердечно, как это почти недоступно для взрослых. «Младенец подобно молодому деревцу, нуждается в прививке, дабы выросли красивые и вкусные плоды. Не сделав это вовремя, мы рискуем вырастить, может быть и большое дерево, но с плодами горькими и негодными купотреблению. Ничего кроме доброго, от приобщения детей с младенческого возраста к Церкви не будет» (протоиерей В. Грозовской).

Программа предусматривает совместную деятельность педагогов, родителей, воспитанников и Церкви.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации поставленных задач можно будет добиться следующего: Снизится уровень тревожности и агрессивности у детей. Ребёнок научится терпеливо преодолевать встречающиеся трудности. Дети начнут чувствовать рядом с собой другого человека, его боль и переживания. Выработается привычка к делам милосердия, к труду ради других, доверие к миру. Произойдёт приобщение детей к Церкви. Дети научатся трепетно относиться к близким и родным, любить свою Родину, окружающую природу.

Родители будут обращать внимание в первую очередь на воспитание Души в своих детях.

Перспективное планирование работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей «Мир доброты»

Сентябрь

Занятие №1 «Любимое имя»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя». Мотивация родителей на совместную работу с ребёнком и воспитателем. Развитие чувства самооценки ребёнка

Занятие №2 «Дом, в котором я живу. Моя семья.»

Цели: Дать детям понятие о доме как о постройке, дать понятие об отчем доме, семье. Рассказать о близких родственниках. Развитие умения слушать друг друга.

Занятие №3 «Доброе слово»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово». Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

Занятие № 4 «Наш храм»

Цели: Дать детям понятие о храме как о Божием доме. Обратить внимание детей на архитектурные особенности. Рассказать о внутреннем церковном убранстве. Познакомить детей с самыми простыми молитвами. Развивать умение слушать взрослого.

Занятие №5 «Мир вокруг нас»

Цели: Развивать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней. Развивать художественный вкус, творческое воображение, трудолюбие, усидчивость и терпение. Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию движения.

Занятие №6 «Ласковая песня»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня». Развитие умения слушать друг друга

Занятие №7 «Ангел-хранитель»

Цели: Вызвать в детях желание делать подарки близким людям, дать понять, что дарить подарки гораздо приятнее, чем получать самим. Развитие у детей уважения к труду, побуждение к творчеству.

Занятие №8 «Святые иконы»

Цели: Дать понятие, что такое икона (образ), нимб. Обогащение знаний о молитвах. Мотивация взрослых на совместную деятельность с ребёнком.

Занятие №9 «Любимый образ»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ». Формирование способности понимать чувства других людей. Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

Занятие № 10 «Рождество Христово»

Цели: Ознакомить детей с содержанием рассказов об Иисусе Христе.

Способствовать развитию памяти, мышления. Побуждать детей к совместному труду.

Занятие №11 «Образ света»

Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ».

Развитие умения выражать свои добрые чувства. Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Занятие №12 «Добрый мир»

Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Образ»

Развитие мотивации на общение со взрослым. Развитие основы самоутверждения.

Занятие №13 «О доброте и послушании»

Цели: Развитие у детей мотивации к послушанию взрослых. Развитие адекватной самооценки.

Занятие №14 «Добрая книга»

Цели: Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга».Воспитание интереса, любви, бережного отношения к книге. Развитие умения слышать друг друга.

Занятие №15 «Любимая книга»

Цели: Развитие взаимодействия детей и взрослых. Создание позитивного настроя на общение в группе.

Занятие №16 «Самый главный праздник» (Пасха)

Цели: Объяснение детям смыла праздника Пасхи. Знакомить с православными праздниками.

Занятие №17«Как у нас-то в мастерской»

Цели: Познакомить детей с пасхальными традициями. Развивать любовь к труду, творчеству.

Занятие №18 Фотоэкскурсия в храм

Цель: Приобщать к православной культуре.

Интеграция кружковой работы в педагогическом процессе детского сада:

Диагностика:

Но говорить о результатах проводимой работы по духовно – нравственному воспитанию детей сложно. Ведь педагоги, выступают в роли сеятелей «мудрого, доброго, вечного», а произрастёт ли семя, даст ли плод, зависит от многих причин, так как жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. И очень важно, чтобы в пути каждого ребёнка сопровождали не только настоящие педагоги, но и добрые, чуткие и мудрые родители, верные друзья, чтобы каждая минута общения с ними духовно наполняла и обогащала детскую душу. Примерная диагностика показала рост уровня нравственного развития детей с 23% до 52% за год работы кружка.

Работа с родителями:

Без поддержки родителей в деле воспитания дошкольников не обойтись. Поэтому в детском саду предусмотрены разные формы взаимодействия с семьями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию: консультации, родительские собрания, совместное посещение храма, выпуск книг - раскладушек «Чем живёт группа», оформление уголка для родителей «Мир доброты», создание совместных альбомов:«Любимое имя», «Дом, в котором я живу», «Доброе слово» , «Любимая колыбельная песня моего ребенка», «Дружная семья», «Святые иконы», «Пасха Светлая», «Ангел - Хранитель», «Рисуем православный храм», «Вифлеемская звезда» организация выставки поделок «Пасха Красная», «Рождество Христово». Вошло в традицию празднование православного праздника «Пасха», а также празднование Дня Матери.

Екатерина Гордиенко
Рабочая программа кружка по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Горенка»

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Никто не может стать сыном своего народа,

если он не проникнется теми основными

чувствами, которыми живёт народная душа»

В. В. Зеньковский

Россия- родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа , принять историю и культуру страны, как свою собственную и творчески утвердить себя в ней.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего возраста. И именно поэтому наша культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом которое порождает личность.

Каждый взрослый желает детям добра. И дети ждут от нас, чтобы мы показали им путь, который определит каждому из них дорогу в жизнь. Особенно актуальное сейчас в православной педагогике –это духовное возрождение России .

Программа духовно-нравственного воспитания содействует духовному развитию детей , понятию что они являются частью великого русского народа, приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям и ко всем видам национального искусства. Именно так представляется стратегия развития личностной культуры детей, как основы их любви к Родине.

1.2 Цель программы :

Создать условия для приобщения дошкольников к духовно нравственным ценностям и формирование нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

Образовательные задачи :

1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомства с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививать ему любовь к Родине (русской культуре, языку, природе) .

4. Развивать творческие и познавательные способы детей с учётом их возрастных и психологических способностей.

5. Реализовать идею активного воспитания гражданина РФ , патриотизма малой родины.

6. Объединить усилия дошкольного образования и семьи , создавая единый конспект воспитания и развития на основе общей цели, содержания педагогических технологий.

Тип программы : образовательный.

Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям.

Физическая культура : включает в себя подвижные игры, досуги, развлечения.

Музыка : включает музыкальные произведения в соответствии с темой занятия, музыкальные игры, праздники (в том числе и фольклорные) .

Художественная литература : включает познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, былины, сказания, легенды, рассматривание картинок и иллюстраций.

Социализация : включает экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Познание : включает занятия, игры, прогулки , беседы.

Художественное творчество : мастер-классы, конкурсы, выставки, изготовление изделий в соответствии с темой занятия, произведение живописи и икон.

Программа охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста , с учётом учебного плана ДОУ.

1.3 Сроки реализации программы :

Данная программа рассчитана на 3 возрастных группы : среднюю, старшую и подготовительную.

Занятия проводятся в течении всего учебного года, в период с октября по апрель, один раз в неделю.

Продолжительность занятий : 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе, 25-30 минут в подготовительной группе.

В программу входит 28 занятий в каждой возрастной группе.

Кроме теоретических занятий в программу входят практические занятия, которые служат закреплением полученной информации.

Коллективные работы , рисунки, аппликации, изготовление поделок позволяют намного лучше усвоить пройденный материал.

1.4 Планируемые результаты освоения программы :

1. Знание и понимание воспитанниками истоков отечественной русской культуры, традиций русского народа и других малых народностей Родины, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.

2. Духовно -нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.

3. Убежденность детей в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу.

4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.

5. Взаимодействие семьи и детского сада в процессе , детский сад - центр социокультурной среды.

6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

1.5 Система оценки результатов освоения программы :

Результативность, эффективность программы можно выявить путем психодиагностического исследования. Обследование дошкольников проводится два раза в год : до проведения данной программы и после – итоговая диагностика, по результатам, которой на основе сравнительного анализа можно будет сделать вывод об эффективности произошедших изменений у детей.

При проведении психодиагностического обследования используется следующий психодиагностический инструментарий :

Для оценки уровня духовно – нравственного развития дошкольников используется «Методика по выявлению степени его соответствия высоким требованиям культуры»» (метод наблюдения) .

Критерии оценки духовно – нравственного развития :

В установлении критерия оценки являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса , выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их. Учитывая развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки детей.

Показатели духовно – нравственного развития дошкольников :

1. Культура общения (общительность) - умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, коммуникативность;

2. Культура поведения (дисциплинированность) - способность ребенка соблюдать общепринятые правила поведения;

3. Культура внешнего вида (аккуратность) - соблюдение ребенком гигиенических навыков, опрятности своего внешнего вида, поддержания в порядке своего рабочего места , тетрадей, книг, игрушек.

4. Отзывчивость (доброта) - хорошее отношение к окружающим , сострадание;

5. Дружелюбие - стремление к общению со сверстниками, наличие друзей и позитивных взаимоотношений;

6. Самостоятельность - самообслуживание, принятие самостоятельных решений, совершение действий собственными силами, без посторонней помощи;

7. Любознательность - устойчивый интерес к знаниям;

8. Честность - искренность, умение говорить всегда только правду;

9. Эмпатия - сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека;

Уровни развития : высокий, средний, низкий.

Для выявления нарушений в сфере межличностных отношений используется детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки «Ребенок – ребенок» ;

Для диагностики развития нравственной сферы дошкольников используется методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Г. М. Фридмана;

Диагностика межличностных отношений в коллективе – оценивается по социометрической методике «Выбор в действии» ;

В качестве критериев развития взяты : коммуникативная культура, установление связи между поведением и поступками : наблюдение, опрос.

2.1 Структура программы :

1. Блок : «Мой внутренний мир» -основы православной культуры.

2. Блок : «Родина моя» - патриотическое воспитание .

3. Блок : «Кладязь доброты» -нравственные ценности.

4. Блок : «Горница» -традиции национальной культуры.

5. Блок : «Природа и я» -экология.

6. Блок : - национально-региональный компонент.

Направления работы :

1. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность) .

2. Духовно-образовательное (занятия, беседы) .

3. Культурно-познавательное (целевые прогулки , экскурсии) .

4. Воспитательно-оздоровительное (утренники, подвижные и ролевые игры, прогулки ) .

2.2 Методы и принципы реализации программы :

Принципы : принцип систематичности и последовательности, принцип культуросообразности, принцип сочетания и доступности, принцип интеграции, принцип природосообразности, принцип наглядности.

Методы : словестно-образный, практический, наглядно-действенный.

Принцип систематичности и последовательности : предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

Принцип культуросообразности : воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициями.

Принцип наглядности : который просматривается при проведений наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков.

Принцип интеграции : определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

Принцип сочетания научности и доступности : -исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника-игры .

Принцип природосообразия : учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

Словестно-образный метод используется : чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем ; разбор житейских ситуаций, ответы на вопросы педагога, детей; чтение сказок, былин, христианских притч; сообщение дополнительного материала воспитателем ; беседы с элементами диалога; рассматривание наглядного материала; загадывание и отгадывание загадок.

Практический метод включает : организацию продуктивной деятельности; проведение игр.

Наглядно-действенный метод используется : наблюдения; проведения музыкальных и дидактических игр; показ сказок; воплощения впечатлений детей в творческих направления; рассматривание икон, иллюстраций, репродукций.

2.3 Формы работы с детьми :

Первичная диагностика (сентябрь)

Итоговая диагностика (май)

Утренники, развлечения

Факультативные занятия по духовному воспитанию

Интегрированные занятия

Чтение художественных произведений в том числе и духовно -нравственного содержания

Беседы, беседы обсуждения

Моделирование жизненных ситуаций требующих нравственного выбора

Продуктивная деятельность, выставки, конкурсы

Разучивание стихов, песен, колядок, потешек

Целевые прогулки

Рассматривание икон, иллюстраций

2.4 Формы работы с родителями :

Родительские собрания с элементами духовно -нравственной тематики

Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении

Организация с родителями субботников в детском саду (облагораживание территории)

Изготовление декораций к праздникам, организация угощения детей во время утренника

Диспуты, беседы, консультации

Обмен опытом по духовному воспитанию в семье

Индивидуальное собеседование

2.5 Формы работы с педагогами :

Консультации, семинары-практикумы

Выставки методической, духовной , коррекционной литературы

Подбор художественных произведений духовно -нравственной направленности для работы с детьми

Подготовка и проведение занятий-утренников

Анкетирование и тестирование

2.6 Материально-техническое обеспечение :

Для более эффективного усвоения программы в ДО оформлена комната народного творчества «Горенка » в виде «мини-музея» , здесь дети знакомятся с :

Русским бытом (предметы трудовой жизни русского крестьянства, утварь крестьянской избы)

Фольклором (древние музыкальные инструменты, игровая дидактика)

Народным искусством своих предков (одежда, обувь, гончарные круги, прялицы)

Русской народной игрушкой (деревянные и глиняные предметы Богородских, Гжельских, Дымковских, Сергиево Посадских мастеров)

Осуществляется театрализованная деятельность (народные костюмы, ростовые куклы, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр) .

3. Организационный раздел

Темы занятий

1. Блок :«Мой внутренний мир» 2. Блок : «Родина моя» 3. Блок :«Кладязь доброты» 4. Блок :«Горница» 5. Блок :«Природа и я» 6. Блок :«Смоленский край- любимый край»

1.«Покров»

2.«Скоро праздник Рождества Христова»

3.«Преподобный Серафим Саровский –скорый помошничек»

4.«Праздник Крещение»

5.«Сретение Господня»

6.«Прощённое воскресенье»

7.«Христос Воскресе, Христос Воскресе.»

8.«Троица»

9.«Сошью Маше сарафан»

10.«Волшебные спицы»

11.«Весёлые ложки»

12.«Тень-тень-потетень, веселимся целый день»

13.«Шутки шутить, людей насмешить»

14.«Колыбельная песня»

15.«Плачет хлебушко, когда его ест лентяй"

16.«Петушок и баба Яга»

17.«При солнышке тепло, при матушке добро» 18.«Жихарка

19.«Теремок

20.«Ой, вы гости-господа»

21.«Прощание с избой»

22.«У бабушки в деревне»

23.«Зимние забавы»

24.«Здравствуй, зимушка зима»

25.«Весна, весна поди сюда»

дед и баба»

27.«Крестьянская

игрушка»

28.«Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»

29.«Весёлая ярмарка»

1. Блок : «Мой внутренний мир» 2. Блок : «Родина моя» 3. Блок : «Кладязь доброты» 4. Блок : «Горница» 5. Блок : «Природа и я» 6. Блок : «Смоленский край- любимый край»

1.«Рождество Пресвятой Богородицы»

2.«Покров»

3.«Архангел Хранитель»

4.«Праздник Святителя Николая Чудотворца»

5.«В огне рождественских свечей»

6.«Вербное воскресенье»

7.«Пасха»

8.«Этот волшебный завиток»

9.«Роспись по дереву»

10.«Приданное бабы Яги»

11.«Нет милей дружка, чем родима матушка»

12.«У страха глаза велики»

13.«Знакомство детей с масляничными обрядами»

14.«Птицы возвращаются на Родину»

15.«Пасхальные радости»

16.«Ой, вы гости-господа»

17.«Зимние святки»

18.«Сказка для Кузи»

19.«Семейное занятие на Масленицу»

20.«Маленькое дела лучше большого безделья»

21.«Красно летичко, дай грибов в берестечко»

22.«Проказы старухи зимы»

23.«Подснежника глянул глазок голубой»

24.«Весна, весна, поди сюда»

25.«Хороша кашка, да мала чашка»

26.«Коляда-моляда прикатила молода»

27.«Святки»

28.«Тонко бело полотенечко, хитро-мудро рукодельице»

Темы занятий

1. Блок :

«Мой внутренний мир» 2. Блок :«Родина моя» 3. Блок :«Кладязь доброты» 4. Блок :«Горница» 5. Блок :«Природа и я» 6. Блок :«Смоленский край-любимый край»

1. «Бог-творец» . Дни творения.

2. «Рождество Пресвятой Богородицы

3. «Николай Чудотворец-жизнь и чудеса» .

4. «Прощённое воскресенье

5. «Вербное воскресенье 6.«Покров» .

7.«Проведение праздника Покров» .

8 .«Празднование Масленицы» .

9.«Пасха» .

10. «Празднование Пасхи» .

11.«Красная горка» .

12. «Человек без родины, что соловей без песни» . 13. «Хлеб-всему голова» .

14. «Придёт беда-не купишь ума» .

15. «Синичкин день» .

16. «Праздник Рождества» .

17. «Солдатушки бравые ребятушки» .

18. «В гости к хозяюшке» .

19. «Михайлов день» .

20. «Подготовка к Новому году и Рождеству Христову» .

21. «Знакомство с русской матрёшкой» занятие первое.

22. Занятие второе.

23. «Прощание с избой» . 24. «Октябрь-грязник, ни колеса, не полоза не любит» .

25. «Зима не лето-в шубу одето» .

26. «Крещение празднуем Господне» .

27. «Кузьминки-об осени поминки» .

28. «Русские богатыри-защитники Отечества» .

29. «Край родной на век любимый» .

4. Используемая литература :

1. «Основы православной культуры» Л. П,Гладких

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева

3. «Российский этнографический музей детям» О. А. Ботякова

4. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т. А. Бударина

5. «Культура русского народа : Обычаи, обряды, занятия, фольклор» Л. С. Лаврентьева

6. «Забытая старина : Турнир знатоков народного творчества» М. Н. Маслова

7. «Сказки Смоленского края» народный сборник.

8. «Наследие и быль, и сказка» Е. В. Соловьёва

9. «Народная культура и традиции» ФГОС в ДО

Программа

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

« Твори добро »

    Паспорт программы ……………………………………………………….2

    Ведение………………………………………………………………….….5

    Актуальность программы …………………. 5

    Основные принципы программы……………………………………… 6

    Основные направления программы …………………………………… 7

    Формы работы ………………………………………………….................7

    Этапы реализации программы ………………………………………… 8

    Целевые ориентиры………………………………………………………13

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа духовно-нравственного воспитания «Твори добро»

Разработчики программы

Творческая группа педколлектива

Основные цели программы

    Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям.

    Возрождение лучших отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.

Задачи программы

    Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.

    Воспитание чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании.

    Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

    Способствовать повышению значения семейных ценностей.

    Приобщение к культуре и традициям русского народа.

Участники реализации программы

    Педагоги

    Родители

Методическое обеспечение программы.

Материально-технический ресурс:

Фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

Компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Кадровый ресурс:

Педагоги ДОУ;

Уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

Рославльский Историко-Художественный музей;

Библиотека им. Рыленкова;

Дом детского творчества;

Источники финансирования

Привлечение внебюджетных средств

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у воспитанников сформируются следующие представления:

    о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

    о духовных и нравственных ценностях;

    о ценностном отношении к окружающему их миру;

    об истории и культуре своей страны;

    научатся беречь и поддерживать красоту;

    проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;

Ожидаемые конечные результаты

Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Актуальность программы « Твори добро »

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

Основные принципы программы:

1. Принцип интеграции : сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2.Культурологический принцип : Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Основные направления программы:

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

    формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе;

    восприятие литературных произведений;

    эстетическое развитие детей;

    сотрудничество семьи и ДОУ

    обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Формы работы:

С детьми:

С кадрами:

    Методические объединения;

    Педагогические советы;

    Семинары;

    Консультации;

    Анкетирование;

    Обмен опытом;

    Самообразование;

    Курсы повышения квалификации;

    Взаимопосещения;

    Открытые просмотры;

    Мастер-классы;

    Участие в конкурсах разных масштабов.

С родителями

    Родительские собрания;

    Дни открытых дверей;

    Консультации;

    Совместные акции;

    Вечера отдыха;

    Выставки;

    Праздники;

    Спортивные мероприятия;

    Анкетирование

Этапы реализации программы

    Диагностический:

    Выявление затруднений участников Программы;

    Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.

    Теоретическое исследование:

    Изучение теоретических вопросов;

    Предварительная работа, сбор материалов;

    Организация работы творческих групп.

    Практическая часть:

    Разработка и принятие Программы, оформление пособий,;

    Наработка практического материала;

    Установление взаимосвязи с социальными институтами.

    Разработка и реализация проектов.

    Подведение итогов работы:

    Выступление с опытом работы на конференциях различного уровня, защита проектов.

Основное содержание программы «Твори добро».

Программа включает в себя 8 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, Дома школьника, общественных организаций.

Тематические блоки:

Наименование

Основные темы

Формы работы

«Мой детский сад»

«Моя семья»

«Все на белом свете солнышкины дети»

«Вглядись в себя – сравни с другими»

«Я и моё имя»

«Чем мы похожи, чем отличаемся»

Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость.

Повысить педагогическую культуру родителей

Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства

Изучение семей, семейных традиций

Создание альбомов о семье

Тестирование;

Анкетирование;

Творческие работы;

Педагогические наблюдения;

Составление генеалогических деревьев;

Проведение совместных вечеров, праздников

II Мой любимый город

История города

Достопримечательности города

«Тепло родного дома»

Формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного города;

Совместные экскурсии,

Творческие работы;

Проекты;

Выставки;

Семейные чтения;

Создание фотоальбомов «Путешествие по городу»

Участие в акциях

Участие в концертах

Изготовление макета города,

III Обучение и труд рядом идут

Профессии

«В труде человек хорошеет»

Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей;

Чтение художественной литературы;

Участие в субботниках;

Создание фотоальбома «Профессия моих родителей»

Сюжетно-ролевые игры;

Продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка;

самообслуживание, дежурство

Участие в смотрах-конкурсах

Создание предметно-развивающей среды

IV Край мой Смоленский

История Смоленского края

Природа Смоленской области

Достопримечательности

По святым местам Смоленщины

Формировать представления о родном крае;

Расширять знания о природе родного края;

Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края;

Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам;

Создание фотоальбома

Выставки сотворчества

Проведение консультаций, родительских собраний

Чтение художественных произведений

Проведение досугов

Виртуальные экскурсии, презентации

V Дорога добра

«Доброе слово, что ясный день»

«Дружим с добрыми словами»

«Подари другому радость»

«Добрым жить на белом свете веселей»

Чего в других не любишь, того не делай сам

«Хорошие песни к добру ведут»

День добрых дел

Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям;

Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи;

Способствовать формированию эмоционально-положительных интонаций в речевом общении;

Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём;

Воспитывать желание совершать хорошие поступки;

Чтение художественной литературы

Проведение акций

Создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя»

Проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека»

Анкетирование

Разучивание стихотворений, песен

VI Я - Россиянин

Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом);

Сохраним и приумножим растительный и животный мир

«Мы соберем дружный хоровод»

«С русским задором по русским просторам»

Мы помним и гордимся

Традиции народных праздников

Любимые сказки

«Я имею право…!»

«Наши соседи»

Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Приобщать детей к духовному наследию русского народа;

Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества;

Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях;

Чтение художественной литературы

Рассматривание альбомов, карт, репродукций

Участие в конкурсах

Педагогические проекты

Продуктивная деятельность

Проведение тематических праздников

Познавательные праздники, досуги

Ярмарки

Сюжетно-ролевые игры

Встречи с интересными людьми

Народные игры

VII Братья наши меньшие

«Домашний любимец»

«Дружок»

«Мы с тобой одной крови»

«Не проходите мимо»

«Села птичка на окошко»

«Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей»

Что бы сделал я

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Воспитывать чувство милосердия к блудным животным;

Формировать основы

поведения в обращении с животными;

Учить оказывать помощь животным;

Создание книги «Наши питомцы»

Беседы о бездомных животных

Проведение акций

Чтение художественных произведений о животных

Создание презентаций

Создание песочной анимации «Пропала собака»

Показ спектаклей

Выставки рисунков

Составление рассказов

Решение проблемных ситуаций

VIII Природа – наш дом

«Природа родного края»

«Солнце, воздух и вода»

«Давай пройдёмся медленно по лугу…»

«Не навреди»

«Дорогою добра»

Воспитывать гуманное отношение к природе;

Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде

Показ презентаций

Чтение художественной литературы

Театрализация по мотивам сказок

Проведение акций

Разучивание стихотворений,

Педагогические проекты

Продуктивная деятельность

Выставки рисунков и поделок

Целевые ориентиры

Младший дошкольный возраст

    Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи

    Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах

    Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым

    Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи

    Формирование начал экологической культуры

Средний дошкольный возраст

    Осознание принадлежности к своему городу, национальности

    Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку

    Воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться

    Развитие способности верить в себя и в свои возможности

    Формирование представлений о природе родного края и гуманного отношения к ней

Старший дошкольный возраст

    Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству

    Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины

    Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться

    Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества

    Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения

Управление образования администрация

Балашовского Муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ивушка» города Балашова

Саратовской области».

Перспективное планирование

по духовно – нравственному

воспитанию детей

«Истоки».

Логопедическая группа

Составила: воспитатель 1категории Коннова Н.М.

2014-2015 уч. год

Цель духовно – нравственного воспитания дошкольника: целостное духовно - нравственное и социальное развитие личности ребёнка – дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно – нравственных традиций российского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Целостное духовно – нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие задачи:

  • Дать первые православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; о семье, о христианском образе жизни человека;
  • Содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать духовно – нравственные чувства;
  • Формировать духовно – нравственные качества (добродетели);
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи:

  • Формирование и развитие творческой духовно – нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно – нравственную жизнь.
  • Содействие развитию духовной, познавательной и практической деятельности.

Тема

Методические приемы

Сентябрь

«Культура поведения»

Формулы словесной вежливости (здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста)

Этические беседы : «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости,

Чтение : В. Осеева «Волшебное слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова», В. Солоухин «Здравствуйте».

Игровые упражнения: «Кто первым поздоровается», «До свидания, милое создание».

Сюжетно-ролевая игра: «Идём к врачу».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

*«Что летом родится, - зимой пригодится».

* «Восенушка - осень – сноп последний косим».

* «Хлеб – всему голова».

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа о лете. Чтение пословиц, поговорок и песенок о лете.

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Беседа об уме и о глупости. Чтение сказки «Про Филю» из сборника В.Н. Морохина. Словесная игра «Филя и Уля».

Дружеские взаимоотношения.

Беседы: «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь».

Чтение: русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», л. Толстой «Два товарища».

«Этические представления»

Дружба, товарищество.

«Семейная принадлежность»

Моя семья.

Рассматривание семейных фотографий.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продуктивная деятельность «Подарки любимым».

«Гражданская принадлежность»

*Моя улица, домашний адрес.

Экскурсия по улице.

Рассматривание фотографий зданий ближайшего окружения.

Дидактические игры и упражнения : «Я живу на улице…», «Мой адрес…», «Жилое - нежилое», пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице».

Проводы в школу выпускников детского сада.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Беседа о труде воспитателя.

«За большим погонишься- и малое потеряешь».

Чтение сказки «Золотая рыбка» Обсуждение содержания. Лепка на тему «Золотая рыбка».

Октябрь

«Культура поведения»

«Телефонный этикет»

Формирование форм словесной вежливости

Беседа «Правила разговора по телефону».

Чтение : А. Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном», А. Кондратьев «Добрый день», С. Маршак «Урок вежливости», А. Шибаев «Дядя Саша огорчён».

Дидактические игры : «Вежливый ручеёк», «У меня зазвонил телефон».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Город Балашов на Хопер-реке».

«Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

«Злое истребление»

« город Балашов»

Рассказ воспитателя об истории города Балащова. Рассматривание открыток «Балашова».

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием.

Рассказ об истории создания Балашова.

«Положительные моральные качества»

«Забота о малышах и пожилых людях».

День пожилого человека.

Беседы: «Как мы можем заботиться о старших», «Мы- защитники малышей».

Чтение : р.н.с. «Гуси-лебеди», А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник!», Г. Виеру «Мама, почему?», Л. Толстой «Старый дед и внучек», Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей обижать!».

«Этические представления»

«Доброта и забота»

Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».

Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

«Семейная принадлежность»

«Работа моих родителей»

Встреча с родителями (рассказ о профессиях).

Беседы: «Где работают наши мамы», «Как трудятся наши папы».

Чтение: С. Михалков «А что у вас?».

Дидактическая игра «Угадай профессию».

«Гражданская принадлежность»

«Наш город, район – промышленные предприятия, культурные центры, памятники».

Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий.

Фотовыставка «Как мы отдыхаем».

Беседа «Что есть в нашем городе для детей».

Продуктивная деятельность «Моё любимое место отдыха».

«Духовно-нравственные чувства»

«Каков есть,такова и честь.»

Слушание сказки . Обсуждение содержания сказки. Изготовления из картона поделки «солдатик», «танцовщица».

Ноябрь

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах»

Беседа «Как вести себя в детском саду, в транспорте, чтобы всем было приятно и хорошо».

«У истоков русской народной культуры»

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Синичкин день».

«Где живёт перо Жар-птицы?»

«Золотая хохлома».

Экскурсия по историческим местам города Уварово.

Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

«Положительные моральные качества»

«Забота о малышах, слабых. Сочувствие, отзывчивость»

Беседа «Сильных не бойся, слабых защищай».

Чтение : А. Барто «Вовка- добрая душа».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Как можно выразить сочувствие». «Как утешить, пожалеть обиженного».

«Этические представления»

«Формирование понимания необходимости выполнять свои обещания».

Беседы : «Обещал – значит, выполни», «Дал слово – держи».

«Семейная принадлежность»

«Моя родословная».

Рассматривание семейных фотографий.

Составление генеалогического древа (с родителями).

Беседа «Моя родословная».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

«Гражданская принадлежность»

«Столица нашей Родины – Москва».

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Путешествие по Москве», лото «Москва».

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы».

«Духовно-нравственные чувства»

«День единения -день богатырской славы».

Чтение отрывка из былины о богатыре. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания.

Декабрь

«Культура поведения»

«Словесные формы выражения благодарности»

Игровые упражнения на воспитание культуры речевого общения.

«У истоков русской народной культуры»

«Зима – не лето,- в шубу одето».

«Светит, да не греет».

«Пришёл мороз – береги ухо да нос».

«Снегурочка – внучка Деда Мороза».

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение р.н. песни «Как на тоненький ледок».

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

«Положительные моральные качества»

«Формирование чувств заботы и любви к близким людям».

Беседы : «Как мама заботится обо всех», «Как мы заботимся о своих близких».

Чтение: В. Осеева «Просто старушка», «Сыновья».

«Этические представления»

«Формирование представления о чутком, заботливом отношении к окружающим».

Чтение: В. Катаев «Цветик- семицветик», Е. Кошевая «Мой сын».

«Семейная принадлежность»

«Семейные традиции».

Рассказ воспитателя «Что такое традиция».

Беседа: «Традиции вашей семьи»

Продуктивная деятельность: «Наш домашний праздник»

«Гражданская принадлежность»

«Новый год в России и других странах».

Рассказ воспитателя о встрече Нового года.

Продуктивная деятельность: «Игрушки самоделки на ёлку».

«Духовно-нравственные чувства»

«Новогодний карнавал».

Театрализованные семейные постановки «Семейный карнавал».

Январь

«Культура поведения»

Беседа «Как вести себя в магазине, транспорте».

Обыгрывание ситуаций : «Мы пришли в магазин (аптеку, больницу).

«У истоков русской народной культуры»

«Пришла Коляда накануне Рождества».

«Зимние Узоры».

«Гжель прекрасная».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях.

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассказ воспитателя о гжельском художественном промысле.

«Положительные моральные качества»

«Скромность».

Беседа: «Скромность и хвастовство», «Кого мы называем скромным».

Чтение р.н.с. «Заяц – хваста».

Просмотр мультфильма «Какой чудесный день».

«Этические представления»

«Скромность- положительная черта характера».

«Семейная принадлежность»

«Наш детский сад – большая семья».

Рассматривание фотографий из архива детского сада.

Рассказ воспитателя.

Сюжетно-ролевая игра «Семья – встреча Нового года».

Продуктивная деятельность: подарки для воспитанников детского сада.

«Гражданская принадлежность»

«Мы живём в России: разнообразие природы, животного мира, национальностей.

Рассматривани е иллюстраций разных климатических зон, животных, карты и глобуса.

Беседа «Мы живём в России».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России».

«Духовно-нравственные чувства»

«Рождественские праздники».

«Крещение».

Рассказ воспитателя о народных традициях и праздниках на Руси.

Рассматривание иллюстраций.

Театрализованная постановка «Рождественская ёлка».

Февраль

«Культура поведения»

«Формирование культуры разговора, спора».

Беседа «Вежливость в разговоре».

Дидактические упражнения: «Докажи, что ты прав».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«У истоков русской народной культуры»

«Дело мастера боится».

«Живёт в народе песня».

«На героя и слава бежит».

«Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».

Беседа о русской народной песне.

Рассказ воспитателя о русских богатырях.

Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

«Положительные моральные качества»

«Рыцарское отношение к девочкам».

Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».

Чтение : А. Ахундова «Красивая девочка»

«Этические представления»

«Скромность и зазнайство».

Рассказ воспитателя.

Чтение р.н.с. «Заяц-хваста», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».

«Семейная принадлежность»

«Забота и внимание»

Посещение младших групп, оказание помощи в одевании на прогулку, совместные игры.

Беседа «забота о младших – почётная обязанность старших».

Чтение : М. Бородицкая «Ждём брата», «Наблюдение», «Открытие».

«Гражданская принадлежность»

«Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

«День защитника Отечества: служба в армии – трудная и почётная обязанность».

Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность «Российский флаг».

Целевые прогулки к памятникам героям войны.

Беседы: «Наша армия родная бережёт наш мирный труд», «Что такое героизм».

Сюжетно-ролевые игры: «Лётчики», «Военные учения».

«Духовно-нравственные чувства»

«Защитники отечества».

Встречи с воинами Российской армии.

Март

«Культура поведения»

«Гостевой этикет».

Беседа «Гости в дом – радость в нём».

Чтение: О. Григорьев «Гостеприимство», С. Маршак «Кошкин дом».

Дидактические упражнения: «Встреча гостей», «Прощаемся с гостями».

«У истоков русской народной культуры»

«Сердце матери лучше солнца греет».

«Русская матрёшка».

«Поэзия народного костюма».

«Грач на горе- весна на дворе»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц.

Р ассказ о матрёшке.

Рассказ о народном костюме.

Беседа о русских обычаях встречи весны.

«Положительные моральные качества»

«Оценка своих поступков».

Беседы: «Всегда ли вы правы», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

«Этические представления»

«Честность и лживость».

Беседа «Правда и ложь».

Чтение : Л. Толстой «Косточка», Н. Носов «Огурцы», В. Осеева «Почему?».

«Семейная принадлежность»

«Конвенция о правах ребёнка»: право на имя, гражданство.

Беседы: «Кому какие дают имена», «Такие разные дети» (национальности и расы), «Именины- праздник имени».

«Гражданская принадлежность»

«Международный женский день»

Беседы о маме.

Утренник, посвящённый женскому празднику.

Продуктивная деятельность : подарки мамам и бабушкам.

«Духовно-нравственные чувства»

«Прощёное воскресение».

Рассказ воспитателя.

Беседа «Что означают наши христианские времена».

Апрель .

«Культура поведения»

«Правила поведения в общественных местах».

Беседа «Как мы ведём себя на улице».

Дидактические упражнения : «Мы идём по улице», «Мы в магазине».

«У истоков русской народной культуры»

«Шутку шутить – людей насмешить».

«Путешествие на златогривой чудо –тройке».

«Красная горка».

Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

Рассказ воспитателя о мастерах Палеха.

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

«Положительные моральные качества»

«Справедливость и доброжелательность»

Беседа «Справедливость – хорошее качество человека».

Чтение : А. Барто «Я лишний», Г. Ладонщиков «Я не плачу».

Дидактическое упражнение «Как сказать, чтобы не обидеть».

«Этические представления»

«Справедливость».

«Семейная принадлежность»

«Конвенция о правах ребёнка».

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Мы и наши права».

«Гражданская принадлежность»

«День космонавтики: первый полёт человека в космос».

Рассматривание портретов, иллюстраций.

Беседа «Мы первые в космосе».

Чтение : М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли».

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты, в полёт!».

«Духовно-нравственные чувства»

«Православные праздники».

Рассказ преподавателя воскресной школы о Вербном воскресенье, о Пасхе.

Май.

«Культура поведения»

«Культура поведения на природе».

Рассматривание Красной книги Тамбовской области.

Экологические акции : «Ёлочка – зелёная иголочка», «Наш город должен быть чистым», «Памятка

выезжающим на природу».

«У истоков русской народной культуры»

«Человек без Родины, что соловей без песни».

«Край родной, навек любимый».

Прощание с «избой».

Беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр диафильмов.

Экскурсия в музей «Русская изба»

Беседа о русской избе и национальной кухне.

«Положительные моральные качества»

«Культура других народов».

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Этические представления»

«Трудолюбие и лень»

Беседа «Труд человека портит, а лень кормит».

Чтение р.н.с. «Хаврошечка», Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

«Семейная принадлежность»

Беседа о семье.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

«Гражданская принадлежность»

«День Победы».

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.

Беседы: «Что такое героизм», «Мы помним героев».

Рассматривание иллюстраций .

Чтение: С. Алексеев «Первая колонна», «Е. Благина «Шинель», Е. Трутнева «Парад».

«Духовно-нравственные чувства»

«День славянской письменности и культуры».

Беседа о приближающемся празднике славянской письменности.

Список используемой литературы:

  1. Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
  2. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2010.
  4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. Л.П.Гладких «Основы православной культуры. Мир- прекрасное

творенье».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Кирсанов Тамбовская область Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) Горовенко А.Г. воспитатель. «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы в их душах отразился в миниатюре портрет народа. Тот, кому удается это сделать, может с уверенностью сказать: «Я постиг цель воспитателя»». Василий Александрович Сухомлинский Задача духовно-нравственного воспитания дошкольников – одна из приоритетных. Мы должны начать работу по пробуждению в детских сердцах «веры, надежды, любви» Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно- нравственных чувств и поведения. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью, обусловленной потребностями передачи маленькому дошкольнику ценного опыта старших поколений. Показателем высокого уровня духовно-нравственного развития личности является ее духовно-нравственная направленность, выраженная как система устойчивых, духовно-нравственно-ценных мотивов, определяющих отношение личности к труду, к обществу, к окружающему. Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в системе. Методы духовно-нравственного воспитания: Наблюдение, совместные игры, анкетирование, познавательные игровые занятия, беседы. Занятия, праздники, развлечения, экскурсии, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. В 2012-2013 учебном году в детском саду работает кружок по основам православной культуры «Дорогою добра». Проводится работа с детьми всех возрастных групп. Ведь даже в этом нежном возрасте детям понятны и близки песенки, потешки, сказки. Работа проводится на занятиях и в повседневной жизни. 2012-2013 учебный год кружок «Дорогою добра» Задачи: 1. 2. 3. Формировать у детей представления о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных праздников. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей (доверия, послушания, милосердия, трудолюбия, любви к ближнему) на основе познания и раскрытия значений православных праздников. Воспитывать желание отмечать с родителями православные календарные праздники, стремление к пониманию их жизненного смысла. Формы проведения занятий кружка «Дорогою добра» Беседы; Чтение и обсуждение литературных произведений; Театрализация; Игры; Экскурсии в храм; Трудовая деятельность; Праздники. На занятиях использовались произведения А.Барто, С.Михалкова, Н.Носова, В.Драгунского, М.Зощенко, Л.Толстого, В.Сухомлинского, В.Осеева. Направления работы Духовно-образовательное (занятия, беседы, рассматривание иллюстраций и т. д.) Культурно- познавательное (праздники, игры, встречи, целевые прогулки, экскурсии и т. д) Нравственно- трудовое Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников в кружке «Дорогою добра»: 1. 2. Принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей. Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития: Воспитание нравственных чувств и этического сознания Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Посещение Тихвинского храма Молебен об учащихся в детском саду "Ромашка" Встреча священника Димитрия Пимкина с детьми детского сада Праздник «Рождество Христово» Выставка детского творчества кружка «Дорогою добра» Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны. Спасибо за внимание


Close